Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как объяснить ребёнку, что в мире есть зло и насилие, не напугав его?



Как объяснить ребёнку, что в мире есть зло и насилие, не напугав его?

Каждому человеку рано или поздно приходится сталкиваться с жестокостью и злом. Особенно беззащитны в этом плане дети: они могут быть не готовы к неожиданному проявлению агрессии. Как говорить с ребенком о возможной враждебности людей? Рассказывает детский и подростковый психотерапевт Дергачева Надежда.

Вопрос. Как объяснить ребенку, что в мире есть насилие и жестокость, что люди бывают плохие? При этом не передавить и не вызвать в нем чрезмерную тревожность?

Ответ.С рождением ребенка родители берут на себя заботу о его физическом и психологическом здоровье. Тесная связь ребенка и значимого взрослого важна на первом году жизни младенца для формирования базового доверия к миру.

Мама и папа становятся источниками тепла, радости, проводниками в новую жизнь, в мир открытий и приключений. Ребенок растет, а вместе с ним расширяются его представления о мире. К 2–3 годам появляются понятия «плохо — хорошо», «можно — нельзя». Все больше контактируя с другими детьми и взрослыми, ребенок может столкнуться с агрессией, жесткостью или даже с насилием в своем окружении.

Нужно ли готовить ребенка к этому заранее? Я считаю, что душевная организация и психика ребенка очень индивидуальны. Кто-то воспримет эту информацию спокойно, а для кого-то она может стать источником тревоги. Но важно обращать внимание на то, с какой интонацией и эмоциями взрослые говорят с ребенком на эту тему. Чаще дети реагируют и пугаются не столько информации, сколько того, как мама или папа ее преподносят (особенно когда родитель не может справиться со своей тревожностью в отношении вопроса или по какой-то личной причине данная тема болезненна для него).

Тревога, злость, неуверенность, осуждение, чрезмерная эмоциональность подачи — далеко не полный перечень состояний, к которым могут подключиться наши дети. Фактическая информация в таких случаях теряется на эмоциональном фоне.

Намного эффективнее, на мой взгляд, когда родители готовы своевременно прокомментировать ситуацию, возникшую в поле ребенка.

Для этого у родителя должно быть четкое отношение к ситуации и несколько аргументов «за» или «против»

Важно донести до ребенка, что, если в отношении него была предпринята попытка жестокого обращения, нужно проанализировать свое поведение (не сделал ли он что-то, что вызвало такую реакцию у окружающих, пусть даже нечаянно). Нужно объяснить, почему люди могут так проявлять себя (от неуверенности, от неумения выражать злость другим способом, от обиды и так далее). Чем более спокойным и аргументированным будет комментарий, тем спокойнее ребенок воспримет информацию.

Если ребенок столкнулся с ситуацией насилия или жестокости, когда родителя не было рядом, важно поддержать разговор, как только он заговорит об этом, или спросить его о происшествии самостоятельно. Первое, что нужно выяснить, — какие факты жестокости видел ребенок и какие чувства он испытал в тот момент. Важно проговорить, что испытывать испуг, страх, злость, оцепенение, тревогу в подобной ситуации нормально, и ни в коем случае не винить за это ребенка.

Если ребенок грустит и пугается в процессе, важно обнять его, давая таким образом ощущение своих границ и безопасности. Нет определенного возраста, когда рекомендовано говорить на данную тему с ребенком. Но есть определенные моменты в текущей жизни, когда важно оказаться рядом и отреагировать на его эмоции.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.