Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание курсовой работы и требования к её изложению



Содержание курсовой работы и требования к её изложению

Курсовая работа выполняется студентами в соответствии с учебной программой и представляет собой самостоятельноенаучное исследование по одной из предложенных тем.

Курсовая работа должна охватывать в комплексе вопросы теории и их практическую реализацию, рассматривать проблему в историческом аспекте ее возникновения и развития, учитывать различные подходы к ее решению экономистами разных школ и направлений.

Работа должна носить аналитический характер. Поэтому исследование следует проводить, опираясь на периодическую и статистическую литературу.

Первое, что необходимо сделать – это составить план работы. При составлении плана рекомендуется ознакомиться с литературными источниками. На этапе предварительного знакомства с литературой лучше вести работу в следующей последовательности:

1. учебники и учебные пособия по выбранной тематике;

2. монографии, диссертации, авторефераты;

3. статьи в ведущих профильных журналах за последние 2-3 года;

4. официальная статистическая информация (сайты Росстата, Центробанка, профильных министерств и ведомств – Министерство экономического развития, Министерство финансов и пр.);

5. нормативно-правовые акты;

6. прочие материалы.

Просмотр этих источников позволит студенту получить представление об основных подходах, направлениях исследования в выбранной теме, конкретизировать содержание будущей работы.

Структура курсовой работы:

1. Титульный лист.

2. Содержание (дается перечень составных частей работы с указанием страниц, соответствующих началу каждой части работы).

3. Введение (содержит сведения об актуальности; степени разработанности проблемы, заявленной в теме; объекте; предмете и методах исследования; цели, задачах).

4. Основная часть (раскрывает содержание работы согласно и в последовательности заявленных во введении задач, состоит из параграфов, объединенных в главы).

5. Заключение (подводятся основные итоги работы и обобщаются полученные результаты в форме выводов по заявленным задачам и общего вывода, подтверждающего достижение заявленной в работе цели).

6. Список использованной литературы (не менее 10 источников).

7. Приложения (при наличии объёмных таблиц, рисунков, графиков, подтверждающих или дополняющих основной текст работы, но делающих его трудно читаемым).

 

Во введенииавтор должен:

- обосновать выбор темы, показать её актуальность;

- рассмотреть различные взгляды, встречаемые в литературе по данной теме, показать степень ее разработанности;

- определить объект и предмет исследования. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это та часть, сторона объекта, которая будет изучаться. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Например, чем различаются объект исследования и предмет исследования, посвящённого изучению эволюции конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках: объектом исследования выступают естественно-монопольные рынки, а предметом исследования являются процессы эволюции конкурентной среды в экономическом пространстве естественной монополии.;

- сформулировать цель исследования (определяется исходя из названия курсовой работы, но не дублирует его), задачи, которые будут решаться в работе (определяются исходя из содержания курсовой, и должны включать не менее 4 – 5). Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполнялось. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются «ступеньками», ведущими к ее достижению. Цели и задачи должны быть конкретными и четкими. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить…», «провести анализ…», «рассчитать…», «выявить связь…», «оценить уровень…», «разработать методику…» и др.;

- перечислить методы, которыми он будет пользоваться в процессе написания работы. Среди методов исследования во введении могут быть перечислены такие общенаучные методы, как диалектический, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, эксперимент, а также ряд специальных методов: опрос (в т.ч. анкетный, экспертный и др.), анализ документов, сравнение и сопоставление, балансовые увязки, группировки, эконометрическое моделирование и др. Студент должен знать, где, каким образом и для чего он использует те или иные методы исследования.

Введение должно быть кратким (2-3 страницы) и не включать ни определений, ни понятий, ни статистических показателей.

Актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, начинаются с красной строки.

После введения, с нового листа следует основная часть курсовой работы. Основная часть включает в себя три раздела (главы), которые в свою очередь включают 2-3 пункта (параграфа). Каждый раздел и пункт должен иметь своё название. Изложение каждого последующего раздела следует начинать с новой страницы. Следует учесть, что содержание основной части зависит от специфики темы работы. В конце каждого раздела следует сформулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Они должны быть краткими, конкретными и осуществлять переход к следующей части работы. В работе необходимо использовать ссылки на основные источники информации.

Первый раздел (теоретический) (отвечает на вопрос: как должно быть?) должен быть посвящен изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, анализ различных точек зрения, моделей и концепций. В последнем параграфе первой главы допускается рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта в области исследования.

Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:

− глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы;

− анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам;

− группировка и обобщение рассмотренных подходов;

− соответствие структуры и содержания главы теме и цели работы;

− наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

 

Второй раздел (аналитический) (отвечает на вопрос: как есть?) должен служить своеобразной иллюстрацией практической реализации изученного теоретического вопроса.

Для этого нужно использовать актуальные статистические данные и опубликованные материалы научно-практических конференций, статей, монографий, диссертаций:

- абсолютные и относительные данные (например, количество безработных и уровень безработицы в процентах);

- данные о динамике (рассматриваемый период не менее 3-5 лет) и структуре (например, территориальная структура безработицы, структура безработицы по полу, возрасту, профессии и т.п.);

- материал для сравнения (например, данные по России, Франции, США и т.д.)

 

Для анализа фактического материала необходимо абсолютные данные перевести в относительные, сравнить динамику взаимосвязанных процессов, построить графики и диаграммы, составить таблицы. Количественный анализ позволит описать, сравнить и обобщить собранный материал, сделать выводы, выявить особенности, преимущества и негативные последствия изучаемых процессов.

 

Третий раздел (предложения и рекомендации) (отвечает на вопрос: что необходимо сделать, чтобы привести к тому, как должно быть?) Здесь обосновываются и формулируются результаты исследования, осуществляется анализ имеющихся предложений по проблеме и сопоставление точек зрения. Таким образом необходимо, исходя из материала, изложенного в первых двух разделах, отразить современные мнения (экономистов, политических деятелей, предпринимателей и т.д.), касающиеся решения выявленных проблем и разработки предложений по совершенствованию экономических процессов и явлений.

Важно! Предлагаемые практические рекомендации и конкретные решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. Например, недостаточным будет указание на то, что необходимо совершенствовать. Следует указать, что именно требуется изменить или улучшить и как это осуществить. Здесь необходимо представить не менее 2-3 хорошо продуманных и проработанных рекомендаций.

Заключение является логическим завершением курсовой работы. Оно призвано показать, выполнены ли поставленные во введении задачи, достигнута ли цель работы. В сжатой форме должны быть представлены наиболее важные результаты проделанной работы, сформулированы основные выводы и рекомендации. Следует особо подчеркнуть, что заключение пишется по всей работе, а не только по последней главе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.