|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стр. 509: Тюркоязычное крестьянство Западной Башкирии: межэтнические
Опубликовано: Роднов М.И. Тюркоязычное крестьянство Западной Башкирии: межэтнические процессы в эпоху войн и революции, 1917 – 1920 гг. // Роль конфессий в развитии межнациональных отношений: Россия – Балканы – Поволжье: Труды международной научной конференции (Самара, 11 – 13 сентября 2008 г.) / Правительство Самарской области, ИРИ РАН, Институт славяноведения РАН, Самарская епархия Русской православной церкви, Поволжский филиал ИРИ РАН, СГПУ. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2008. С. 509 – 513. Стр. 509: Тюркоязычное крестьянство Западной Башкирии: межэтнические процессы в эпоху войн и революции, 1917 – 1920 гг. М.И. Роднов
Аннотация Исследование материалов переписи 1920 г. (подсчёт по подворным карточкам) открыло совершенно новую картину в истории западных групп башкирского народа в начале XX в. Вслед за припущенниками в эпоху Гражданской войны начался достаточно массовый отход вотчинников от самоназвания «башкир». Среди целого комплекса причин большую роль играло исчезновение «экономической границы» в результате начавшегося «чёрного передела» земли и позицию местных низовых советских элит.
Западный Башкортостан (Бывший Белебеевский уезд Уфимской губернии) является одним из самых полиэтничных и поликонфессиональных регионов Южного Урала и Среднего Поволжья. Изучение сложных процессов в среде тюркского населения, происходивших в начале XX в., в решающей степени базируется на материалах предвоенной переписи 1912–1913 гг.[1] и всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г.[2], организованной Временным правительством. Только что законченная мною обработка подворных карточек советской переписи 1920 г. по Белебеевскому уезду[3] позволяет проанализировать причины и характер изменений в положении западных групп башкир Уфимской губернии. В табл. 1 показана численность тюрко-мусульманского населения Белебеевского уезда с 1912 по 1920 гг. без двух волостей, подворные карточки переписи 1920 г. по которым не найдены[4].
Таблица 1
Состав тюрко-мусульманского населения Белебеевского уезда в 1912–1920 гг. (без Елизаветинской и Старо-Калмашевской волостей), чел.
Стр. 510:Общая численность населения Белебеевского уезда коррелируется по всем трём источникам, что говорит о высокой достоверности данных. Этнические процессы в мусульманской деревне Западного Башкортостана в 1910-е гг. видны из табл. 1. Происходит неуклонное сокращение количества башкир, временный (в 1917 г.) прирост численности мишар и тептяр сменился резким падением уже к 1920 г. (что ещё раз подтверждает полную беспочвенность бытовавшей в местной историографии «гипотезы» о тептярском, якобы, «неродившемся» этносе[5]). Более точные данные переписей 1917 и 1920 гг. показывают наличие иных этносословных групп, кроме «официально» признанных четырёх. А главное, что следует из табл. 1, это «взрыв» татарской этничности. Не в 1920-е гг., а уже во время Гражданской войны подавляющая часть тюрок-мусульман Западной Башкирии восприняла (или была записана местными низовыми элитами[6]) самоназвание татары. В годы революции и Гражданской войны происходят резкие (и принципиальные) изменения в положении башкирского народа. После принятия в конце 1917 г. закона о «социализации» земли, объявленной общенародным достоянием, запрете частной собственности и купли-продажи, начала уравнительного перераспределения земельных угодий («чёрный передел») постепенно исчезает существовавшая столетиями «экономическая граница» между многоземельными башкирами-вотчинниками и сравнительно малоземельными припущенниками. Именно особый статус башкир-вотчинников, являвшихся юридически коллективными собственниками своих общинных владений («вотчинное право»), надёжно сохранял башкирскую идентичность. Если в дореволюционный период припущенники тептяри и мишари, когда то входившие в Башкирское войско, постепенно отказывались от самоназвания «башкир», то случаев смены вотчинниками своего этнонима практически не было[7]. В годы Гражданской войны темпы отхода припущенников (или их низовых элит) от башкирской идентичности особенно ускорились. По данным переписи 1920 г. в Белебеевском уезде также не зафиксировано самоназвание «ново-башкир», широко распространённое здесь в 1917 г. После обработки почти 108 тыс. подворных карточек переписи 1920 г. стало возможным исследовать изменения этничности на уровне практически каждого населённого пункта. А сравнение с предвоенной переписью 1912–1913 гг., в которой точно указана сословная принадлежность жителей всех поземельных общин, позволило установить, так сказать, «состав» башкир Белебеевского уезда в 1920 г. Из общей численности в 88 тыс. чел., абсолютное большинство башкир являлось по происхождению бывшими вотчинниками – 64 тыс. чел. Цифровой материал округляется, так как не всегда можно точно соотнести уже бессословное население в 1920 г. с разнообразными разрядами по переписи 1912–1913 гг. Башкир – бывших припущенников насчитывалось около 15 тыс. чел. Примерно 3,5 тыс. башкир происходили из иных групп, или их прежнее сословие установить не удалось, или это были жители вновь возникших селений, а также одиночные семьи и неизвестные. В 1920 г. далеко не все припущенники отказались от этнонима «башкир». Среди них преобладало население волостей, расположенных вдоль речки Дёмы, являвшихся этническими башкирами, переселившимися сюда на земли местных вотчинников и поэтому получивших статус припущенниСтр. 511:ков[8]. Интересно, что перепись 1920 г. зафиксировала 12 случаев (5,5 тыс. чел.), когда жители (или низовые элиты) деревень, наоборот, «сменили» свою этничность на башкирскую. Во время довоенной переписи они были в рядах татар, тептяр, мещеряков (восемь селений сравнительно небольшие, четыре – крупные). Например, в с. Тюменяк, центре одноимённой волости, в 1912–1913 гг. состояло две общины – маленькая башкир-вотчинников (50 чел.) и большая припущенников-тептяр (2266 чел.). По переписи 1917 г. в Тюменяке проживало 1892 тептяр, 615 башкир и 16 просто «мусульман». По переписи 1920 г. большинство в Тюменяке уже составляли башкиры (1667 чел.), также здесь было зарегистрировано 823 чел. татар, 4 чел. русских, а у 16 чел. (две семьи) национальность указали в форме «б.-татарское» (башкиро-татары?)[9]. Как видим, в 1917–1920 гг. в Тюменяке наблюдался устойчивый рост башкирской идентичности, что являлось весьма своеобразным исключением. Необычная ситуация сложилась в д. Базгиево Кичкиняшевской волости (в 1912–1913 гг. единственная община государственных крестьян – чувашей, 757 чел.). В 1920 г., кроме преобладавших чувашей (781 чел.), а также русских (21 чел.), в Базгиево в 13 дворах национальность была названа как «башкир»[10]. Возможно, это результат исламизации чувашей[11]. Этноним «башкир» и в 1920 г. сохранял свою «привлекательность» для различных групп населения (и местных элит), видимо, в качестве воспоминаний о былых временах, когда башкиры-вотчинники были самыми многоземельными среди всего окрестного крестьянства. Но доминирующими являлись уже иные процессы. Если 5,5 тыс. чел. ранее небашкирского населения вошли в состав башкир Белебеевского уезда, то сравнение с довоенной переписью 1912–1913 гг. показало, что свыше 22 тыс. чел. бывших башкир-вотчинников в 1920 г. «сменили» свою национальную принадлежность. В 14 волостях и в 44 населённых пунктах вчерашние вотчинники перешли в основном в состав татар. Это весьма значительная величина. По переписи 1920 г. в Белебеевском уезде насчитывалось 64 тыс. башкир (экс-вотчинников) и ещё было 22 тыс. чел. (уже экс-башкир-вотчинников). Примерно ¼ всех башкир-вотчинников отказалась (или была записана низовыми элитами) от башкирского этнонима. В результате за 1912–1920 гг. башкиры из первого по численности народа Западной Башкирии «откатились» на третье место, уступив татарам и русским (116 780 чел. в 1920 г.). В расселении башкир Белебеевского уезда можно выделить три зоны: 1) север уезда, 2) икские волости, лежавшие по левому берегу р. Ик, 3) дёмские волости, расположенные вдоль среднего и верхнего течения р. Дёмы. Наиболее устойчивым башкирское самосознание (идентичность) оказались в третьем районе. Из дёмских волостей лишь в Казангуловской в двух деревнях (Исмагилово и Казангулово) башкиры «превратились» в татар (около 900 чел.). Зато в двух других зонах смена этнонима была явлением массовым. Так, на севере Белебеевского уезда в Буздякской (ранее Богадинской) волости в татары «перешли» дореволюционные башкиры-вотчинники из деревень Букаево, Устюба, Ново-Богады, Сыртланово, в Имянликулевской – Бишкуразово, Земеево, Каразериково, Илякшиды, Тюлюган, Каргалино, в Каръявдинской волости – Нижние Каръявды, Ново-Дюмеево, Ново-Москово, Пучкак-Куяново, Рсаево, Старо-Дюмеево, Старо-Сурметево, Янтуганово, по пять селений в Тюрюшевской и Чукадытамакской волостях. Именно на западе и севере Белебеевского уезда сильнее ощущалось малоземелье, экономическое положение вчерашних припущенн Стр. 512:иков и вотчинников сближалось, что, в условиях численно преобладавшего в округе татарского населения, смены в Гражданскую войну местных элит, разнообразного социокультурного влияния из Казани (и образовавшейся советской Татреспублики) приводило к унификации, слиянию различных этносословных групп в единый тюрко-мусульманский этнос – татарский. В отдельных случаях бывшие башкиры-вотчинники «переходили» в мусульмане / магометане (Заитовская, Ново-Шаховская волости), и крайне редко в тептяри. В механизме изменения этничности, условно, можно выделить три варианта: 1) распад, 2) растворение, 3) полная смена самоназвания. Рассмотрим Чукадытамакскую волость, где в 1920 г. татары составляли 69% населения, башкиры – 21%, остальные – чуваши, украинцы, русские и др. В соседних (почти слившихся) деревнях Ново- и Старо-Арасланбеково по переписи 1912–1913 гг. имелось три общины: башкир-вотчинников (120 дворов, 656 чел.), государственных крестьян – татар (70 дв.), припущенников – тептяр (33 дв.). В 1920 г. в Ново-Арасланбеково проживало по 380 татар и башкир (66 дв.), в Старо-Арасланбеково – 582 чел. татар и семь башкир (одна семья). Местная община башкир-вотчинников «распадается», около половины вчерашних вотчинников именуют себя татарами, лишь 67 семейств остаются «в башкирах». В д. Кидрячево рядом с большой тептярской общиной (137 хозяйств в 1912–1913 гг.) имелось небольшое общество башкир-вотчинников (12 дв., 62 чел.). В 1920 г. все 169 кидрячевских домохозяев назвались татарами, ещё один – тептяр. Башкиры «растворились» в численно преобладавшем татарском населении. Но в д. Тлякей-Кубово на 1912–1913 гг. жили исключительно одни башкиры-вотчинники (76 дв., 416 чел.). По переписи 1917 г. они по прежнему башкиры (78 хозяйств, 471 чел.), а в 1920 г. все поголовно стали татарами (83 дв., 452 чел.)[12]. Объяснения подобных, самых массовых случаев наиболее сложны. Возможно, нужно выделять роль местных элит. Таким образом, изучение материалов переписи 1920 г. (подсчёт по подворным карточкам) открыло совершенно новую картину в истории западных групп башкирского народа в начале XX в. Вслед за припущенниками в эпоху Гражданской войны начался достаточно массовый отход вотчинников от самоназвания «башкир». Среди целого комплекса причин, с моей точки зрения, нужно обращать внимание на исчезновение «экономической границы» в результате начавшегося «чёрного передела» земли и позицию местных низовых советских элит. [1] Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. Ч. II. Таблицы. Уфа, 1914. [2] Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. / Сост. А.З. Асфандияров, Ю.М. Абсалямов, М.И. Роднов. Уфа, 2001;и др. [3] ЦГИА РБ (Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан). Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 636–645, 664–683, 685–750. Подворные карточки не пронумерованы, поэтому ссылки в статье даются на дело. [4] Там же; Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. С. 1823–1827; Роднов М.И. Итоги переписи 1917 г. по Белебеевскому уезду // Археография Южного Урала. Уфа, 2004. С. 162–163 (сведения по Елизаветинской и Старо-Калмашевской волостям – архив автора). Информация В.П. Шибаева недостоверна (см.: Шибаев В.П. Этнический состав населения Европейской части Стр. 513: Союза ССР. Л., 1930. С. 208–209). [5] См.: Роднов М.И. Этнический состав населения Бирского уезда в конце XIX – начале XX века // Страницы минувшего. Уфа, 1995; Якупов Р.И. Тептяри: историко-этнологические очерки : К проблеме генезиса этничности. М., 2001. [6] См.: Роднов М.И. Административный ресурс в этнографических исследованиях // Этнографическое обозрение. 2004. № 6. [7] «Башкиры-вотчинники являлись одной из самых многоземельных групп населения всей Европейской России. В Альшеевской волости Белебеевского уезда в среднем на одно хозяйство башкира-вотчинника в 1912–1913 гг. приходилось в д. Альшеево – 53,1 дес. земли, в Идрисово – 37,8, Кармышево – от 44 до 64 дес., тогда как у припущенников д. Ибраево было 17,5 дес. на двор, в Верхне-Аврюзово – по 12,3 дес. В горно-лесных волостях обеспеченность земельными угодьями башкир-вотчинников была ещё выше» (История Башкортостана во второй половине XIX – начале XX века. В 2 т.: Т. I. Уфа, 2006. С. 36). [8] См., напр.: Асфандияров А.З. История сёл и деревень Башкортостана. Кн. 7. Уфа, 1997. [9] Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. С. 1766–1767; ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 250–251, 734, 736. [10] Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. С. 1628–1629; ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 713. [11] Ягафова Е.А. Чуваши в этнически смешанных селениях Урало-Поволжья: ситуации межэтнического взаимодействия в Восточном Закамье // Мы и как удмурты, и как чуваши… Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. М., 2007. С. 76–77. [12] Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912–1913 гг. С. 1708–1709, 1716–1717; Роднов М.И., Дудина О.И. Крестьянство Уфимской губернии в 1917 году: Белебеевский уезд // Башкирский край. Вып. 5. Уфа, 1994. С. 134–136; ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 743, 746, 748.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|