Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР



КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР

СЕЛА АБРАМОВО АРЗАМАССКОГО УЕЗДА

В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭТНОГРАФА А. В. КАРПОВА

Ю. А. Крейзер

Абрамовская сельская библиотека им. А. И. Плотникова,

Арзамасский район Нижегородской области

 

Л. М. Яксяргин

к. филос. н.,

МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» Арзамасского района Нижегородской области

 

Абрамово – большое село в 10 км к западу от Арзамаса. Фольклорная традиция связывает возникновение села, как и многих других поселений юга Нижегородской области, с третьим казанским походом Ивана Грозного. Согласно преданию летом 1552 года на месте Абрамова существовало поселение, один из жителей которого проводил русского царя с войском от Ирженского стана до следующего стана на Авше (Акше).

Первое поселение на территории Абрамова существовало уже в IV – VII веках. В начале 1960-х годов археологом Горьковского историко-архитектурного музея-заповедника В. Ф. Черниковым здесь было обнаружено первое погребение середины IV века. В 1970-1975-х годах на восточной окраине села проводились масштабные раскопки археологами из Саранска под руководством М. Ф. Жиганова. В настоящее время Абрамовский могильник имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, это один из памятников археологии древней мордвы.

В письменных источниках село впервые упоминается в 1592 году, и с этого же времени регулярно фигурирует в документах. Во второй половине XVI века только что вошедшая в состав Российского государства территория Арзамасского района, как и вся долина Тёши от Сакон до Лукоянова, стала «русским фронтиром». Новые земли распределялись и перераспределялись среди дворянства, сюда устремились крестьяне, казаки, духовенство, служилые люди. Этот процесс отражен в документах «Арзамасских поместных актов (1578 – 1618 гг.)», опубликованных в 1915 году С. Б. Веселовским. По всей видимости, Абрамово существовало уже в первой половине 1580-х годах, так как изначально являлось центром небольшой сельской округи с церковным приходом («село Обрамово з деревнями»). И если близлежащая деревня Мерлино в документах впервые упоминается так же, как и Абрамово, в 1592 году, то другие соседние поселения-спутники – Забелино и Веригино – в 1585 и в 1586 гг., соответственно.

В переписях 1613 года в «Арзамасских поместных актах» и «Писцовой книге Арзамасского уезда (1621-1623 гг.)» Абрамово представлено уже большим селом с двумя храмами и водяной колесной мельницей на реке Тёше. В последующие столетия история Абрамова – это история большого села и центра сельской округи в пригороде Арзамаса.

Летом 1875 года село Абрамово посетил молодой этнограф Андрей Васильевич Карпов. Труды этого незаслуженно забытого в советские годы нижегородского краеведа только совсем недавно обрели читателя благодаря изданиям АГПИ им. А. П. Гадйра (ныне – Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского): «Народные песни, записанные в Арзамасском уезде Нижегородской губернии А. В. Карповым летом 1875 года» в серии «Народная поэзия Арзамасского края» (2010), Карпов А. В. «Кустарные промыслы Арзамасского уезда» (2010), Карпов А. В. «Кустарные промыслы Нижегородской губернии» (2012). Интересные и ценные сведения по истории и культуре Нижегородского края стали достоянием широкого круга читателей.

Андрей Васильевич Карпов родился 9 октября 1857 года в селе Кирилловка в пригороде Арзамаса. Окончив сельскую начальную школу и Арзамасское уездное училище, в 1873 году Андрей Карпов поступает в Нижегородскую мужскую гимназию, славившуюся своими известными выпускниками (одновременно с Андреем в гимназии учились философ В. В. Розанов, математик А. М. Ляпунов и композитор С. М. Ляпунов). В 1876 году поступает в Казанский ветеринарный институт. В разное время жил и работал в Сергаче, Казани и Орске (Оренбургская губерния). Умер от чахотки в 1885 году молодым, не дожив до 28 лет.

Еще в Нижнем Новгороде, обучаясь в гимназии, Андрей Васильевич знакомится с известным нижегородским историком и краеведом А. С. Гациским, по предложению которого 17-летний Андрей в каникулы 1875 года пешком обошёл сёла и деревни Арзамасского уезда, записывая народные песни (всего им было собрано более 500 песен). В последующие годы Андрей Васильевич принял участие в работе созданной при Министерстве финансов комиссии по исследованию кустарной промышленности и написал ряд статей по промыслам Нижегородской губернии.

В каком году молодой учёный посетил Абрамово и соседние сёла для изучения кустарных промыслов, достоверно неизвестно. Возможно, материал был собран во время фольклорной экспедиции 1875 года. Большая статья о ремесленниках села Абрамово и деревни Мерлино вышла в свет в 1880 году.

Публикации А. В. Карпова представляют особенный интерес именно потому, что материал был собран в полевых условиях самим исследователем. И несмотря на наивность некоторых аналитических рассуждений молодого ученого (во время фольклорной экспедиции Андрею Карпову было всего 17 лет, а публикации по кустарным промыслам села Абрамово и соседних поселений были изданы им в 22-23-летнем возрасте), собранный и обработанный материал, равно как и авторские замечания, - ценный источник по истории культуры Арзамасского района и Нижегородской области. А для изучения истории культуры поселений, попавших в поле внимания Андрея Васильевича, переоценить их значение просто невозможно.

Абрамовским и мерлинским (из соседней деревни Мерлино, к настоящему времени фактически сросшейся с селом Абрамово) ремесленникам А. В. Карпов посвятил большую статью «Щепной промысел в Абрамовской волости Арзамасского уезда». Экскурс в хозяйственную жизнь крестьян-кустарей исследователь сопровождает небольшим географическим описанием села, микротопонимики (как дошедшей до наших дней, так и уже не сохранившейся в обиходе), обращает внимание на степень зажиточности местного населения, нравы, отношение к старинной традиционной культуре, фонетические особенности местного говора, которые Андрей Карпов передает и в записанных в Абрамове текстах народных песен.

Щепной промысел был представлен в Абрамове бондарным ремеслом и производством телег, а в Мерлине – производством колёс к телегам. В соседнем Забелине было развито гончарное ремесло (забелинским гончарам А. В. Карпов посвятил статью «Горшечный промысел в Забелине и Бритове»).

В 1870-х годах в Абрамове из 1496 жителей производством бочонков занимались около 400 человек в 220 домах, а в других 30 домах 30 человек производили телеги (без колёс). Производством колёс для телег занимались около 90 человек (из 550 жителей) во всех 70 хозяйствах соседней деревни Мерлино. В Забелине из 54 дворов и 412 жителей горшечным промыслом занимались в 35 домах около 100 человек.

Производству бочонков учились в Абрамове с 11-12-летнего возраста, а 16-17-летний обученный ремеслу мальчик был уже самостоятельным ремесленником. Обучались обычно дома, в семье. Но так рано приучали к ремеслу только в бондарном промысле. Для производства колёс и телег требовалась физическая сила, а для хорошего результата – опыт и квалификация, этим ремёслам начинали учить с 15-16 лет, а хорошим мастер получался только после многолетнего опыта.

Изучая щепной промысел в Абрамове и Мерлине, Андрей Карпов проанализировал прибыльность и сельского хозяйства местных крестьян. Исследователя интересовал вопрос, почему здесь было так развито ремесло? Ремёсла и отхожие промыслы обычно получают распространение там, где из-за недостаточно хорошей почвы, климатических особенностей и поэтому невысокой урожайности сельское хозяйство не кормит крестьян. В Абрамове и окрестных поселениях, как определил Андрей Карпов, и почва хорошая, и крестьяне на урожайность не жалуются. Масштабно налаженный щепной промысел в Абрамове и Мерлине он считал случайностью.

У распространения же гончарного промысла в Забелине были свои причины. Первая причина заключалась в нехватке земли у части домохозяйств поселения. Население здесь делилось на две общины, гончарным ремеслом занималась только одна из них, которую называли «горшоватой вотчиной». В Забелине до отмены крепостного права две общины крестьян принадлежали разным помещикам, одна из них отрабатывала барщину, другая – платила оброк. Гончарным промыслом занимались только платившие оброк крестьяне Толбухина-Корсикова. Они составляли почти 2/3 населения села. После отмены крепостного права оказалось, что земли на одного человека в этой общине приходится в 3,5 раза меньше, чем у отрабатывавших барщину крестьян Караулова. Урожая не хватало ни на выкуп земли, ни на то, чтобы прокормиться. Поэтому и после отмены крепостного права гончарный промысел для этой части населения Забелина продолжал быть важным источником дохода.

Вторая причина распространения гончарного ремесла в Забелине связана с высоким качеством местной глины, удачно подходившей для горшечного производства. Глину забелинские крестьяне покупали в соседних сёлах Абрамово и Веригино. В собственном производстве она использовалась не полностью, часть глины забелинские горшечники возили в Богородское (ныне – город Богородск), где она выменивалась на готовую продукцию. Богородские горшечники были более искусными мастерами гончарного дела, но своей хорошей глины в достатке не имели. Полученную в обмен на глину готовую и более качественную продукцию богородских гончаров забелинские ремесленники продавали вместе со своей продукцией.

В статьях по кустарным промыслам А. В. Карпов также подробно описывает весь календарный цикл работ, технологию производства и экономику ремесла, начиная от этапа заготовки сырья до продажи конечному потребителю. Правда, к экономическим расчетам молодого ученого необходимо относиться осторожно: Андрей Карпов не учитывает, что рынок сбыта – это ограниченный ресурс. Возможная прибыльность не определяется максимальным возможным объемом производства одного ремесленника или семьи, готовый товар необходимо еще и продать. В исследованиях же А. В. Карпова эта, казалось бы, очевидная особенность рыночной экономики игнорируется.

Другое исследовательское направление, которым занимался А. В. Карпов, - песенный фольклор. В изданный в 2010 году сборник песен Арзамасского уезда, записанных Андреем Васильевичем, вошли тексты около 500 песен. Все песни представлены в группах: исторические, голосовые, скоморошные, игрищные, хороводные, святочные, детские, свадебные, заплачки, духовные стихи и песни-рассказы. Ноты приводятся лишь к некоторым песням. Разделы и некоторые отдельные тексты дополняются примечаниями. Особенно интересны примечания в виде небольших этнографических зарисовок, поясняющие обстоятельства исполнения песен и их текстов. 20 песен из сборника А. В. Карпова – варианты песен из сборника «Русские народные песни» М. А. Балакирева.

В примечаниях к 35 песням сборника указано на то, что они были записаны в Абрамове от местной жительницы Прасковьи Пименовой. Тексты песен, записанные в Абрамове, передают характерное для села «цоканье» (ставшее причиной появления одного из прозвищ местных жителей – цокалки): «голосоцком», «словецко», «ноци», «тветоцки». Возможно, «абрамовских» песен было и больше, так как у многих песен сборника не указано географическое место записи. Об одной из песен, записанной без привязки к какому-либо селу, этнограф говорит как о самой популярной песне в Арзамасском уезде и всей Нижегородской губернии.

Одна из «абрамовских» песен - «Что на свете прежестоко?» - иллюстрирует интересный этнографический феномен «обратного» движения традиций. Некоторые тексты сказок и песен, записанные этнографами и фольклористами в сельской местности, начиная с XIX века, - это не всегда аутентичные народные тексты, а случаи, когда произведения высокой (книжной, театральной, музыкальной) культуры попадают и получают распространение в сельской народной культуре. Хотя изначально и они могут иметь фольклорные корни, но становятся народными повторно уже под влиянием художественного дискурса высокой культуры.

Два варианта вышеупомянутой песни в 1866 году публиковались М. А. Балакиревым в «Русских народных песнях». В примечании сборника А. В. Карпова уточняется, что изначально это - «протяжная лирическая городская песня», в основе текста - переработанное стихотворение поэта XVIII века Г. А. Хованского. «Что на свете прежестоко» - это также песня Мити из комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» (1853). В 1854 году пьеса вошла в репертуар столичного Александрийского театра и московского Малого театра. Эта же песня была включена в оперу А. Н. Серова «Вражья сила» по мотивам другой пьесы А. Н. Островского – «Не так живи, как хочется» (1854). Серов работал над оперой в 1867-1868 годах, но закончена она была лишь после смерти композитора в 1871 году его женой. Премьера состоялась в том же году в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Заметим также, что позже по мотивам этой песни композитором А. К. Лядовым была написана Прелюдия си-минор Op. 11.

Во второй половине XIX века песня «Что на свете прежестоко» проникает и в сельский обиход, мелодика приобретает черты протяжной песни, меняется ее текст. Летом 1875 года фольклористу и этнографу А. В. Карпову ее напевает крестьянка из села Абрамово Прасковья Пименова.

В настоящее время Абрамовской сельской библиотекой им. А. И. Плотникова ведется работа по популяризации творческого наследия А. В. Карпова, труды которого по кустарным промыслам и песенному фольклору села Абрамово и соседних поселений обогатили наши знания по истории культуры родного края.

 

Список литературы

 

1. Карпов, А. В. Кустарные промыслы Арзамасского уезда / А. В. Карпов ; ред.-сост. Е. П. Титков, Ю. А. Курдин, А. В. Пряников ; науч. ред. Е. П. Титков. – Арзамас : АГПИ, 2010. – 387 с.

2. Карпов, А. В. Кустарные промыслы Нижегородской губернии / А. В. Карпов ; ред.-сост. Ю. А. Курдин, А. В. Пряников ; научн. ред. Е. П. Титков. – Арзамас : АГПИ, 2012. – 379 с.

3. Народная поэзия Арзамасского края. Народные песни, записанные в Арзамасском уезде Нижегородской губернии А. В. Карповым летом 1875 года / А. В. Карпов ; авт. проекта Ю. А. Курдин ; сост. Ю. А. Курдин, Э. К. Петри, А. В. Пряников ; науч. ред. Е. П. Титков. – Арзамас : АГПИ, 2010. – 639 с.

 

Источник:

 

Крейзер Ю. А., Яксяргин Л. М. Кустарные промыслы и песенный фольклор села Абрамово Арзамасского уезда в исследованиях этнографа А. В. Карпова / Ю. А. Крейзер, Л. М. Яксяргин // Наследие В. Г. Короленко. Стратегии гуманизма : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 27-28 октября 2021 г.) / Под ред. А.Н. Фортунатова. – Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2021. – С. 416 - 422.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.