Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 15. Правление Ивана Грозного.



Тема 15. Правление Ивана Грозного.

Цель урока: дать учащимся сведения о правлении Ивана Грозного, изменении системы государственного управления в этот период, роли опричнины в истории России.

Задачи:

Образовательные

1.Студенты должны знать:

    • Основные итоги правления Ивана IV
    • Суть реформ Избранной рады
    • Суть опричнины и ее роль в истории страны

2.Уметь объяснять основные термины:

    • Избранная рада
    • Опричнина
    • Земщина
    • Местничество
    • Приказы

 

Развивающие

1. Развивать умение делать выводы

2. Строить причинно-следственные связи

3. Развивать навыки устного общения

 

Воспитывающие

  1. Побудить студентов давать собственную оценку деятельности Ивана Грозного и его личности
  2. Выработать собственную точку зрения на вопрос о необходимости применения силы в управлении государством
  3. Воспитывать интерес к прошлому нашей Родины, к историческим личностям
  4. Уважение точек зрения других людей

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

  • Схема "Система управления по реформе Избранной рады"
  • Иллюстрации портретов Ивана IV
  • Индивидуальные карточки с вопросами
  • Кацва Л. А., Юрганов А. Л. "История России VШ-ХV века"
  • Хрестоматия по истории России
  • "История Отечества" под редакцией Артемова

 

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

 

Тема: "Правление Ивана Грозного"

 

 

ПЛАН

1. Детство и юность Ивана IV

2. Избранная рада и ее реформы

3. Опричнина и ее значение

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент:

· Приветствие

· Сообщение цели, плана урока

II. Контроль знаний по теме: "Объединение русских земель. Свержение ордынского ига".

1. Индивидуальный опрос по карточкам (3 человека)

Вопросы на карточках:

1)  Каково значение правления Ивана Калиты?

2)  Почему в ХIV веке русские князья начинают бороться за ярлык на владение г. Владимиром, а не Киевом? Что стало причиной этого?

3)  Почему монгольское иго над Русью пало только в 1480 году, а не после Куликовской битвы?

2. Фронтальный опрос:

1)  Какие были отношения между Новгородом и Москвой? Чем они закончились?

2)  В результате какого события было свергнуто ордынское иго?

3) О чем говорит принятие Иваном Ш титула "Великого князя всея Руси"?

Дополнительные вопросы:

1)  Какая форма правления существовала в Новгороде?

2)  Почему было выгодно присоединить Новгород к Москве?

3)  Почему ордынские войска не могли противостоять русской армии? Что было причиной этого?

 

3. Подведение итога опроса.

Вывод: К началу правления Ивана IV закончилось объединение русских земель. В это время великие князья задумываются об единоличном правлении.

 

Ш. Изучение нового материала.

1)  Актуализация опорных знаний студентов

Вопросы:

· Что Вы знаете о жизни и деятельности Ивана Грозного?

· Кому принадлежала верховная власть в государстве?

· Кто такие бояре?

· Что такое Боярская дума? Каковы ее функции?

Вывод: Во главе государства стоял великий князь всея Руси, при котором находилась Боярская дума (совещательный орган).

 

Логический переход к изучению новой темы:

Сегодня мы с Вами будем изучать период правления первого царя нашего государства – Ивана IV, чья жестокость ужасала его современников. Поговорим о негативных причинах его характера, о периоде, когда он будет вести борьбу с представителями знатнейших фамилий государства.

 

2)  Изучение материала по обозначенному плану.

Постановка проблемного вопроса:

 

2.1) Детство и юность Ивана IV

Основные моменты:

· Смерть родителей

· Борьба бояр за власть

· Венчание на царство

· Пожар в Москве

· Складывание характера, его основные черты.

("Детство Ивана Грозного" – доклад студента)

v  Какие, на Ваш взгляд, черты характера сформировались у Ивана IV? Как они могут повлиять на будущее страны?

v  Что повлияло на складывание характера Ивана IV?

v  Смог бы, на Ваш взгляд, Иван IV самостоятельно управлять государством в столь юном возрасте?

v  Смогли бы Вы в подобной ситуации возглавить государство? Что бы помешало Вам хорошо управлять страной?

v  Какой титул получил Иван IV при восшествии на престол?

Вывод: На складывание характера будущего правителя страны огромное влияние оказала борьба бояр за власть и смерть его родителей. Он станет первым царем России.

 

2.2.Избранная рада и ее реформы.

 

Построение схемы "Система управления государством" (по итогам деятельности Избранной рады)

 

                                                                      Царь

 

 


                Боярская дума                                                                 Митрополит

 

Земский собор

Представительный орган при царе

                             (боярство, духовенство, государственный аппарат)

 

 

Приказы (избы)

                         (поместный, посольский, челобитный, разбойный и т.д.)

 

 

Вопросы:

v Что такое Избранная рада?

v Кто входит в Избранную раду?

v Цель создания Избранной рады?

v Пояснить названия некоторых приказов. Чем, на Ваш взгляд, они занимались?

v Почему новая форма правления получила название "сословно-представительная монархия?

v Причина разгона Избранной рады?

Вывод:Близкое окружение Ивана IV должно было помочь ему в управлении государством. Так же были допущены представители населения страны.

2.3.Опричнина.

Основные моменты:

· Болезнь Ивана IV

· Разделение страны на опричнину и земщину, управление ими.

· Преследование неугодных

· Вопрос об отмене опричнины

Вопросы:

1.Почему Иван Грозный уехал из Москвы в Александровскую слободу?

1. Какова цель создания опричного войска?

2. К чему привела политика опричнины в России?

3. Можно ли, на Ваш взгляд, применять насилие для управления государством? Если да, то в каких случаях?

Вывод:Для обеспечения собственной безопасности и уничтожения неугодных людей было создано опричное войско. Помимо прямых обязанностей устрашения населения и расправы с неугодными людьми, опричники принимали участие и в военных компаниях Ивана Грозного.

IV.Закрепление изученного материала.

· Дискуссия о значении управления Ивана Грозного

· Ответ на проблемный вопрос

Вывод:Значение Ивана Грозного заключается в том, что он сумел укрепить режим личной власти, создал представительный орган власти при государе.

V.Подведение итогов урока.

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

ü Подготовить ответ на проблемный вопрос

ü Выучить конспект

ü Составить вопросы к аудитории по изученной теме

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.