![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест по теме. ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПРЕВОРОТОВ. Часть А.Тест по теме ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПРЕВОРОТОВ Часть А. 1. Эпохой дворцовых переворотов называют период: А) 1725 – 1801 г. Б) 1725 – 1762 г. В) 1727 – 1761 г Г) 1730 – 1801 г
2. Что было характерно для дворцовых переворотов середины XVIII в.? А) активное участие гвардии; Б) решающая роль иностранных дипломатов; В) поддержка со стороны широких масс горожан; Г) ограничение власти новых представителей
3 Соотнесите имена российских монархов и годы их царствования и родственные связи:
4 Соотнесите имена императриц и их фаворитов.
5. В задании необходимо расставить понятия из имеющегося ниже перечня понятий в предложенный в задании текст. В перечне понятия в именительном падеже располагаются в алфавитном порядке. Задача студента в том, чтобы записать буквы в порядке, соответствующем номерам пропусков в тексте. «В процессе складывания самодержавия в России власть закрепощает все население страны. Крестьян прикрепляют к земле и помещику, дворян - к службе. Окончательно зависимость дворян от государства оформляется при царе ___(1)___, который сделал службу обязательной и пожизненной. Государственная служба регулировалась документом ___(2)___. В эпоху дворцовых переворотов дворянство обретает большие права и привилегии. Так при ___(3)___ служба ограничивается 25- ю годами. В 1762 г. был провозглашен ___(4) ___. Этот документ, подписанный ___(5)___, окончательно превратил дворян в благородное сословие». Слова подсказки (одно лишнее) А) Анна Иоанновна Г) «Манифест о вольности дворянской» Б) Петр III Д) «Табель о рангах» В) Петр I Е) «Манифест об усовершенствовании государственного порядка»
.6. О ком идет речь? А) При ней снаряжались экспедиции Беринга, была открыта Академия наук, издано объяснение закона о наследствах. Россия стала союзником Австрии, и чуть не вступила в войну с Данией. Б. Император Всероссийский. Его воспитанием руководил Остерман, но оно было довольно поверхностным. Он переехал в Москву. Ни учением, ни делами не занимался…умер от оспы В. Императрица всероссийская. В годы её правления произошло возвышение дворянства и усилилось крепостное право; основан Московский университет, Академия художеств.
7. Соотнесите имена монархов и их деятельность.
8. Дайте определения следующим терминам: Бироновщина, гвардия, Верховный тайный совет.
9. Кто из русских монархов подписал под документом и как назывался документ, который заканчивается словами: «А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской» 10. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов? 1) принятие Жалованной грамоты городам; 2) разделение территории страны на губернии; 3) упразднение Верховного тайного совета; 4) учреждение министерств. 11. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов России? 1) прекращение деятельности земских соборов; 2) создание карательных государственных органов – фискалов и прокуратуры; 3) ликвидация патриаршества в России; 4) изменение традиционной системы престолонаследия. 12. Что из названного характеризует внутреннюю политику императрицы Елизаветы Петровны? 1) ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине; 2) секуляризация церковных земель; 3) поддержка науки, культуры, просвещения; 4) упразднение Верховного тайного совета и создание Кабинета министров.
1) Б.И. Морозов; 2) Н.И. Новиков; 3) Н.Н. Новосильцев; 4) А.П. Волынский. 14. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.И. Павленко и укажите, о чьем воцарении идет речь в документе. «...отличительная черта переворота состояла в его антинемецкой направленности... Имя ... становилось символом русского начала и восстановления величия России, частично утраченного после Петра Великого. Переворот положил конец немецкому засилью и вызвал ликование, выплеснувшееся далеко за пределы гвардейских казарм. ... особенность заговора заключалась также в активном участии в нем иностранных государств, заинтересованных в смене ориентаций внешней политики России. В свержении Брауншвейгской фамилии были прямо заинтересованы Швеция и Франция...» 1) Екатерины I; 2) Елизаветы Петровны; 3) Анны Иоанновны; 4) Екатерины II. 15. Законосовещательный орган, созданный при Екатерине I, назывался 1) Сенатом; 2) Государственным советом; 3) Верховным тайным советом; 4) Советом министров. 16. Прочтите отрывок из книги историка и укажите год вступления охарактеризованного в нем императора на престол. «Новый император был родным племянником покойной императрицы, сыном ее сестры Анны и герцога Голштинского Карла-Фридриха… Почти за двадцать лет до своего восшествия на престол Петр не сумел ни полюбить страну, которой ему предстояло править, ни приобрести качества, необходимые государю великой державы. В сущности, он оставался большим ребенком…» 1) 1727 г.; 2) 1740 г.; 3) 1761 г.; 4) 1796 г. 17. Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству был издан 1) Петром I; 2) Елизаветой Петровной; 3) Петром III; 4) Екатериной II.
Часть В Задание B1. Прочтите отрывок из документа и напишите его название. «Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшегодержавнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли... того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того радимы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия: 1) Ни с кем войны не всчинять. 2) Миру не заключать. 3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать... А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской». Задание B2. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь. «Неудавшаяся личная жизнь рано овдовевшей императрицы парадоксальным образом сказалась на управлении страной. Еще в Митаве самым близким к ней человеком стал курляндский дворянин Эрнст Бирон. С ним, приехавшим вскоре после воцарения императрицы в Москву, она не расставалась ни на минуту. Она постоянно нуждалась в его обществе, делила с ним все горести и радости... Власть Бирона над ней была поистине безгранична, и вполне понятно, что ни одно важное решение не принималось без его участия». Задание B3. Прочтите отрывок из работы В.О. Ключевского и назовите императора, о котором говорится в отрывке. «На русском престоле <он> стал еще более голштинцем, чем был дома... Он боялся всего в России, называл ее проклятой страной и сам выражал убеждение, что в ней ему непременно придется погибнуть, но нисколько не старался освоиться и сблизиться с ней... В его царствование было издано несколько важных и дельных указов, каковые были, например, указы об упразднении Тайной канцелярии, о позволении бежавшим за границу раскольникам воротиться в Россию с запрещением преследовать за раскол. Эти указы внушены были... практическими расчетами людей, близких к <нему> – Воронцовых, Шуваловых и других, которые, спасая свое положение, хотели царскими милостями упрочить популярность императора. Из таких же соображений вышел и указ о вольности дворянства. Но сам <он> мало заботился о своем положении и скоро успел вызвать своим образом действий единодушный ропот в обществе». Задание B4. Прочтите отрывок из воспоминаний и назовите имя императрицы, о которой идет речь. «При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мной». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем». Задание B5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и назовите, при ком из правителей был создан орган, о котором идет речь. «Верховный тайный совет был создан указом ... от 8 февраля 1726 г. в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства. Вначале состоял из 7 членов, из которых А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, А.И. Остерман, П.А. Толстой выдвинулись при Петре I. Результатом компромисса с родовой знатью было включение князя Д.М. Голицина, представлявшего интересы родовой знати. Формально этот орган имел совещательный характер, но фактически решал все государственные дела. Коллегии находились под его контролем. Роль Сената существенно ограничилась, его с тех пор стали называть «Высоким», а не «Правительствующим». Задание B6.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь. «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа… Она же основала первый настоящий университет в России – Московский». Задание B7.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь. В.И. Буганов–советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». Задания Задание В8. Прочтите отрывок назовите императора, о котором говорится в отрывке. Часть С Задание C1. Прочтите отрывок из работы В.О. Ключевского и ответьте на вопросы С1–С3. «Наиболее законная их всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими полками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга... Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания... <она> со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, – и она же основала первый настоящий университет в России – Московский...»' С1. Назовите императрицу, о которой идет речь в отрывке, и укажите, когда и при каких обстоятельствах они взошла на престол. С2. Используя текст и знания из курса истории, объясните, о какой войне упоминает автор и каким образом эта война завершилась. С3. Как и на основании чего вы определите отношение историка к этой императрице? Какие еще особенности ее царствования вы можете отметить?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|