Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классный час День народного единства



Классный час "День народного единства"

Дата: 01.11.2021 г.

Цели:

· познакомить студентов с историей праздника;

· подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;

· воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

 

Все проходит. Остается Родина -
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.


День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.

· Что означает название этого праздника?

· Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

· Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?

· В чем и с кем мы должны объединяться?


4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Когда были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.
Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков.
Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала XVII веков.
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.(слайд)
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.

В Москве был голод этим летом, К зиме сожрали всех котят. Болтали, что перед рассветом Гробы по воздуху летят.

В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.

В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.
Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей).

Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.
Всем этим и воспользовались польские паны.

Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.

Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.

Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.
В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II.

 К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошел к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.

Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином, ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись свергнутому Шуйскому «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы.

Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».
Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу под командованием Гонсевского вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.

Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь:

«Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом»

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе).

К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя. После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета.

20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).
На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.

На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

«Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной В знак того, что был избавлен От бесчестья край родной» (Н.Кончаловская)

Заключение.
«Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!» («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

Вопросы для беседы со студентами:

1. Когда еще в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?

2. Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?

3. Какую опасность несут национальные распри и конфликты?

4. В чем проявляется современное единство России?

5. Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.