|
|||
КонтрабасКонтрабас
1. Струны и строй Нижнее и пятое место в тесситурном распорядке инструментов смычковой группы занимает контрабас. От других струнных контрабас отличается величиной, формой корпуса, длиной и толщиной струн, тесситурой и звуком. Своеобразен смычок контрабаса: он толще, шире, тяжелее и в то же время короче, чем смычки других струнных инструментов. Как и другие струнные, контрабас имеет четыре струны (в больших симфонических оркестрах встречаются и пятиструнные контрабасы). Строится четырехструнный контрабас не по квинтам, как остальные струнные инструменты, а по квартам. Звучит контрабас октавой ниже написанного. Пятиструнный контрабас имеет дополнительную (рядом с ми) струну до, звучащую октавой ниже написанного. Тембр верхних струн соль и ре – глуховатый и гнусавый. Тембр нижних струн (ля, ми и до) – глухой и невнятный. Он становится для слуха более ясным лишь в протяжно-выдержанных звуках, дублированных в верхней октаве или извлеченных pizz. Звуки контрабаса заметно отличаются от звуков остальных смычковых инструментов. По матовости они ближе к альтам. При сравнении звуков виолончелей и контрабасов последние кажутся сиплыми, массивными и грубыми. Выключение контрабасов в оркестре заметно облегчает звучность, и наоборот, включение их производит впечатление весомости, значительности (при использовании низких регистров).
2. Оркестровый звуковой объем, аппликатура Звуковой объем контрабаса в оркестре: от ноты до-ми контроктавы до До первой октавы по звучанию. В партитурах Моцарта, Гайдна и Бетховена встречается ля первой октавы по письму (малой октавы по звучанию), в сочинениях Глинки – си первой октавы, у Глазунова – До второй октавы (до первой по звучанию). В произведениях позднего времени можно встретить фа-ля второй октавы по письму (произведения Шостаковича и Равеля). Оркестровый звуковой объем каждой струны (за исключением верхней первой струны соль) в оркестре ограничивается квартой или квинтой от открытой струны, но может доводиться до октавы и более. Количество звуков, входящих в одну позицию на каждой струне, и аппликатура внутри позиций на контрабасе отличается от других струнных. Растяжка между первым и четвертым пальцами в низкой позиции не превышает интервала секунды. Струны требуют значительный силы для прижатия их к грифу, и контрабасисты используют при игре в низких позициях своеобразную аппликатуру. Для первого звука – первый палец, для второго – средний, для третьего – одновременно безымянный и мизинец. При игре в высоких позициях установка на грифе большого пальца увеличивает объем звуков, входящих в пределы позиций, и позволяет брать помимо терций, кварт и квинт интервалы до октавы, а также ряд искусственных флажолетов. Но это относится скорее к сольной технике.
3. Оркестровые возможности Аппликатура на контрабасе иная, чем на виолончели. На контрабасе даже мажорные гаммы без смены позиций сыграть невозможно. Это утяжеляет и усложняет технику игры на контрабасе. Поэтому контрабас по своей природе является инструментом менее подвижным, гибким и четким, чем другие струнные. Мелкая техника не свойственна при игре на контрабасе. В целом инструмент можно отнести к числу наиболее легких в техническом отношении. В партиях контрабаса встречаются все виды оркестровых штрихов. В рисунках подвижного характера партии контрабаса или поддерживаются виолончелями, или излагаются облегченно. Двух-, трех- или четырехструнные сочетания используются в оркестровых партиях крайне редко. Часто используются двухструнные сочетания в виде выдержанных звуков и трехструнные в виде короткозвучных аккордов. Pizz на контрабасе имеет звучность ясную и весомую, но менее подвижную. Сурдина обычно не применяется, так как мало влияет на тембр. Флажолеты используются натуральные.
4. Использование в оркестре Контрабас – инструмент басо-профундовой тесситуры. Основная его роль в оркестре – ведение басового голоса. Но встречаются случаи использования контрабаса в качестве своеобразного мелодического, солирующего и технического инструмента.
5. История контрабаса История контрабаса начинается в эпоху Возрождения, ранее его предтечей была большая контрабасовая виола. В семнадцатом столетии, для удобства натяжения толстых струн, которые изготавливались из кишок животных, мастера изобрели механизм с колками и зубчатыми колесиками. Еще одно нововведение, которое значительно упростило исполнение на контрабасовой виоле – это обмотка струн медной проволокой. Струны стали тоньше, их стало легче зажимать и музыканту удобнее играть смычком. Появилась возможность немного уменьшить громоздкие формы инструмента, не жертвуя его низким звучанием. Размер нынешнего контрабаса составляет всего лишь ¾ от его предшественницы. Контрабасовые виолы продолжительно существовали вместе со скрипичным сословием, но в него никак не вписывались: они имели большее количество струн и недостаточную силу звука. Возникла потребность в создании нового инструмента, который был бы подобен всей скрипичной группе. Первым мастером, который значительно преобразовал контрабасовый инструмент, был М. Тодини. Он убрал лады, которые прежде были на инструменте, и оставил только четыре струны, вместо существующих шести. Дальнейшие изменения в конструкцию контрабаса вносили великие скрипичные мастера из Кремоны и Брешии. В Кремоне истоки контрабаса можно найти в мастерской А. Амати и его сыновей. Их попытки смоделировать контрабас все больше похожего на виолончель были лишь частично успешными, так возникла смешанная форма, которая оказалась наиболее подходящей. Был определен также размер инструмента. Сегодня производители делают контрабасы следуя традициям кремонских мастеров. Форма инструмента, за время своего развития, претерпела много изменений. Были инструменты с тремя, четырьмя и пятью струнами. Немецкие мастера, например, изготавливали контрабасы пяти видов, которые отличались и по форме и по размерам. Самым маленьким и очень востребованным был «пивной бас», музыканты применяли его для игры в пивных барах и на сельских праздниках. В 1615 году на празднике в Дрездене был представлен контрабас-гигант, высота которого составляла 4 метра, играл на нем польский музыкант. Назывался этот инструмент октобас. Один из таких старинных октобасов, под именем «Голиаф», сохранился и находится в Лондонском музее Виктории и Альберта. Высота его 2,6 метра, а ширина чуть более метра. По форме он похож на виолу да гамба, но только с более широкими боками. Некоторые октобасы таких больших размеров, что играть на них должны были два музыканта: один прижимал струны, а второй водил смычком. В 1855 году французский мастер Ж. Вильом продемонстрировал на Парижской выставке трёхструнный октобас. На сегодняшний день он является экспонатом в музее Парижской консерватории. Высота этого гиганта составляет 4 метра, управляется он особым рычагово-педальным механизмом. Музыкант на фоне такого октобаса выглядит как Гулливер в стране великанов. Такой инструмент оказался непрактичным и место ему только в музее. Октобас был использован в своих произведениях многими композиторами, включая Рихарда Вагнера, который уделял особое внимание плотности звучания произведения, басовым и контрабасовым инструментам, Гектора Берлиоза, Рихарда Штрауса, Густава Малера, Иоганнеса Брамса, Петра Ильича Чайковского и других. В восемнадцатом веке мастерами изготавливались небольшие по размеру контрабасы: что-то среднее между виолончелью и современным контрабасом. Настраивались они в каждой стране по-разному: в Италии и Англии по квартам, а во Франции по квинтам. Со второй половины 18-го столетия контрабас занимает прочное положение в оркестровых коллективах Европы. Примерно в это же время он становится солирующим инструментом, появляются солисты - контрабасисты. Первым был Д. Драгонетти, друг Л.В. Бетховена, техника его исполнения была в то время настоящим революционным прорывом. Следующим виртуозом был Д. Боттезини – итальянский дирижер, композитор, исполнитель, который расширил технику исполнения на инструменте до невероятных высот. Со временем формы контрабаса постепенно менялись, эволюция инструмента привела мастеров 20-го века к изготовлению современных четырех – и пятиструнных контрабасов, которые вытеснили предшествующие инструменты, так как музыкантам, для исполнения, они были более удобны. Например, чтобы исполнять произведения Вагнера, в симфоническом оркестре необходимо иметь пятиструнные контрабасы. Четырехструнные инструменты, по форме напоминающие виолончель, используются в джазе, а на контрабасах грушевидных очертаний музыканты играют сольные произведения. На контрабасе, как и на скрипке играют смычком, правда имеет он две разновидности: немецкой системы - короткий и тяжелый, и французской - длинный и тонкий, который считается более маневренным. Смычок немецкой конструкции исполнитель держит сбоку, большой палец находится на деревянном основании. Французский смычок держится сверху, а большой палец – под тростью. Оба смычка используются современными исполнителями, и выбор зависит от личных предпочтений. Контрабас был самым популярным и наиболее часто используемым басовым инструментом в разных коллективах в 1950-е годы, несмотря на то, что в то время уже появились бас–гитары и тубы. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе. Многие контрабасисты могут успешно играть на электрической бас-гитаре. Известные контрабасисты: Р. Азархин, С. Кусевицкий, Е. Колосов, С. Скоданиббио, Т. Мартин, К. Трумпф, Р. Габдуллин, Л. Рокер, В. Диксон.
|
|||
|