Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стр. 509: Тюркоязычное крестьянство Западной Башкирии: межэтнические



 

Опубликовано: Роднов М.И. Тюркоязычное крестьянство Западной Башкирии: межэтнические процессы в эпоху войн и революции, 1917 – 1920 гг. // Роль конфессий в развитии межнациональных отношений: Россия – Балканы – Поволжье: Труды международной научной конференции (Самара, 11 – 13 сентября 2008 г.) / Правительство Самарской области, ИРИ РАН, Институт славяноведения РАН, Самарская епархия Русской православной церкви, Поволжский филиал ИРИ РАН, СГПУ. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2008. С. 509 – 513.

Стр. 509: Тюркоязычное крестьянство Западной Башкирии: межэтнические

процессы в эпоху войн и революции, 1917 – 1920 гг.

М.И. Роднов

 

Аннотация

Исследование материалов переписи 1920 г. (подсчёт по подворным карточкам) открыло совершенно новую картину в истории западных групп башкирского народа в начале XX в. Вслед за припущенниками в эпоху Гражданской войны начался достаточно массовый отход вотчинников от самоназвания «башкир». Среди целого комплекса причин большую роль играло исчезновение «экономической границы» в результате начавшегося «чёрного передела» земли и позицию местных низовых советских элит.

 

 

Западный Башкортостан (Бывший Белебеевский уезд Уфимской губернии) является одним из самых полиэтничных и поликонфессиональных регионов Южного Урала и Среднего Поволжья. Изучение сложных процессов в среде тюркского населения, происходивших в начале XX в., в решающей степени базируется на материалах предвоенной переписи 1912–1913 гг.[1] и всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г.[2], организованной Временным правительством. Только что законченная мною обработка подворных карточек советской переписи 1920 г. по Белебеевскому уезду[3] позволяет проанализировать причины и характер изменений в положении западных групп башкир Уфимской губернии. В табл. 1 показана численность тюрко-мусульманского населения Белебеевского уезда с 1912 по 1920 гг. без двух волостей, подворные карточки переписи 1920 г. по которым не найдены[4].

 

Таблица 1

 

Состав тюрко-мусульманского населения Белебеевского уезда

в 1912–1920 гг. (без Елизаветинской и Старо-Калмашевской волостей), чел.

 

Группы

Численность по данным переписи

1912–1913 гг. 1917 г. 1920 г.
башкиры 202 550 175 649 87 704
тептяри 85 162 130 331 48 514
мишари 19 597 38 472
татары 38 232 31 409 207 311
мусульмане нет 10 989
прочие нет
Население уезда 538 312 604 851 595 518

 

Стр. 510:Общая численность населения Белебеевского уезда коррелируется по всем трём источникам, что говорит о высокой достоверности данных. Этнические процессы в мусульманской деревне Западного Башкортостана в 1910-е гг. видны из табл. 1. Происходит неуклонное сокращение количества башкир, временный (в 1917 г.) прирост численности мишар и тептяр сменился резким падением уже к 1920 г. (что ещё раз подтверждает полную беспочвенность бытовавшей в местной историографии «гипотезы» о тептярском, якобы, «неродившемся» этносе[5]). Более точные данные переписей 1917 и 1920 гг. показывают наличие иных этносословных групп, кроме «официально» признанных четырёх. А главное, что следует из табл. 1, это «взрыв» татарской этничности. Не в 1920-е гг., а уже во время Гражданской войны подавляющая часть тюрок-мусульман Западной Башкирии восприняла (или была записана местными низовыми элитами[6]) самоназвание татары.

В годы революции и Гражданской войны происходят резкие (и принципиальные) изменения в положении башкирского народа. После принятия в конце 1917 г. закона о «социализации» земли, объявленной общенародным достоянием, запрете частной собственности и купли-продажи, начала уравнительного перераспределения земельных угодий («чёрный передел») постепенно исчезает существовавшая столетиями «экономическая граница» между многоземельными башкирами-вотчинниками и сравнительно малоземельными припущенниками. Именно особый статус башкир-вотчинников, являвшихся юридически коллективными собственниками своих общинных владений («вотчинное право»), надёжно сохранял башкирскую идентичность. Если в дореволюционный период припущенники тептяри и мишари, когда то входившие в Башкирское войско, постепенно отказывались от самоназвания «башкир», то случаев смены вотчинниками своего этнонима практически не было[7].

В годы Гражданской войны темпы отхода припущенников (или их низовых элит) от башкирской идентичности особенно ускорились. По данным переписи 1920 г. в Белебеевском уезде также не зафиксировано самоназвание «ново-башкир», широко распространённое здесь в 1917 г. После обработки почти 108 тыс. подворных карточек переписи 1920 г. стало возможным исследовать изменения этничности на уровне практически каждого населённого пункта. А сравнение с предвоенной переписью 1912–1913 гг., в которой точно указана сословная принадлежность жителей всех поземельных общин, позволило установить, так сказать, «состав» башкир Белебеевского уезда в 1920 г.

Из общей численности в 88 тыс. чел., абсолютное большинство башкир являлось по происхождению бывшими вотчинниками – 64 тыс. чел. Цифровой материал округляется, так как не всегда можно точно соотнести уже бессословное население в 1920 г. с разнообразными разрядами по переписи 1912–1913 гг. Башкир – бывших припущенников насчитывалось около 15 тыс. чел. Примерно 3,5 тыс. башкир происходили из иных групп, или их прежнее сословие установить не удалось, или это были жители вновь возникших селений, а также одиночные семьи и неизвестные.

В 1920 г. далеко не все припущенники отказались от этнонима «башкир». Среди них преобладало население волостей, расположенных вдоль речки Дёмы, являвшихся этническими башкирами, переселившимися сюда на земли местных вотчинников и поэтому получивших статус припущенниСтр. 511:ков[8]. Интересно, что перепись 1920 г. зафиксировала 12 случаев (5,5 тыс. чел.), когда жители (или низовые элиты) деревень, наоборот, «сменили» свою этничность на башкирскую. Во время довоенной переписи они были в рядах татар, тептяр, мещеряков (восемь селений сравнительно небольшие, четыре – крупные). Например, в с. Тюменяк, центре одноимённой волости, в 1912–1913 гг. состояло две общины – маленькая башкир-вотчинников (50 чел.) и большая припущенников-тептяр (2266 чел.). По переписи 1917 г. в Тюменяке проживало 1892 тептяр, 615 башкир и 16 просто «мусульман». По переписи 1920 г. большинство в Тюменяке уже составляли башкиры (1667 чел.), также здесь было зарегистрировано 823 чел. татар, 4 чел. русских, а у 16 чел. (две семьи) национальность указали в форме «б.-татарское» (башкиро-татары?)[9]. Как видим, в 1917–1920 гг. в Тюменяке наблюдался устойчивый рост башкирской идентичности, что являлось весьма своеобразным исключением.

Необычная ситуация сложилась в д. Базгиево Кичкиняшевской волости (в 1912–1913 гг. единственная община государственных крестьян – чувашей, 757 чел.). В 1920 г., кроме преобладавших чувашей (781 чел.), а также русских (21 чел.), в Базгиево в 13 дворах национальность была названа как «башкир»[10]. Возможно, это результат исламизации чувашей[11]. Этноним «башкир» и в 1920 г. сохранял свою «привлекательность» для различных групп населения (и местных элит), видимо, в качестве воспоминаний о былых временах, когда башкиры-вотчинники были самыми многоземельными среди всего окрестного крестьянства.

Но доминирующими являлись уже иные процессы. Если 5,5 тыс. чел. ранее небашкирского населения вошли в состав башкир Белебеевского уезда, то сравнение с довоенной переписью 1912–1913 гг. показало, что свыше 22 тыс. чел. бывших башкир-вотчинников в 1920 г. «сменили» свою национальную принадлежность. В 14 волостях и в 44 населённых пунктах вчерашние вотчинники перешли в основном в состав татар. Это весьма значительная величина. По переписи 1920 г. в Белебеевском уезде насчитывалось 64 тыс. башкир (экс-вотчинников) и ещё было 22 тыс. чел. (уже экс-башкир-вотчинников). Примерно ¼ всех башкир-вотчинников отказалась (или была записана низовыми элитами) от башкирского этнонима. В результате за 1912–1920 гг. башкиры из первого по численности народа Западной Башкирии «откатились» на третье место, уступив татарам и русским (116 780 чел. в 1920 г.).

В расселении башкир Белебеевского уезда можно выделить три зоны: 1) север уезда, 2) икские волости, лежавшие по левому берегу р. Ик, 3) дёмские волости, расположенные вдоль среднего и верхнего течения р. Дёмы. Наиболее устойчивым башкирское самосознание (идентичность) оказались в третьем районе. Из дёмских волостей лишь в Казангуловской в двух деревнях (Исмагилово и Казангулово) башкиры «превратились» в татар (около 900 чел.). Зато в двух других зонах смена этнонима была явлением массовым. Так, на севере Белебеевского уезда в Буздякской (ранее Богадинской) волости в татары «перешли» дореволюционные башкиры-вотчинники из деревень Букаево, Устюба, Ново-Богады, Сыртланово, в Имянликулевской – Бишкуразово, Земеево, Каразериково, Илякшиды, Тюлюган, Каргалино, в Каръявдинской волости – Нижние Каръявды, Ново-Дюмеево, Ново-Москово, Пучкак-Куяново, Рсаево, Старо-Дюмеево, Старо-Сурметево, Янтуганово, по пять селений в Тюрюшевской и Чукадытамакской волостях.

Именно на западе и севере Белебеевского уезда сильнее ощущалось малоземелье, экономическое положение вчерашних припущенн Стр. 512:иков и вотчинников сближалось, что, в условиях численно преобладавшего в округе татарского населения, смены в Гражданскую войну местных элит, разнообразного социокультурного влияния из Казани (и образовавшейся советской Татреспублики) приводило к унификации, слиянию различных этносословных групп в единый тюрко-мусульманский этнос – татарский. В отдельных случаях бывшие башкиры-вотчинники «переходили» в мусульмане / магометане (Заитовская, Ново-Шаховская волости), и крайне редко в тептяри.

В механизме изменения этничности, условно, можно выделить три варианта: 1) распад, 2) растворение, 3) полная смена самоназвания. Рассмотрим Чукадытамакскую волость, где в 1920 г. татары составляли 69% населения, башкиры – 21%, остальные – чуваши, украинцы, русские и др. В соседних (почти слившихся) деревнях Ново- и Старо-Арасланбеково по переписи 1912–1913 гг. имелось три общины: башкир-вотчинников (120 дворов, 656 чел.), государственных крестьян – татар (70 дв.), припущенников – тептяр (33 дв.). В 1920 г. в Ново-Арасланбеково проживало по 380 татар и башкир (66 дв.), в Старо-Арасланбеково – 582 чел. татар и семь башкир (одна семья). Местная община башкир-вотчинников «распадается», около половины вчерашних вотчинников именуют себя татарами, лишь 67 семейств остаются «в башкирах».

В д. Кидрячево рядом с большой тептярской общиной (137 хозяйств в 1912–1913 гг.) имелось небольшое общество башкир-вотчинников (12 дв., 62 чел.). В 1920 г. все 169 кидрячевских домохозяев назвались татарами, ещё один – тептяр. Башкиры «растворились» в численно преобладавшем татарском населении.

Но в д. Тлякей-Кубово на 1912–1913 гг. жили исключительно одни башкиры-вотчинники (76 дв., 416 чел.). По переписи 1917 г. они по прежнему башкиры (78 хозяйств, 471 чел.), а в 1920 г. все поголовно стали татарами (83 дв., 452 чел.)[12]. Объяснения подобных, самых массовых случаев наиболее сложны. Возможно, нужно выделять роль местных элит.

Таким образом, изучение материалов переписи 1920 г. (подсчёт по подворным карточкам) открыло совершенно новую картину в истории западных групп башкирского народа в начале XX в. Вслед за припущенниками в эпоху Гражданской войны начался достаточно массовый отход вотчинников от самоназвания «башкир». Среди целого комплекса причин, с моей точки зрения, нужно обращать внимание на исчезновение «экономической границы» в результате начавшегося «чёрного передела» земли и позицию местных низовых советских элит.


[1] Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. Ч. II. Таблицы. Уфа, 1914.

[2] Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. / Сост. А.З. Асфандияров, Ю.М. Абсалямов, М.И. Роднов. Уфа, 2001;и др.

[3] ЦГИА РБ (Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан). Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 636–645, 664–683, 685–750. Подворные карточки не пронумерованы, поэтому ссылки в статье даются на дело.

[4] Там же; Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. С. 1823–1827; Роднов М.И. Итоги переписи 1917 г. по Белебеевскому уезду // Археография Южного Урала. Уфа, 2004. С. 162–163 (сведения по Елизаветинской и Старо-Калмашевской волостям – архив автора). Информация В.П. Шибаева недостоверна (см.: Шибаев В.П. Этнический состав населения Европейской части Стр. 513: Союза ССР. Л., 1930. С. 208–209).

[5] См.: Роднов М.И. Этнический состав населения Бирского уезда в конце XIX – начале XX века // Страницы минувшего. Уфа, 1995; Якупов Р.И. Тептяри: историко-этнологические очерки : К проблеме генезиса этничности. М., 2001.

[6] См.: Роднов М.И. Административный ресурс в этнографических исследованиях // Этнографическое обозрение. 2004. № 6.

[7] «Башкиры-вотчинники являлись одной из самых многоземельных групп населения всей Европейской России. В Альшеевской волости Белебеевского уезда в среднем на одно хозяйство башкира-вотчинника в 1912–1913 гг. приходилось в д. Альшеево – 53,1 дес. земли, в Идрисово – 37,8, Кармышево – от 44 до 64 дес., тогда как у припущенников д. Ибраево было 17,5 дес. на двор, в Верхне-Аврюзово – по 12,3 дес. В горно-лесных волостях обеспеченность земельными угодьями башкир-вотчинников была ещё выше» (История Башкортостана во второй половине XIX – начале XX века. В 2 т.: Т. I. Уфа, 2006. С. 36).

[8] См., напр.: Асфандияров А.З. История сёл и деревень Башкортостана. Кн. 7. Уфа, 1997.

[9] Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. С. 1766–1767; ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 250–251, 734, 736.

[10] Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. С. 1628–1629; ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 713.

[11] Ягафова Е.А. Чуваши в этнически смешанных селениях Урало-Поволжья: ситуации межэтнического взаимодействия в Восточном Закамье // Мы и как удмурты, и как чуваши… Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. М., 2007. С. 76–77.

[12] Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. С. 1708–1709, 1716–1717; Роднов М.И., Дудина О.И. Крестьянство Уфимской губернии в 1917 году: Белебеевский уезд // Башкирский край. Вып. 5. Уфа, 1994. С. 134–136; ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 743, 746, 748.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.