Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский».



 

Урок 17 (17.11.21.)

Тема: Контрольное сочинение.

Цель урока: учиться писать сочинение – характеристику героя художественного произведения.

Задачи урока:

1. Воспитательные:

- воспитывать человека, внимательного к окружающему миру и другим людям;

- воспитывать умение прощать:

- воспитывать умение различать положительные и отрицательные качества человеческой личности;

- воспитывать нравственные качества: сочувствие, сострадание, любовь к близким, взаимопомощь, честность, верность слову и другие.

1. Развивающие:

- развивать процессы мышления: умение решать проблему, рассуждать, доказывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- развивать умение связной устной и письменной речи: умение создавать план простой и развернутый; подбирать из текста цитаты, включать их в свою речь, создавать связное высказывание.

1. Образовательные:

- рассмотреть образ Владимира Дубровского в романе: поступки и характер героя;

- рассмотреть особенности авторской оценки героя;

-учиться писать сочинение-характеристику героя художественного произведения.

Содержание уроков:

 

 

Ход урока

I. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем писать сочинение на тему «Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Этот образ неоднозначен. Мы попробуем понять на основе авторского текста: кто же Владимир Дубровский – благородный человек или разбойник. Для этого вы дома составили план по теме «Владимир Дубровский в романе».

План

1. Вступление: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник?

2.  Основная часть. Характеристика Дубровского по главам:

А. Первая встреча с Владимиром Дубровским

Б. Воспитание в Кадетском корпусе

В. Воспоминание о детстве

Г. Болезнь и смерть отца

Д. Прощание с родным домом, пожар

Е. Дубровский-разбойник

Ж. Дефорж

Д. Отношение автора к Дубровскому  

3. (Вывод: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник?)

 

1. план по теме «Владимир Дубровский в романе» с указанием страниц и цитат, наиболее ярко характеризующих Дубровского.

№ п.п. План, стр. учебника Цитаты Ответы учащихся
  Вступление: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник? Проблемный вопрос «Прочитав роман А.С. Пушкина «Дубровский», я задумался над вопросом: кто же Дубровский – благородный человек или разбойник. Иногда в сложной жизненной ситуации человек должен выбрать, как ему поступить. Он может поступить по совести, а может пойти против нравственных принципов. Так главный герой романа А.С. Пушкина становится разбойником» - из сочинения.  
  Первая встреча с Владимиром Дубровским, стр. 77 «Сын Дубровского воспитывался в Петербурге». Троекуров о нем: «гол как сокол». Отец о Владимире: «бедный дворянин». «Впервые мы только слышим о Владимире Дубровском. Несмотря на бедность, Андрей Гаврилович «не щадил ничего для приличного его содержания» в Петербурге. Отец дал Владимиру образование, титул дворянина, воспитал в сыне чувства чести и достоинства. Для Кирилы Петровича Троекурова главное – материальное состояние Дубровского: «гол как сокол». Для Дубровского старшего важно знать, что сын его хоть и «бедный дворянин», а человек честный и достойный» - из сочинения.
  Воспитание в Кадетском корпусе, стр. 85 «Получал из дому более, нежели должен был ожидать». «Расточителен и честолюбив», «позволял себе роскошные прихоти», «входил в долги, не заботясь о будущем». «Владимир «расточителен и честолюбив», живет в Петербурге, ни в чем себе не отказывая, не собираясь жить в бедности, «…предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Но поведение Владимира после известия о болезни отца изменяет наше отношение к этому молодому человеку» - из сочинения.
  Воспоминание о детстве, стр.86-87   Воспоминание о семье: рано лишился матери, отца почти не знал, с восьми лет жил в корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце». «…положение бедного больного…ужасало его», он погрузился в «беспокойство», «глубокие размышления». Серьезные намерения «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия». По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». Дубровский – романтик, «застенчивость» удержала его от расспросов. «Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». «Владимир Дубровский рано лишился матери, отца почти не знал, так как с восьми лет жил в Кадетском корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце». Мы видим серьезность намерений Владимира «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия». Подъезжая к дому, узнавая родные места, «он смотрел вокруг себя сволнением неописанным». По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». И только природная «застенчивость» удерживает его от расспросов о ней» - из сочинения.
  Болезнь и смерть отца, стр. 88-90. Задание В 5, стр.130.   При встрече «Владимир с жаром обнял отца своего», «был поражен его состоянием», «расположился в его спальне». «Владимир предвидел его скорое разрешение и не отходил от старика». Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у отца Владимира, от удара он умирает. Владимиром овладели сильные чувства: «кричал», «бросил на него ужасный взгляд», «отрывисто сказал». «О встрече Владимира и Андрея Гавриловича Дубровского написано всего несколько слов: «Владимир с жаром обнял отца своего». Но и этих слов достаточно, чтобы понять, что сыновнее сердце полно любви и сострадания. Узнав о причине болезни отца, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский сильно переживает, он предвидит «его скорое разрешение» и не отходит от него. Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у отца Владимира, от удара он умирает. В этот момент Владимиром овладевают сильные чувства: он кричит, бросает ужасные взгляды, говорит отрывисто» - из сочинения.
  Прощание с родным домом, пожар, стр. 90-93. Задание В 6,7, стр. 130.     Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. В Кистеневской роще шел, «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Будущее: «покрытое темными тучами», «новые несчастия», «нищета». Владимир «кипел от негодования», когда слушал исправника, но сдержался и не дал своим людям устроить бунт. «Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». Исправника же он «слушал с презрением и ничего не отвечал», к ним испытывает отвращение. «Итак, все кончено…». «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир «стиснул зубы», «страшные мысли рождались в уме его». «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор». Берет на себя ответственность. «Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. После похорон отца Владимир удаляется в Кистеневскую рощу. Он вокруг «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Его будущее казалось ему покрытым «черными тучами». Вражда с Троекуровым предвещала новые несчастья, нищета ожидала Владимира: «Итак, все кончено…». Вот тут-то и затаилась в его сердце обида, ненависть к богатым, прежде всего к своему обидчику. Он испытывал отвращение к людям, пришедшим забрать его дом, но из благородных побуждений несколько раз спасал их от гибели. «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир, не желая, чтобы его имение досталось Троекурову, сам поджигает дом, берет на себя ответственность за происходящее» - из сочинения.
  Дубровский-разбойник, стр.96, 111, 129 Задание В 12, стр.130. «… появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям». «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Предводитель «отважных злодеев». «Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения». После нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана». «Дворовые люди господ Дубровских возмущены несправедливым приговором суда. Они бунтуют и отказываются переходить во власть Троекурова. Таким образом, обстоятельства жизни заставили Владимира стать разбойником. Причиной всех бед он считает Троекурова. Дубровский говорит Марье Кириловне: «…я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах». Владимир уходит из Кистеневки не по своей воле. Он становится предводителем «отважных разбойников», наводящих ужас на всю округу. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Со своими врагами он жесток, как с Антоном Пафнутьичем, с близкими людьми он великодушен и умеет держать слово: после нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана» - из сочинения.
  Дефорж, стр.98-100, 110-111. Задание В 9, 10, 11, стр. 130.     «…понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением», «был недоволен одною молодостью…». Маша «не обратила никакого внимания». После случая с медведем «она увидела храбрость и гордое самолюбие». «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…». «Владимир Дубровский не оставляет желания отомстить Троекурову. Он подкупает учителя французского языка, и под именем Дефоржа появляется в имении. Никто сначала не обращает внимания на молодого человека, но случай с медведем заставил всех по-другому посмотреть на него. «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…». Встреча с Машей Троекуровой заставляет Владимира отказаться от мести. Привязанность к ней становится для Дубровского роковой. Став разбойником, он не нашел счастья и потерял свою любовь» - из сочинения.
  . Задание 13, стр. 130.   «Мне кажется, что автор показывает нам благородного, но вместе с тем несчастного человека, который отчаялся найти правду и справедливость. Он совершает с разбойниками набеги на имения, крадет деньги у Антона Пафнутьевича. Но под этой маской разбойника автор нам постоянно показывает, что Владимир добрый, отзывчивый, робкий, честный и порядочный человек» - из сочинения. «Я считаю, что автор отрицательно относится к поступкам Дубровского. Но в то же время ему симпатична его любовь к родному дому и отцу, а также борьба за справедливость» - из сочинения.  
  Вывод: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник?   «Я считаю, что Дубровский – добрый и благородный человек, так как он никому не причинил зла, а окружающие его искренне любили и уважали» - из сочинения. «Я думаю, что Дубровский стал разбойником поневоле. Он исправился, так как в душе он все-таки благородный человек» - из сочинения.  

 

 

Десятое ноября

Контрольное сочинение

«Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

*(объём сочинения – 1 страница)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.