|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН. проведения занятий с личным составом караула № 2 по предмету «Оказание первой помощи».
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
проведения занятий с личным составом караула № 2 по предмету «Оказание первой помощи». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Травматический шок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид занятия: теоретическое. Отводимое время: 45 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель занятия: изучить с личным составом основы оказания первой помощи при травматическом шоке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература, используемая при проведении занятия: - Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - «Учебник спасателя» С.К. Шойгу Основы доврачебной помощи М.-89 Величко Н.В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развернутый план занятия: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение учебного вопроса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Травматический шок определе-ние и классификация | Травматический шок — угрожающее жизни человека тяжёлое состояние, возникающее как реакция на острую травму, которое сопровождается большой кровопотерей и интенсивным болевым ощущением. Проявляется шок в момент получения травмирующего действия при переломах таза, огнестрельных, черепно-мозговых травмах, сильных повреждениях внутренних органов, во всех случаях, связанных с большой потерей крови. Травматический шок считается спутником всех тяжёлых травм независимо от их причин. Иногда он может возникнуть спустя некоторое время при получении дополнительной травмы. В любом случае травматической шок — явление очень опасное, представляющее угрозу жизни человека, требующее немедленного восстановления в реанимации. В зависимости от причины возникновения травмы виды травматического шока классифицируются как: Хирургический; Эндотоксиновый; Шок, полученный в результате ожога; Шок, ставший следствием раздробления; Шок от воздействия ударной волны; Шок, полученный при наложении жгута. По классификации В.К. Кулагина есть такие виды травматического шока: Операционный; Раневой (появляется в результате механического воздействия, бывает висцеральным, церебральным, пульмональным, возникает при множественных травмах, резком сдавливании мягких тканей); Смешанный травматический; Геморрагический (развивается вследствие кровотечений любого характера). Независимо от причин возникновения шок проходит две фазы — эриктильную (возбуждение) и торпидную (торможение). Эриктильная. Эта фаза возникает в момент травматического воздействия на человека при одномоментно резком возбуждении нервной системы, проявляющемся в возбуждении, беспокойстве, страхе. Пострадавший сохраняет сознание, но недооценивает сложности своего положения. Он может адекватно отвечать на вопросы, но имеет нарушенную ориентацию в пространстве и во времени. Характеризуется фаза бледным покровом кожи человека, учащённым дыханием, выраженной тахикардией. Мобилизационный стресс в этой фазе имеет разную длительность, шок может продолжаться от нескольких минут до часов. Причем при тяжёлой травме он иногда не проявляется никаким образом. А слишком короткая эриктильная фаза часто предшествует более тяжёлому течению шока в дальнейшем. Торпидная фаза. Сопровождается некой заторможенностью за счёт угнетения деятельности основных органов (нервная система, сердце, почки, лёгкие, печень). Возрастает недостаточность кровообращения. Пострадавший приобретает бледный вид. Его кожа имеет серый оттенок, иногда мраморный рисунок, свидетельствующий о плохом кровенаполнении, застое в сосудах, он покрывается холодным потом. Конечности в торпидной фазе становятся холодными, а дыхание учащённым, поверхностным. Торпидная фаза характеризуется 4-мя степенями, которые обозначают тяжесть состояния. Первая степень. Считается лёгкой. При этом состоянии пострадавший имеет ясное сознание, бледную кожу, одышку, небольшую заторможенность, биение пульса доходит до 100 уд./мин., давление в артериях составляет 90-100 мм рт. ст. Вторая степень. Это шок средней тяжести. Для него характерны снижение давления до 80 мм рт. ст., пульс доходит до 140 уд./мин. Человек имеет сильно выраженную заторможенность, вялость, поверхностное дыхание. Третья степень. Крайне тяжёлое состояние человека в шоке, который находится в спутанном сознании или совсем утратил его. Кожа становится землисто-серого цвета, а кончики пальцев, нос и губы — синюшными. Пульс становится нитевидным и учащается до 160 уд./мин. Человек покрыт липким потом. Четвёртая степень. Пострадавший пребывает в агонии. Шок этой степени характеризуется полным отсутствием пульса и сознания. Пульс едва прощупывается или совсем неощутим. Кожные покровы имеют серый цвет, а губы приобретают синюшный оттенок, не реагирует на боль. Прогноз чаще всего неблагоприятный. Давление становится меньше 50 мм рт. ст. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Первая помощь | Мероприятия по оказанию помощи: Срочно остановить кровотечение с помощью жгута, повязки или проведением тампонады раны. Главным мероприятием при травматическом шоке считается остановка кровотечения, а также устранение причин, спровоцировавших шоковое состояние. Обеспечить усиленный доступ воздуха в лёгкие пострадавшего, для чего освободить его от тесной одежды, уложить его так, чтобы исключить попадание инородных тел и жидкостей в дыхательные пути. Если на теле травмированного есть повреждения, способные осложнить течение шока, то следует провести мероприятия по закрытию ран с помощью повязки или воспользоваться средствами по транспортной иммобилизации при переломах. Завернуть пострадавшего в тёплые вещи, чтобы избежать переохлаждения, которое усиливает шоковое состояние. Особенно это касается детей и холодного времени года. Больному можно дать немного водки или коньяка, обильно поить водой с растворённой в ней солью и питьевой содой. Даже если человек не чувствует сильной боли, а это бывает при шоке, следует применить обезболивающие препараты, например, анальгин, максиган, баралгин. Экстренно вызвать скорую помощь или самим доставить больного в ближайшее медицинское учреждение, лучше, если оно будет многопрофильным стационаром с реанимационным отделением. Транспортировать на носилках в максимальном покое. При продолжающейся потере крови уложить человека с приподнятыми ногами и опущенным концом носилок в районе головы. Если пострадавший в бессознательном состоянии или его мучает рвота, то следует уложить его набок. В преодолении шокового состояния важно не оставлять пострадавшего без внимания, внушать ему уверенность в положительном исходе. Важно соблюсти при оказании неотложной помощи 5 основных правил: Снижение болевых ощущений; Наличие обильного питья для пострадавшего; Согревание больного; Обеспечение пострадавшему тишины и покоя; Срочная доставка в лечебное учреждение. При травматическом шоке запрещено: Оставлять пострадавшего без присмотра; Переносить пострадавшего без большой необходимости. Если без переноса не обойтись, то делать это необходимо осторожно, чтобы избежать нанесения дополнительных травм; В случае повреждения конечностей нельзя их вправлять самим, иначе можно спровоцировать повышение болевых ощущений и степени травматического шока; Не производить наложение шин на повреждённые конечности, не добившись уменьшения кровопотерь. Это может углубить шоковое состояние больного и даже стать причиной его смерти. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Подведение итогов занятия | Обсуждение вопросов, возникших у личного состава по теме занятия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пособия и оборудование, используемое на занятии: ___________________________ ________________________________________________________________________
Начальник караула
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|