|
|||
Реализация ИПРП
Темы 10-11. Услуги «Разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи», условия реализации ИПРП, Часть 2 Программа ранней помощи обязательно содержит в себе перечень услуг ранней помощи. Услуги ранней помощи это комплекс профессиональных действий, по оказанию ранней помощи детям целевой группы и их семьям в целях содействия их физическому и психическому развитию, вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формированию позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц. Перечень услуг ранней помощи в рамках ИПРП: · Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях; · Содействие развитию общения и речи ребенка; · Содействие развитию мобильности ребенка; · Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков; · Содействие развитию познавательной активности ребенка; · Психологическое консультирование; · Поддержка социализации ребенка; · Проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи; · Проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи. Каждая услуга может оказываться одним специалистом или несколькими специалистами. Более подробно об условиях оказания данных услуг Вы сможете узнать в следующих темах.
Третьей важной содержательной задачей по составлению ИПРП является выбор формы и места предоставления услуг, это может быть индивидуальная или групповая форма, но всегда с обязательным присутствием родителей, форма домашнего визирования или в службе, в организации для детей сирот, в организации здравоохранения. Таким образом, ИПРП переходя к рассмотрению ИПРП как к документу мы видим, что ИПРП должна содержать: · ФИО, возраст ребенка; · Цели ИПРП (цели определяются на основе результатов оценочных процедур, согласуются с категориями МКФ, измеряемы, являются потенциально достижимыми); · Перечень естественных жизненных ситуаций, в которых ИПРП реализуется; · Перечень услуг ранней помощи, места и формы их предоставления; · Примерный объем и срок реализации ИПРП; · Фамилию, имя, отчество и контактные данные ведущего специалиста; · Фамилию, имя, отчество дополнительных специалистов; · Фамилию, имя, отчество и контактные данные родителя (законного представителя). Давайте познакомимся с тем, как выглядит ИПРП в качестве документа и для этого перейдем к методическим материалам. При составлении ИПРП специалистам важно решить, в какой форме будут оказываться услуги ранней помощи. ИПРП в обязательном порядке содержит указание форм, в которых предполагается предоставление услуг. Услуги ранней помощи могут предоставляться в следующих формах: · в очной или дистанционной формах (дистанционная форма может быть использована в труднодоступных районах посредством телефонной связи или через интернет); · индивидуально, при этом индивидуальная форма работы всегда предполагает, что услуга оказывается как ребенку, так и его родителям одномоментно и неразрывно друг от друга. Не допускается раздельное нахождение детей и оказание им услуг в отсутствии родителей. · в группе, групповая форма работы предполагает организацию совместной активности детей и их родителей. Не допускается отдельное пребывание детей в группе без родителей. Пример формы ИПРП представлен далее: 1/3
Ведущий специалист должен обсудить с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами результаты оценочных процедур и определить, совместно с ними, цели ИПРП и те ЕЖС, в которых планируется реализация ИПРП. После проведения оценки каждым специалистом, мини-команда проводит общую встречу, на которой специалисты знакомят друг друга с полученными результатами, обсуждают их, делают общие выводы. Подобное обсуждение позволяет взглянуть на ситуацию ребенка глазами разных специалистов, что делает представление о ребенке более целостным. Специалисты также должны обсудить с родителями полученные результаты и написать отчет об оценке. Разработка ИПРП осуществляется ведущим специалистом совместно с родителями, с учетом мнения специалистов, привлекаемых к проведению оценочных процедур и реализации ИПРП. ИПРП должна быть разработана в течение 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи. ИПРП составляется на срок не менее 6 месяцев и не более 12 месяцев, и пересматривается регулярно не реже 1 раза в 3 месяца, и может быть пролонгирована при отсутствии критериев её завершения. После того, как ИПРП разработана и согласована наступает следующий, очень важный этап - реализация ИПРП. Реализация ИПРП предполагает регулярные консультативные встречи семьи со специалистами. Каждая встреча планируется, подготавливается, реализуется и протоколируется. ИПРП может реализовываться одним или несколькими специалистами. Задача специалистов спланировать активности на встрече таким образом, чтобы они максимально способствовали реализации всех намеченных целей. Для этого специалисты подготавливают помещение, продумывают игры и активности, подготавливают различные материалы. Для каждой встречи разрабатывается план ее проведения, который включает в себя такие важные компоненты как: приветствие и прощание, беседа с семьей, оценка закрепления и развития целевых навыков, помощь в обучении родителей в тренировке целевых навыков, когда специалисты пробуют и показывают родителям каким образом необходимо формировать то или иное поведение, а затем помогают родителям самостоятельно потренироваться в своих умениях. Предусмотрено время ответа на вопросы, с тем, чтобы оказать в частности и эмоциональную поддержку семье, а также обсуждение интеграции новых навыков в домашнюю среду и обсуждение домашнее заданий в виде рекомендаций. Важно помнить, что тщательная подготовка к проведению встречи и протоколирование ее результатов помогают в промежуточной оценке мониторинга эффективности ИПРП. После того, как ИПРП разработана и согласована наступает следующий, очень важный этап - реализация ИПРП. Реализация ИПРП предполагает регулярные консультативные встречи семьи со специалистами. Каждая встреча планируется, подготавливается, реализуется и протоколируется. ИПРП может реализовываться одним или несколькими специалистами. Задача специалистов спланировать активности на встрече таким образом, чтобы они максимально способствовали реализации всех намеченных целей. Для этого специалисты подготавливают помещение, продумывают игры и активности, подготавливают различные материалы. Для каждой встречи разрабатывается план ее проведения, который включает в себя такие важные компоненты как: приветствие и прощание, беседа с семьей, оценка закрепления и развития целевых навыков, помощь в обучении родителей в тренировке целевых навыков, когда специалисты пробуют и показывают родителям каким образом необходимо формировать то или иное поведение, а затем помогают родителям самостоятельно потренироваться в своих умениях. Предусмотрено время ответа на вопросы, с тем, чтобы оказать в частности и эмоциональную поддержку семье, а также обсуждение интеграции новых навыков в домашнюю среду и обсуждение домашнее заданий в виде рекомендаций. Важно помнить, что тщательная подготовка к проведению встречи и протоколирование ее результатов помогают в промежуточной оценке мониторинга эффективности ИПРП.
Реализация ИПРП Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами. Специалисты планируют активность для достижения целей на индивидуальных встречах, а также помогают семье планировать активность дома, которая тоже будет способствовать достижению целей вмешательства. Реализация ИПРП осуществляется в соответствии со следующими требованиями: · все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны содействовать вовлечению семьи в ее реализацию; · все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны обсуждать с семьей ход ее реализации; · взаимодействие с ребенком и семьей должно строиться на основе их собственной активности и участия, преимущественно в ЕЖС; · в соответствии с целями ИПРП, к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями; · услуги ранней помощи должны предоставляться потребителям в формах, определенных исходя из целей ИПРП, возможностей и готовности ребенка и семьи, места и условий проживания ребенка, возможностей организации-поставщика услуг ранней помощи. При реализации ИПРП регулярно происходит мониторинг ее эффективности на основе проведения регулярных промежуточных оценок реализации ИПРП (как правило, 1 раз в 3 месяца). Специалисты могут использовать те же методы оценки, что и на более ранних этапах. Прогресс оценивается при активном участии родителей, при необходимости цели ИПРП пересматриваются. Специалисты обсуждают с родителями, когда и как будет происходить оценка прогресса в достижениях ребенка и семьи, каким образом будет получена информация для оценки. То есть на одной из индивидуальных встреч с семьей специалисты обсуждают, какие задачи стояли перед ними, каких результатов они ожидали, и оценивают, достигли ли они этих ожидаемых результатов. Получить информацию для оценки можно на основе: · просмотра видеозаписей; · анализа результатов повторного анкетирования; · наблюдения за ребенком во время индивидуальных встреч и домашних визитах; · дневниковых записей мамы; · рассказов родителей и другое. Изменения, происходящие в семье, через какое-то время могут повлиять на то, что семье будет требоваться более или менее интенсивная вовлеченность в программу ранней помощи. В этом случае программа должна быть изменена, отражая возникшие потребности родителей и ребенка. Семьи должны участвовать в каждой стадии изменения и развития программы. Любой пересмотр программы требует предшествующего обсуждения достигнутых результатов командой специалистов и родителей. Итоговая оценка реализации ИПРП проводится на этапе, когда семья заканчивает посещение Службы ранней помощи при переходе ребенка в другое дошкольное образовательное учреждение, и может быть основой для работы его специалистов. Когда для ребенка и семьи приходит время переходить в дошкольное образовательное учреждение, специалисты, которые оказывали помощь семье, спланируют и оказывают услугу «Сопровождение семьи на этапе адаптации к данному дошкольному учреждению».
|
|||
|