|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Производственные мощности
Тема 7. Производственная программа предприятия, методы ее обоснования
Производственная программа – один из разделов бизнес-плана предприятия, содержащий намечаемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражении. Производственная программа в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости, определяемой содержанием договоров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Производственная программа разрабатывается по всей развернутой номенклатуре и ассортименту продукции и должна обеспечивать безусловное выполнение всех договоров и заказов по всем предусмотренным ими параметрам: объемам, срокам, показателям качества и др. Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается ее всесторонним обоснованием прежде всего по трем направлениям: наличием производственных мощностей, необходимых для обеспечения предусмотренного объема производства, выполнения всех производственных процессов, технологических операций; наличием материальных ресурсов, полностью отвечающим потребностям производства, или договоров с надежными поставщиками – предприятиями или посредническими организациями; наличием квалифицированных специалистов всех уровней, а при необходимости – договоров со сторонними организациями по выполнению отдельных работ и услуг. Производственная программа дополняется календарными графиками, планами кооперированных поставок и другими документами внутрипроизводственного планирования. План производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции называется производственной программой предприятия. Производственная программа должна удовлетворять следующим требованиям, принципам: - правильное определение потребности в выпускаемой продукции и обоснование ее портфелем заказов, конъюнктурой рынка. Конъюнктура рынка – это складующиеся в данный период времени условия реализации товаров (спрос, цены, конкуренты и т.д.); - полная увязка натуральных и стоимостных объемов производства и реализации продукции; - обоснование плана производства продукции располагаемыми ресурсами и, в первую очередь, производственной мощностью. Содержание производственной программы, определяется стратегическими целями предприятия в планируемом периоде. При разработки производственной программы предприятия должны предусматриваться следующие разделы: 1. план производства продукции в натуральном выражении; 2. план производства продукции в стоимостном выражении. План производства и реализации продукции осуществляется в следующей последовательности: 1. Определение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. 2. Составление плана поставок продукции в натуральном выражении по потребителям. 3. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении. 4. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям и предприятию в целом. 5. На основе объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитывается общий объем продукции в стоимостном выражении. Производственная программа планируется на 3-5 лет, на год с разбивкой по кварталам и месяцам, рассчитывается в натуральных, трудовых и стоимостных показателях (рис. 7.1)
Рис. 7.1. Показатели планирования производственной программы.
Объем производства в натуральном выражении характеризуется следующими показателями. Номенклатура продукции – это перечень наименований изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции – разновидность этих изделий по видам, типам, сортам, размеру и т.п. в разрезе номенклатуры. Неотъемлемой частью плана производства в натуральном выражении является задание по повышению качества продукции. Натуральные показатели зависят от специфики продукции. Так, в нефтяной или металлургической промышленности единицей измерения является тонна, в электроэнергетике – киловатт – час, лесопереработке – кубический метр и т.д. Условно – натуральные единицы применяются в тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют различную потребительную стоимость или же выпускаемая продукция (например, машины, механизмы) неодинакова по мощности, производительности. Трудовой измеритель объема производства, выражаемый в норма – часах, человека – днях, стан к – часах в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда и прочего. Натуральные показатели не всегда позволяют определить общий объем производства, темпы его роста и структуру. Для этого применяются стоимостные показатели: объемы товарной, валовой, реализуемой, нормативно – чистой продукции. Товарная продукция – стоимость вырабатываемых в данном периоде и предназначенных к отпуску готовых изделий, полуфабрикатов, услуг и работ промышленного характера. В товарную продукцию не включается стоимость сырья, материалов, оплаченных заказчиком, а также изделий и полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд. Объем товарной продукции планируется в сопоставимых и действующих ценах. Сопоставимые цены позволяют характеризовать темпы, пропорции и структуру объема производства, а расчет в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции. Объем чистой продукции определяется как объем товарной продукции за вычетом амортизационных отчислений и материальных затрат. Валовая продукция – стоимость общего результата производственной деятельности за определенный период. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Валовая продукция рассчитывается только в сопоставимых ценах. Валовая продукция рассчитывается по заводскому методу двумя способами. В – первых, как разница между валовым и внутризаводским оборотом. Валовой оборот – стоимость всего объема продукции в определенном периоде, а внутризаводской оборот – стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в тот же период. Во – вторых, валовая продукция определяется как сумма товарной продукции и разности остатков незавершенного производства на начало и конец планируемого периода. Незавершенное производство – незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты. Реализуемая продукция – стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями. Рассчитывается она действующих ценах. По своему составу реализуемая и товарная продукция одинаковы. Количественно они различаются на величину изменения остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода. На основе установленных в программе объемов производства в натуральном выражении определяются месячные, квартальные и годовой объем продукции в стоимостном выражении в договорных ценах.
Производственные мощности
Производственная мощность предприятия – максимально возможный выпуск продукции в единицу времени в натуральном (или условно-натуральном) выражении в установленных производственной программой и бизнес-планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования, применении передовой технологии, современной организации производства и труда. Производственная мощность выражается теми же единицами измерения, в которых определен объем выпуска продукции в производственной программе – в тоннах, метрах штуках и т.д. Производственная мощность определяется по мощности основных цехов, в расчет включается все оборудование основного производства, за исключением технологически необходимого резерва и оборудования опытно-экспериментальных участков, а также используемого для профессионально-технического обучения. В современных условиях для многих предприятий характерно использование производственных мощностей, главным образом в связи с трудностями сбыта продукции, а также острым недостатком собственных оборотных средств при неимоверно высоких процентных ставках за кредит. Поэтому улучшение использования производственных мощностей в настоящее время связано с повышением конкурентоспособности продукции, улучшением маркетинговой деятельности, расширением сбыта продукции. Производственная мощность – величина динамичная, изменяющаяся под влиянием различных факторов. Поэтому она рассчитывается применительно к определенному периоду времени и даже календарной дате. Мощность определяется на начало планового периода – входная мощность и на конец планового периода – выходная мощность. Последняя рассчитывается по формуле: Мк = Мн + Мс + Мр + Мо + Мнз – Мв Где Мк – мощность на конец планового периода; Мн – производственная мощность на начало планового периода; Мс – ввод мощности в результате строительства новых, расширения действующих мощностей; Мр – прирост мощностей вследствие реконструкции; Мо – увеличение мощности в результате технического переоснащения и проведения других организационно-технических мероприятий; Мнз – увеличение (уменьшение) мощностей вследствие изменения номенклатуры продукции; Мв – уменьшение мощности вследствие ее выбытия. Кроме входной и выходной мощностей определяется такая величина среднегодовой мощности (Мср) по формуле:
Где: Твх и Твых – сроки действия соответствующих мощностей с момента их введения и до конца планового года Отношение планового, или фактического выпуска продукции к величине производственной мощности называется коэффициентом использования производственной мощности (Кнс): Кнс = Впл(Ф)/Мср Где: Внл(Ф) – плановый или фактический объем производства в натуральных единицах. Величина производственной мощности находится под влиянием различных факторов. Наибольшее влияние оказывает группа технических факторов. К ним относятся: - количественный состав основных фондов, их структура, удельный вес активной части основных фондов; - качественный состав основных фондов, уровень прогрессивности используемого оборудования на всех стадиях производственного процесса; - возрастной состав оборудования с учетом морального износа, темпы обновления основных фондов; - степень прогрессивности, механизации и автоматизации действующих технологических процессов и др. В состав организационных факторов входит степень специализации, концентрации, кооперирования, комбинирования производства, уровень организации производства, управления. К группе экономических факторов относятся: формы оплаты труда рабочих, наличие материального стимулирования и т.д. Специальные факторы включают профессиональный, квалификационный и образовательный уровень количества работников предприятия и т.п.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|