![]()
|
||||||||||
Тема 15. Правление Ивана Грозного.Тема 15. Правление Ивана Грозного. Цель урока: дать учащимся сведения о правлении Ивана Грозного, изменении системы государственного управления в этот период, роли опричнины в истории России. Задачи: Образовательные 1.Студенты должны знать:
2.Уметь объяснять основные термины:
Развивающие 1. Развивать умение делать выводы 2. Строить причинно-следственные связи 3. Развивать навыки устного общения
Воспитывающие
ОБОРУДОВАНИЕ
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Тема: "Правление Ивана Грозного"
ПЛАН 1. Детство и юность Ивана IV 2. Избранная рада и ее реформы 3. Опричнина и ее значение
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: · Приветствие · Сообщение цели, плана урока II. Контроль знаний по теме: "Объединение русских земель. Свержение ордынского ига". 1. Индивидуальный опрос по карточкам (3 человека) Вопросы на карточках: 1) Каково значение правления Ивана Калиты? 2) Почему в ХIV веке русские князья начинают бороться за ярлык на владение г. Владимиром, а не Киевом? Что стало причиной этого? 3) Почему монгольское иго над Русью пало только в 1480 году, а не после Куликовской битвы? 2. Фронтальный опрос: 1) Какие были отношения между Новгородом и Москвой? Чем они закончились? 2) В результате какого события было свергнуто ордынское иго? 3) О чем говорит принятие Иваном Ш титула "Великого князя всея Руси"? Дополнительные вопросы: 1) Какая форма правления существовала в Новгороде? 2) Почему было выгодно присоединить Новгород к Москве? 3) Почему ордынские войска не могли противостоять русской армии? Что было причиной этого?
3. Подведение итога опроса. Вывод: К началу правления Ивана IV закончилось объединение русских земель. В это время великие князья задумываются об единоличном правлении.
Ш. Изучение нового материала. 1) Актуализация опорных знаний студентов Вопросы: · Что Вы знаете о жизни и деятельности Ивана Грозного? · Кому принадлежала верховная власть в государстве? · Кто такие бояре? · Что такое Боярская дума? Каковы ее функции? Вывод: Во главе государства стоял великий князь всея Руси, при котором находилась Боярская дума (совещательный орган).
Логический переход к изучению новой темы: Сегодня мы с Вами будем изучать период правления первого царя нашего государства – Ивана IV, чья жестокость ужасала его современников. Поговорим о негативных причинах его характера, о периоде, когда он будет вести борьбу с представителями знатнейших фамилий государства.
2) Изучение материала по обозначенному плану. Постановка проблемного вопроса:
2.1) Детство и юность Ивана IV Основные моменты: · Смерть родителей · Борьба бояр за власть · Венчание на царство · Пожар в Москве · Складывание характера, его основные черты. ("Детство Ивана Грозного" – доклад студента) v Какие, на Ваш взгляд, черты характера сформировались у Ивана IV? Как они могут повлиять на будущее страны? v Что повлияло на складывание характера Ивана IV? v Смог бы, на Ваш взгляд, Иван IV самостоятельно управлять государством в столь юном возрасте? v Смогли бы Вы в подобной ситуации возглавить государство? Что бы помешало Вам хорошо управлять страной? v Какой титул получил Иван IV при восшествии на престол? Вывод: На складывание характера будущего правителя страны огромное влияние оказала борьба бояр за власть и смерть его родителей. Он станет первым царем России.
2.2.Избранная рада и ее реформы.
Построение схемы "Система управления государством" (по итогам деятельности Избранной рады)
Царь
Земский собор Представительный орган при царе
Приказы (избы) (поместный, посольский, челобитный, разбойный и т.д.)
Вопросы: v Что такое Избранная рада? v Кто входит в Избранную раду? v Цель создания Избранной рады? v Пояснить названия некоторых приказов. Чем, на Ваш взгляд, они занимались? v Почему новая форма правления получила название "сословно-представительная монархия? v Причина разгона Избранной рады? Вывод:Близкое окружение Ивана IV должно было помочь ему в управлении государством. Так же были допущены представители населения страны. 2.3.Опричнина. Основные моменты: · Болезнь Ивана IV · Разделение страны на опричнину и земщину, управление ими. · Преследование неугодных · Вопрос об отмене опричнины Вопросы: 1.Почему Иван Грозный уехал из Москвы в Александровскую слободу? 1. Какова цель создания опричного войска? 2. К чему привела политика опричнины в России? 3. Можно ли, на Ваш взгляд, применять насилие для управления государством? Если да, то в каких случаях? Вывод:Для обеспечения собственной безопасности и уничтожения неугодных людей было создано опричное войско. Помимо прямых обязанностей устрашения населения и расправы с неугодными людьми, опричники принимали участие и в военных компаниях Ивана Грозного. IV.Закрепление изученного материала. · Дискуссия о значении управления Ивана Грозного · Ответ на проблемный вопрос Вывод:Значение Ивана Грозного заключается в том, что он сумел укрепить режим личной власти, создал представительный орган власти при государе. V.Подведение итогов урока. VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания. ü Подготовить ответ на проблемный вопрос ü Выучить конспект ü Составить вопросы к аудитории по изученной теме
|
||||||||||
|