|
|||
ТЕМА 3.7. ИСКУССТВО КАК ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВАСтр 1 из 3Следующая ⇒ ТЕМА 3.7. ИСКУССТВО КАК ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА 1. Сущность искусства. 2. Функции искусства. 3. Современное искусство.
1. Сущность искусства
Искусство представляет собой объективное выражение образов, созданных человеком как обобщение его жизненного опыта. Можно привести такое определение искусства. Искусство понимается как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней. Прежде всего, искусство всегда объективно. Это означает, что произведение искусства всегда в чем-то выражено: в записанных на бумаге словах, в красках, нанесенных на холст, в звуках музыки или в кадрах кинопленки. Только благодаря этому замысел художника (в широком смысле этого слова) становится доступным для других людей, а произведение искусства становится произведением в полном смысле. Искусство никогда не имеет в качестве объекта действительность. Конечно, искусство может быть очень правдоподобным и изображать события так, как если бы они действительно имели место. Однако в любом случае это будет лишь вымысел, созданный человеком образ. Даже исторический роман, в котором описываются реальные персонажи и реальные события, все равно не может точно отображать эти события. И дело здесь не только в том, что автору этого романа не известны все детали описываемых событий, и он вынужден что-то придумывать, "добавлять от себя". Образы в его романах получают дополнительную нагрузку. Если персонажи выдуманы, то они представляют собой типы, то есть обобщенные образы, собранные из черт и особенностей различных людей. Более того, любой реальный человек, взятый в качестве персонажа, в искусстве преображается и приобретает типичность. К тому же искусство далеко не всегда изображает то, что могло бы произойти в действительности. Например, фантастическое произведение изображает события, предметы или существ, которые являются созданием автора и не встречаются в реальности. Современное искусство также изображает ситуации и характеры, которые вступают в противоречие с обыденным представлением о мире. Ярким примером этому могут служить абсурдистские произведения, например, творчество Франца Кафки, Самуэля Бек-кета, Даниила Хармса. Другими словами, художник всегда выступает в качестве посредника между миром и произведением искусства. Он выражает свой жизненный опыт, свое видение мира и делает его доступным для других в законченном произведении. И выражением его опыта являются образы, которые запечатлены, закреплены в виде того или иного произведения искусства. Искусство несет в себе и индивидуальное, и всеобщее, общезначимое, родовое. Художник всегда остается самим собой, он выражает себя, свое видение и понимание мира. Это выражение отдельного человека, который принадлежит к определенному народу, к определенной эпохе и прожил свою неповторимую жизнь. Однако то, что выражается в художественном произведении, одновременно является и всеобщим. Художник в то же время – это человек, который испытывает те же чувства, что и другие люди, сталкивается с теми же проблемами и условиями жизни. Кроме того, художник знаком и с опытом других людей, поскольку он общается с ними и тоже является человеком, для которого предназначено творчество других людей. А, следовательно, он выражает и всеобщее, его личный опыт имеет стороны, объединяющие его с опытом других людей. Это подтверждается тем, что мы обычно понимаем те чувства и мысли, которые хотел выразить автор. Конечно, в процессе восприятия художественного произведения мы вносим что-то свое. Не зря говорят, что у литературного произведения столько же смыслов, сколько людей.
|
|||
|