Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виолончель



Виолончель

1. Струны и строй

Четвертое место в тесситурном распорядке инструментов смычковой группы занимает виолончель. Размером виолончель более чем в 2 раза превосходит альт.

Четыре струны виолончели – ля, ре, соль и до – настроены по чистым квинтам (как у альта), но звучат на октаву ниже.

В целом по тембру виолончели скорее ближе к скрипкам, чем к альтам. На одинаковой высоте звук виолончелей заметно напряженнее, чем у альтов и скрипок. В этом ярко выступает отличие характера звука виолончелей как мужского голоса от альтов и скрипок как женских голосов.

Звучность верхней струны ля отличается светлым тембром и силой. Струна ре характеризуется мягким и нежным звучанием. Тембр верхних струн особенно выразителен и подходит для мелодий патетического и страстного характера.

Звучность нижних струн – соль и до – отличается суровостью и таинственностью на piano. Общей отличительной чертой звука виолончелей является бОльшая, чем у других инструментов, приближенность к человеческому голосу: суровому басу, мужественному баритону, драматическому тенору. По выразительности виолончели соперничают со скрипками.

2. Оркестровый звуковой объем

Звуковой объем виолончелей в оркестре – от до большой октавы до ля второй (а с флажолетами – до ля третьей). Оркестровый звуковой объем каждой струны (за исключением струны ля) в оркестре ограничивается интервалом октавы или ноной от звука открытой струны (звуками 5 и 6 позиций).

В связи с крупным размером грифа, аппликатура и звуковой объем позиций на виолончели иные, чем на скрипке или альте. Расстановка пальцев в первых позициях на виолончели соответствует полутону (а не целому тону, как на скрипке или альте), а растяжение между крайними пальцами ограничивается большой терцией, а на двух соседних струнах – малой септимой.

3. Оркестровые возможности

Сравнивая оркестровую виолончельную технику со скрипичной и альтовой, необходимо отметить, что виолончели уступают скрипкам и альтам в легкости и подвижности. Мелкая техника (пассажи и мелизмы) часто встречается в оркестровых партиях и трудностей для исполнения не представляет. Легко исполняются на виолончели и последовательности хроматического порядка.

Как и на скрипке, бОльшую опасность и сложность представляют высокие позиции и внезапные скачки на них со звуков нижних позиций. Родной стихией виолончельной техники является различного рода кантилена.

Наиболее удобными и благозвучными из двуструнных сочетаний считаются квинты, сексты и малые септимы. Более широкие интервалы избегаются. Ухудшаются в звучании интервалы меньше квинты, а секунды вообще не применяются.

Из трех- и четырехструнных аккордов удобны те, в которых используется большее количество открытых струн и среди которых имеются квинты и сексты.

4. Использование виолончелей в оркестре

Несмотря на богатство и разнообразие технических возможностей, виолончели, в силу своего тесситурного положения, в оркестре чаще всего используются в качестве басового голоса. С XIX века виолончели все чаще стали использоваться в качестве ведущего мелодического голоса баритоново-теноровой тесситуры как самостоятельно, так и в дублировке с валторнами, фаготами, альтами и другими инструментами, а также в аккомпанементных фигурациях и даже в качестве технически виртуозного инструмента.

5. История виолончели

Официальная история виолончели начинается в XVI веке. Она вытеснила из оркестра предшественницу под названием виола да гамба, так как звучала гораздо благозвучнее. Существовало множество моделей, отличающихся размером, формой, музыкальными возможностями. XVI – XVII века – период, когда итальянские мастера совершенствовали конструкцию, добиваясь раскрытия всех ее возможностей. Благодаря совместным усилиям, свет увидела модель со стандартным размером корпуса, единым количеством струн. Имена умельцев, приложивших руку к созданию инструмента, известны всему миру – А. Страдивари, Н. Амати, К. Бергонци. Интересный факт – самыми дорогими на сегодняшний день являются виолончели руки Страдивари.Стоимость инструментов Антонио Страдивари самая высокая. Всего мастер изготовил 80 виолончелей. На сегодняшний день по подсчётам специалистов сохранилось 60 инструментов.

 

Классическую форму виолончель приобрела в руках таких известных мастеров как Николо Амати и Антонио Страдивари. Отличительной чертой их работы было идеальное сочетание древесины и лака, благодаря чему удавалось придавать каждому инструменту свой неповторимый звук, свою манеру звучания. Существует мнение, что у каждой виолончели, вышедшей из мастерской Амати и Страдивари, был собственный характер.

В отличие от скрипкии альта, на которые внешне она очень похожа, виолончель держат не в руках, а ставят вертикально. Интересно, что одно время на ней играли стоя, расположив на специальном стуле, только потом придумали шпиль, который упирается в пол, тем самым поддерживая инструмент.

Классический вид инструмента изготавливается из дерева. Однако некоторые современные мастера решили поломать стереотипы. Например, Луис и Кларк производят виолончели из углеродного волокна, а компания Алкоа с 30-х годов прошлого века выпускает алюминиевые виолончели. Этим же увлёкся и немецкий мастер Pfretzschner.

Не всегда использовались 4 струны на инструменте, в 17-18 веках были пятиструнные виолончели в Германии и Нидерландах.

Удивительно, что до творчества Л.В. Бетховена композиторы не придавали особого значения певучести этого инструмента. Однако, получив признание в его произведениях, виолончель заняла важное место в творчестве романтиков и других композиторов.

Однажды в Париже был устроен оригинальный конкурс. В нём принял участие великий виолончелист Казальс. Изучалось звучание старинных инструментов, изготовленных мастерами Гварнери и Страдивари, а также звук современных виолончелей, сделанных на фабрике. Всего приняли участие в эксперименте 12 инструментов. Свет погасили в целях чистоты эксперимента. Каково же было удивление жюри и самого Казальса, когда, послушав звучание, судьи отдали современным моделям за красоту звучания в 2 раза больше баллов, чем старинным. Тогда Казальс сказал: «Предпочитаю играть на старых инструментах. Пусть они проигрывают в красоте звука, но у них есть душа, а нынешние имеют красоту без души». Виолончелист Пабло Казальс любил и баловал свои инструменты. В смычок одной из виолончелей он вставил сапфир, который подарила ему королева Испании.

В декабре 2014 года южноафриканец Карел Хенн поставил рекорд по продолжительности игры на виолончели. Он играл беспрерывно 26 часов и попал в книгу рекордов Гиннеса.

Мстислав Ростропович, виолончельный виртуоз 20-го века, внес значительный вклад в развитие и продвижение виолончельного репертуара. Он впервые исполнил более ста новых произведений для виолончели.

Большую популярность завоевала финская группа Apocalyptika. В её репертуаре тяжёлый рок. Удивительно то, что играют музыканты при этом на 4 виолончелях и ударных. Такое использование этого смычкового инструмента, всегда считавшегося душевным, мягким, проникновенным, лирическим, принесло группе всемирную известность. В названии группы исполнители соединили 2 слова Apocalypse и Metallica.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.