Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История Нового времени



История Нового времени

  • Умение указывать даты событий, определять их принадлежность к историческому периоду, этапу.

Задание №1.О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло,  и чем было вызвано?

Из исторического очерка:

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору..., но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».

  • Умение проводить синхронизацию событий отечественной и всеобщей истории.

Задание №1. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда впервые в России были введены урочные лета. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которого была Россия.

  • Умение излагать подходы к периодизации отечественной и всеобщей истории Нового времени (приводимые в учебнике), раскрывать отличительные черты отдельных периодов

Задание №1. Ниже приведены мнения историков о причинах и характере опричнины. С каким из них  вы согласны? Свой ответ аргументируйте. С опорой на мнения историков раскройте отличительные черты опричнины.
ДИСКУССИИ О ПРИЧИНАХ И ХАРАКТЕРЕ ОПРИЧНИНЫ
С. М. Соловьёв рассматривал опричнину через свою идею постепенного перехода от родовых отношений к государственным. Борьба Ивана IV с боярством, которое являлось носителем родовых начал, имела, по мысли Соловьёва, положительное значение, поскольку она ускоряла победу начал государственных.

Н. И. Костомаров видел истинную причину конфликта царя с боярами в отрицательных особенностях характера Ивана IV.
С. Ф.Платонов главный смысл опричнины видел в борьбе государственной власти, опиравшейся на «служилый класс» (дворян-помещиков), против могущественной княжеско-боярской знати, потомков удельных князей. Важнейшим результатом опричнины, по мнению историка, был разгром родового боярско-княжеского землевладения, являвшегося основой политического могущества старой феодальной знати.
А. Зимин высказал мнение о том, что опричнина была нацелена не на бояр, как таковых, а на уничтожение последних «форпостов» раздробленности — Старицкого удельного княжества и новгородских «вольностей», а также независимости и экономического могущества Русской православной церкви.
Б. Кобрин рассматривал опричную политику как ускоренную централизацию государства, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор.
Павлов видит главную роль опричнины в том, что в середине XVI в. «центральная монархическая власть смогла значительно возвыситься над обществом, поставить его под свой жёсткий контроль... Опричнина окончательно повернула российскую государственность на самодержавный путь развития, обеспечив победу самодержавных начал над началами сословного представительства».
Скрынников подчёркивал, что «опричнина явилась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления».
И. Я. Фроянов считает опричнину формой защиты основ православной веры и зарождавшегося самодержавия от развязанной Западной Европой ещё во времена Ивана III идеологической войны против России.

Источники:

1) Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. Пособие для учителя. -М.: Просвещение: Учеб. лит. , 1996. -144с.

2) Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

3) Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 класс. Пособие для учителя

4) История Средних веков : 6 класс : методическое пособие / [Л.В. Искровская, О.И. Варганова, Ю.В. Гурьянова и др.]. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 384 с.

5) Образовательный портал «Решу ЕГЭ» https://ege.sdamgia.ru/

6) Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов. История России 7 класс. Издательство «Просвещение».Ч. 1

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.