Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гайденко П. П.



Прорыв к трансцендентному: Новая онтологияXX века. — М.: Республика, 1997. — 495 с. — (Философия на пороге нового тысячелетия).

ISBN 5—250—02645—1

Данная книга — плод многолетнего труда П. П. Гайденко, философа, известного как в нашей стране, так и за рубежом своими исследованиями экзистенциальной тематики. Автор рассматривает своеобразие онтологии, в центре которой — проблема человеческого существования, обретающего свою свободу и свой смысл в прорыве к трансцендентному — запредель­ному и непостижимому началу всего сущего. В книге анализируется траги­ческий опыт "конечного существования" С. Киркегора, экзистенциальная философия М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. А. Бердяева, герменевтика В. Дильтея, М. Шелера, Г. Гадамера, Ю. Хабермаса и др.

Издание рассчитано на читателей, интересующихся проблемами фи­лософии и теории культуры.


ISBN 5—250—02645—1


ББК 87.3

Издательство "Республика", 1997


 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В одном из своих эссе Гилберт Кит Честертон рассказал старинную французскую сказку. "Сказка эта — про отчаявшего­ся поэта, который решил утопиться. Пока он спускался к реке, чтобы покончить с собой, он отдал свои глаза слепому, уши

— глухому, ноги — хромому и так далее. Читатель уже ждет его неминуемого конца, однако, вместо того чтобы броситься в воду, бесчувственный, слепой и безногий поэт присаживается на берегу и, поняв, что жив, радуется жизни. Только глубоко вникнув в смысл сущего, может быть, только в глубокой старо­сти начинаешь понимать, сколь правдива эта история" (2, 320).

Эта притча говорит о чуде существования, о радости бытия, как такового, безотносительно к его фактическому наполнению;

последнее в значительной степени зависит от самого человека, и им сам человек может распорядиться по своему усмотрению. Существование же — непостижимый дар, то единственное, что от человека не зависит: он может, конечно, уничтожить его, но создать свое собственное бытие он не в силах.

Тема существования, бытия стала центральной у представи­телей того философского направления, которое и название свое получило от "существования" — "экзистенции" — экзистенци­ализма, или, как его предпочитали именовать в Германии,

— экзистенциальной философии. На исходе нашего столетия уже можно сказать, что экзистенциальная философия оказалась одним из наиболее глубоких и влиятельных течений как запад­ной, так и русской мыслиXX в., что она осуществила радикаль­ное переосмысление предшествующей новоевропейской тради­ции и во многом определила не только философскую, но и об­щекультурную ситуацию уходящего столетия. Вот почему без серьезного анализа творчества С. Киркегора, М. Хайдеггера, Н. А. Бердяева, К. Ясперса, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра и др. трудно разобраться в том, что представляет собой та пестрая картина сегодняшних философских "дискурсов", которая носит название


 


"постмодерна" и претендует определить собой дух грядущего XXI в.

Что же представляет собой экзистенциальная философия и чем объясняется ее влияние в духовной жизни нашего века?

В конце 50 — начале 60-х гг., когда у нас появились первые исследования, посвященные экзистенциализму, широко распро­странилось представление, что это направление есть новый тип философии человека. Такая точка зрения была характерна и для многих западных исследований, и нельзя сказать, что она лише­на оснований. В самом деле, понятием "экзистенция" обознача­лось прежде всего человеческое существование; именно как философия человека, личности экзистенциализм как раз и вызы­вал в те годы особенно большой интерес в нашей стране, где официальная идеология рассматривала человека как производ­ное от общества, как "совокупность общественных отношений".

Акцент на существовании как на исходном определении человека объясняется реакцией на рационалистическую трак­товку человеческого существа, господствовавшую в новой фи­лософии от Декарта до Гегеля. Так, у Гегеля читаем: "Я" есть последняя, простая и чистая сущность сознания. Мы можем сказать: "я" и мышление есть одно и то же; или более оп­ределенно: "я" есть мышление как мыслящее... В "я" перед нами совершенно чистая мысль. Животное не может сказать "я"; это может сделать лишь человек, потому что он есть мышление" (1, 123). Против рационалистического сведения человеческого су­щества к мышлению еще в середине прошлого века выступил датский теолог и писатель С. Киркегор, со всей остротой поста­вивший вопрос о том, что Гегель — а в известной мере и немец­кий идеализм в целом — упускает из виду самое фундаменталь­ное измерение человека — его существование. .

Нельзя не отметить, однако, что проблема человека как существования, как экзистенции была упущена Гегелем далеко не случайно: в системе Гегеля было отведено весьма жалкое место бытию, как таковому. "...Чистое бытие, — писал Гегель, — есть чистая абстракция и, следовательно, абсолютно-от­рицательное, которое, взятое также непосредственно, есть нич­то" (1, 220). И еще более выразительный пассаж: "Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержа­нию, чем бытие" (1, 175). Именно поэтому, если следовать Гегелю, для философии не имеет значения не только индивиду­альное существование человека, т. е. определение человека как особого рода бытия, но и бытие, как таковое, а стало быть, и определение Бога как высшего и всесовершенного бытия. "Если мы высказываем бытие как предикат абсолютного, то мы получаем первую дефиницию абсолютного: абсолютное


 


есть бытие. Это... самая начальная, наиабстрактнейшая и наибед­нейшая дефиниция" (1, 217). Настаивая на том, что понятие бытия "совершенно пусто и неустойчиво" (1, 229), а потому мало что способно прояснить как в отношении Бога, так и в отношении конечных сущих, Гегель тем самым обосновывает свое учение об Абсолюте как саморазвивающейся идее. Особенностью немецкого идеализма, начиная с Фихте, является представление об Абсолюте не как об актуально сущем, а как о становлении из первоначально потенциального состояния в актуальное. У Гегеля Абсолют первоначально выступает как нечто лишь возможное— таков он в сфере чистой логики. Его актуализация мыслится философом как самоосуществление в ходе мирового процесса — сначала природ­ного (абсолютная идея отчуждает себя в природе), а затем исторического. Вне и помимо мирового процесса Бог своей актуальной реальности, своего действительного бытия, как и свое­го самосознания, не имеет: все это он обретает в истории благодаря человеку и его деятельности. Вот почему Гегель критикует те теологические учения, согласно которым первое, что присуще Богу, есть бытие; в этих учениях, характерных для средневековья в особенности. Бог трансцендентен по отношению к своему творению — миру и в своем бытии от мира не зависит. Что же касается немецкого идеализма, и особенно Гегеля, то здесь история мира — это, в сущности, и есть жизнь Бога, есть богочеловеческий процесс, в котором впервые становится не только человек, но и Бог, поскольку лишь в человеческом духе — и наиболее адекватно в гегелевском учении — Бог достигает своего полного самосознания и, таким образом, своего совершенства.

Парадоксальным образом в этом пантеистическомучении, где человеку отводится такая возвышенная роль в богрчеловеческоМ| всемирно-историческом процессе, не остается места для индивида как конечного единичного существа; это существо оказывается исчезающе малой пылинкой в грандиозном процессе движения мирового духа, использующего действия и жизни отдельных индивидов как средства для осуществления своих великих целей, в основном для индивидов непостижимых. Самое главное состоит в том, что для саморазвития мирового духа в сущности безразлич­ны как мотивация, так и характер человеческих поступков:

"хитрость мирового разума" в том и заключается, что для осуществления цели исторического развития — достижения "царст­ва свободы" он употребляет одинаково как добрые и нравственные, так и злые, безнравственные дела и поступки: традиционное для христианской культуры различение добра и зла в этом новом контексте теряет свое значение, что и понятно, коль скоро единичное человеческое существование больше не находится в поле зрения философа.


 


Поскольку в учении Гегеля снимается непереходимая грань между трансцендентным и имманентным, Творцом и творени­ем, возникает удивительная ситуация: человек, с одной сторо­ны, непомерно возвышается, выступая как настоящий человеко-бог*, всемогущее существо, овладевающее природой и ми­ром**, но, с другой стороны, это мнимое возвышение оборачи­вается полным уничижением человека как единичного существа, как конечной экзистенции. Это понятно: человек возвышается как всеобщий субъект мирового исторического процесса, но как единичное существование почти полностью исчезает.

Гегель оказал большое влияние на философскую и социаль­но-политическую мысль XIX—XX вв. Он укрепил уже и до него весьма распространенное убеждение во всемогуществе человека, а точнее, богочеловечества, которому надлежит полностью ов­ладеть природой и подчинить ее своим целям. Он подчеркивал железную необходимость, с которой совершается исторический мировой процесс, где индивидуальной воле не дано ничего изменить. Имперсонализм Гегеля оказался прямым следствием его пантеистического имманентизма: отвергая трансцендентное начало мира, Гегель создал систему последовательного и аб­солютного субъективизма: объективный субъект-объект, или, что то же, субстанция-субъект отнюдь не выводит за границы трансцендентальной субъективности, как это полагал сам Ге­гель, а, напротив, превращает субъективность в глобальный, абсолютный принцип.

Вот почему критика гегелевской философии Абсолютного Субъекта, философии, послужившей теоретической базой для ряда социальных утопий, попытки осуществить которые были предприняты в нашем веке, — вот почему эта критика начинает­ся с прорыва к трансцендентному. Наиболее яркую попытку такого прорыва осуществил С. Киркегор — не случайно его сочинения оказали сильное влияние на философовXX в., об­ратившихся не только к проблеме человеческого существования, но и поставивших вопрос о философском смысле вопроса о бы­тии в целом.

Как видим, проблема человека и в самом деле составляет важную тему экзистенциальной философии. Однако эта пробле­ма в XX в. обсуждается в контексте более широкого поворота


*По поводу этого человеческого всемогущества Г. Гейне ирони­чески замечает: "Я был молод и высокомерен, и моей гордыне очень польстило, когда я узнал от Гегеля, что вовсе не тот Господь Бог, который, как считала моя бабушка, пребывает на небесах, а что я сам здесь, на земле, и есть Господь Бог".

** "Человек, — пишет Гегель, — стремится вообще к тому, чтобы познать мир, завладеть им и подчинить его себе..." (1, 158).


 


к бытию, который нашел выражение в творчестве Фр. Брентано, Э. Гуссерля, М. Шелера, Н. Гартмана, а в России — у В. С. Соловьева, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского и др. Именно слияние этих двух фундаментальных вопросов — вопроса о че­ловеке и вопроса о бытии, — слияние, обусловленное общим ' стремлением преодолеть имманентизм панлогизма и абсолют­ного субъективизма, стремлением к новому открытию Транс- ' цендентного, обусловило поворот к онтологии у таких мысли­телей, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. А. Бердяев, Г. Марсель и др. Не случайно Ясперс подчеркивал, что "экзистенция есть одно из тех слов, которыми обозначают бытие" (4, I, 53), а Хайдеггер в работе "Бытие и время" (1927) ставит перед собой задачу с помощью феноменологического анализа человеческого существования рассмотреть вопрос о смысле бытия (3, 1). Именно рассмотрение человека не сквозь призму его субъектив­ности, его партикулярности — а понятие личности иной раз употребляется именно в этом смысле, — но как определенный способ бытия открывает возможность освободиться от иллю­зии полной автономности, самочинности и бесконечного всемо­гущества человека, "я" которого, понятое как чистое мышление или как абсолютный субъект деятельности, противостоит всему сущему как объекту — объекту господства, преобразования и использования.

Однако нельзя не отметить, что возвращение бытию его центрального места в философии — это задача, которая пока лишь поставлена и намечена в отдельных ее аспектах, но ре­шать которую предстоит будущим поколениям философов, что­бы полностью освободиться от той тирании субъективности, которая характерна для новоевропейской философии, особенно для последних столетий, и составляет идеологическую основу индустриальной цивилизации с ее агрессивным наступлением на все живое, включая и самого человека.

В предлагаемой вниманию читателя книге экзистенциальная философия рассматривается в широком историко-философском контексте. Здесь выявляются как теоретические, так и мировоз­зренческие предпосылки этого направления, его истоки, станов­ление и последующее развитие, а также влияние, оказанное им на философскую и теологическую мысль нашего века. Открыва­ется книга анализом творчества Серена Киркегора, понимание которого невозможно без обращения к духовной культуре пер­вой половины прошлого века — к немецкому романтизму, к Шиллеру и Гёте, к Канту, Шеллингу и Гегелю. Выявлению смысловой направленности творчества Киркегора помогает и сопоставление его с близкими ему по духу писателями — Э. Гофманом и особенно с Ф. М. Достоевским, не менее глубоко,


 


чем Киркегор, ставившим вопросы о смысле человеческого существования, о раздвоенности духа и о природе зла. Не случайно Достоевского относят к мыслителям, стоящим у ис­токов экзистенциализмаXX в.: не только русские предста­вители этого направления — Н. А. Бердяев и Л. Шестов в буквальном смысле "вышли из Достоевского", но и эк­зистенциализм во Франции (вспомним, к примеру, А. Камю, потрясенного героями Достоевского — Кирилловым, Иваном Карамазовым) и в Германии был во многом инициирован Достоевским. Сначала из статей, а затем из личных бесед с учеником М. Хайдеггера Г. Гадамером я узнала о том, что Хайдеггер читал все сочинения Достоевского, переведенные на немецкий язык; кстати, сам Гадамер даже в глубокой старости (я познакомилась с ним в Гейдельберге в 1992 г.) обнаруживал превосходное знание романов Достоевского, по­мнил имена их героев и с молодым энтузиазмом говорил о философской глубине и пророческом даре великого русского писателя.

Естественно, когда экзистенциальная проблематика в XX в. становится предметом академической философии, в ней многое звучит по-иному: теоретическая форма научного трак­тата, каким являются "Бытие и время" Хайдеггера, трехтомная "Философия" Ясперса или "Бытие и ничто" Сартра, требует иного изложения, иного — рационально-понятийного — спо­соба аргументации, иного мыслительного горизонта, чем ху­дожественные эссе или философские романы. Переходя в стены университетских аудиторий, экзистенциальная мысль Кирке-гора и Достоевского теряет свою пронзительность, непосред­ственность религиозного искания, крика о спасении теряющей веру души. Но при этом она и многое обретает: облекаясь в форму строгого философского рассуждения, встраиваясь в многовековую философскую традицию, она меняет поста­новку традиционных философских проблем, переосмысливает значимость традиционных авторитетов и смысл их учений, заново ставит ключевую тему бытия, оттесненную на задний план в период засилья неокантианского и позитивистского методологизма и гносеологизма.

Каким образом в произведениях Хайдеггера первого пери­ода его творчества намечаются пути к новой онтологии, какое влияние при этом оказывает на него С. Киркегор, с одной стороны, Э. Гуссерль и М. Шелер — с другой, как переосмысля­ется им трансцендентализм Канта, какую роль у него играют дильтеевские понятия жизни, временности, историчности, — все эти вопросы рассматриваются в разделах, посвященных фунда­ментальной онтологии Хайдеггера. Не менее детально анализи­


 


руется и эволюция философа, тот перелом, который происходит у него примерно с середины 30-х гг., когда форма научного трактата уступает место свободным эссе и когда от исто­рической герменевтики первого периода он переходит к гер­меневтике бытия.

Известную эволюцию претерпевает и творчество К. Яспер­са который с самого начала ставит в центр внимания проблему экзистенциальной коммуникации, видя в ней возможность про­рыва к трансценденции — прорыва, который только и может быть условием человеческой свободы. У позднего Ясперса на первый план выходят темы философии истории, которыми еще в юности "заразил" его старший современник и друг М. Вебер, но к рассмотрению которых философ по-настоящему приступа­ет лишь в 40-х гг.

В 50-е и 60-е гг. от экзистенциальной философии "отпоч­ковывается" еще одно направление — философская герменевти­ка, которая несет на себе очевидные следы влияния не только В. Дильтея (Э. Бетти), но и феноменологической школы и осо­бенно Хайдеггера (Г. Гадамер). Герменевтика' предстает как своеобразная онтология культуры, оказывающая сильное влия­ние на гуманитарные науки вплоть до сегодняшнего дня.

Последние разделы книги посвящены русской экзистенци­альной философии. Здесь определяющую роль играет тема не столько бытия, сколько свободы.Не случайно Н. А. Бердяев, крупнейший представитель экзистенциальной мысли в России, весьма критически отнесся к учению Хайдеггера, выдвинувшего эту тему на первый план: познакомившись в эмиграции с его работами, русский философ не нашел там размышлений над теми вопросами, которые волновали его самого. В своем от­ношении к проблеме бытия Бердяев, как это ни покажется неожиданным, сближается скорее с Ж.-П. Сартром. Их роднит бунт "против мира сего", противопоставление бытия и свобо­ды, которое приводит обоих к отождествлению духа с отрица­нием, восстанием против "объективности", с революцией.


Над темами, которым посвящена эта книга, я размышляла на протяжении более 30 лет, начиная еще с работы над канди­датской диссертацией о философии истории М. Хайдеггера (1962). Часть разделов, включенных в книгу, была опубликована ранее, часть публикуется впервые. Так, работа о Киркегоре увидела свет в 1970 г.; в основу раздела о Ясперсе легла статья "Философия культуры Ясперса", опубликованная в журнале "Вопросы литературы" № 9 за 1972 г.; часть VI раздела состави-


 


ла статья "От исторической герменевтики к герменевтике бы­тия" ("Вопросы философии" № 10, 1987). Первый вариант раз­дела VIII "Проблема свободы в экзистенциальной философии Н. А. Бердяева" был подготовлен в качестве предисловия к кни­ге Н. А. Бердяева "О назначении человека", выпущенной изда­тельством "Республика" в 1993 г.

В каждой из названных работ акцентировались, естественно, отдельные проблемы и аспекты экзистенциальной философии. Подготовляя настоящую книгу и собирая их вместе, я получила возможность представить, наконец, более или менее целостную картину становления и развития экзистенциализма и герменев­тики, возможность раскрыть не только содержание учений Хай­деггера, Ясперса, Бердяева и др., но и их место и роль в общем контексте развития новоевропейской философской мысли. При этом я ставила перед собой задачу изложить философские построения героев этой книги настолько доходчиво и ясно, насколько это позволяла сложность предмета и мои способнос­ти его понимания, и хотела бы надеяться, что работа может быть использована также и в качестве пособия для студентов, изучающих историю философии XIX — XX вв.

Мне хочется поблагодарить директора издательства "Рес­публика" А. П. Полякова, подавшего идею издания такой кни­ги, Институт философских исследований Ганновера и его руко­водителя профессора П. Козловски, организовавшего финан­совую поддержку серии "Философия на пороге нового тысяче­летия", а также А. А. Кравченко, оказывавшую мне большую помощь на всех этапах работы с рукописью.


 


ТРАГЕДИЯ ЭСТЕТИЗМА

О миросозерцании Серена Киркегора


Датский религиозный мыслитель Серен Киркегор* — фи­гура чрезвычайно своеобразная. Не многие мыслители XIX в. могут сравниться с ним по тому влиянию, которое он оказал на духовную и интеллектуальную жизнь XX в., не многие мыслители XIX в. являются предметом таких ожив­ленных дискуссий, подвергаются столь многочисленным и раз­нообразным трактовкам, комментируются и расшифровыва­ются в таком огромном количестве толстых книг, брошюр и журнальных статей, как Киркегор, произведения которого при жизни не только не переводились с датского на ино­странные языки, но и не рассматривались как философские:

соотечественники ценили в нем талантливого писателя, об­ладающего прекрасным стилем, но даже самые дальновидные из них не могли бы предположить, какое будущее ожидает его творчество. Европейская читающая публика прошлого века могла услышать о Киркегоре разве что в связи с ибсеновским "Брандом", написанным под влиянием религиозного учения Киркегора, или благодаря Г. Брандесу, издавшему о нем как о писателе небольшое исследование в 1877 г.

Своеобразна, однако, не только судьба Киркегора как фило­софа. Не менее своеобразно и само его учение. В отличие от традиционной для европейской философии систематической формы изложения Киркегор пользуется косвенным способом сообщения своих идей, выступая то как писатель — мастер главным образом дневникового и эпистолярного жанров, то как


*В нашей литературе последних лет имя Киркегора транскриби­ровалось как "Кьеркегор". Однако в соответствии с нормами датского произношения было бы правильнее вернуться к тому написанию этого имени, которое было принято одним из первых переводчиков сочинений Киркегора на русский язык, П. Ганзеном.


 


религиозный проповедник, то как автор психологических ис­следований, рассматривающих структуру и эволюцию опреде­ленных душевных состояний. И дело здесь не только в том, что Киркегор пользуется самыми различными жанрами; в свое время к разным формам выражения своих идей прибегал, на­пример, Руссо, что не только не затрудняло, но, напротив, облегчало усвоение последних. Главное затруднение, возникаю­щее при чтении произведений Киркегора и вызывающее самые противоречивые толкования, состоит в том, что Киркегор ведет в них диалог с самим собой; высказывая определенный тезис в одном произведении, он оспаривает его в другом. В отличие, например, от Канта, который, сталкивая противоположные принципы и показывая, с одной стороны, правомерность каж­дого, а с другой — их несовместимость, тем не менее снимает недоумение читателя, объясняя причину возникновения такой антиномичности мышления, Киркегор нигде не пытается при­мирить обнаруженное им противоречие; каждая из сторон пос­леднего ведет самостоятельное существование и в то же время составляет один из полюсов личности самого автора. В каждом следующем произведении Киркегор обнаруживает новый мо­мент выявленного им противоречия, острота которого постоян­но нарастает и, вместо того чтобы примирить их в высшем единстве, как это сделал Гегель, или хотя бы указать на источ­ник их происхождения, как это сделал Кант (последнее хотя и не создает гармонии, но по крайней мере притупляет остроту противоречий, отсылая читателя к другой реальности, формой проявления которой они являются), Киркегор обрывает на са­мой резкой ноте — заключительным словом его учения являет­ся "вера в абсурд", "религия парадокса". Надо или слишком формально и поверхностно, или тенденциозно подойти к фило­софии Киркегора, чтобы в его парадоксе увидеть выход из противоречия, пронизывающего все его учение, в том самом парадоксе, который выражает, скорее, высший накал этого про­тиворечия, кульминацию, где противоречие разрушает роди­вшее его сознание.

Творчество Киркегора — это диалог автора с самим собой, а потому всякая попытка однозначной расшифровки, превраще­ния в монолог мешает проникнуть в его истинное содержание и адекватно сформулировать поставленные в нем проблемы. Вместе с тем такая попытка чрезвычайно соблазнительна, ибо дает интерпретатору возможность использовать для обоснова­ния своих идей богатую и тонкую аргументацию Киркегора, заставить работать созданный датским мыслителем мир об­разов, включить в определенную систему описанные им экзис-тенциалы (если пользоваться термином, возникшим уже вXX


 


в.). Вот почему в современной философии существует так много интерпретаций Киркегорова учения: экзистенциалистская, про-тестантско-теологическая, католическая, фрейдистская.

В данной работе будет сделана попытка рассмотреть фило­софско-религиозное учение Киркегора сквозь призму тех цент­ральных для его творчества проблем, вокруг которых завязался узел основного противоречия, составившего содержание фило­софских и религиозных идей Киркегора и определившего свое­образие как его художественного стиля, так и стиля его мышле­ния. Только рассмотрение этих проблем позволит выявить при­чину популярности Киркегора вXX в. и интереса к его твор­честву и личности. Ибо, не будучи социальным мыслителем, не занимаясь ни экономическими, ни социально-политическими проблемами, Киркегор коснулся того круга вопросов, связан­ных с кризисом личности, который составил основной нерв европейской философии XX в. "Если рассматривать Киркегора не просто как исключение, а как выдающееся явление внутри исторического движения эпохи, то обнаруживается, что его обособленность была отнюдь не обособленностью, а, скорее, многократно усиленной реакцией на тогдашнее состояние мира. Как современник Бауэра и Штирнера, Маркса и Фейербаха, он был прежде всего критиком событий своего времени, а его "Или — Или" в вопросах христианства определялось одновременно социально-политическим движением" (53, 125).

Если снять акцент автора этого высказывания К. Левита на социально-политической стороне дела, акцент, продиктованный его стремлением подчеркнуть близость проблематики Киркего­ра и Маркса, явно им преувеличенную, то в целом лёвитовское замечание относительно того, что Киркегор чутко уловил ос­новные тенденции своего времени, как они преломились во внутреннем мире личности, совершенно справедливо. В этом отношении Киркегор оказался намного впереди многих мысли­телей прошлого столетия, и не случайно в начале XX в. фило­софская мысль Запада увидела в нем своего современника.


СЕРЕН КИРКЕГОР — ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ

7. Киркегор об экзистенциальном характере истины

Имя Киркегора в сознании современного читателя — как у нас, так и за рубежом — связано в первую очередь с широким философским течением, получившим название экзистенциализ­ма. Киркегор обычно рассматривается как предшественник эк-


 


зистенциализма, а это приводит к тому, что на его учение _ в большей или меньшей степени — проецируются философ­ские концепции Хайдеггера, Ясперса, Сартра. В принципе про­тив этого возражать нельзя — экзистенциализм действительно развил ряд моментов, намеченных у Киркегора, — однако рассмотрение воззрений последнего сквозь призму экзистенци­алистских построений следует по крайней мере ограничить. В этом отношении нельзя не согласиться с замечанием А. Веттера, что "эстетический экзистенциализм последних десяти­летий" составляет по отношению к учению Киркегора "прямую диалектическую противоположность" (64, 12). Хотя это сказано слишком категорически, ибо невозможно отрицать связь экзис­тенциалистской философии с киркегоровской традицией (эта связь ощущалась как самими экзистенциалистами, так и всеми их исследователями главным образом в период становления этой философии), но по существу Веттер прав, ибо то направле­ние, в котором развивался экзистенциализм, увело его далеко от Киркегора. Так что не случайно ни Ясперс, ни Хайдеггер, ни Сартр больше почти не ссылаются на Киркегора, последова­телями которого они сознавали себя вначале. Исключение здесь составляют, пожалуй, Л. Шестов и А. Камю, до конца ос­тавшиеся верными если не учению Киркегора, то по крайней мере той трактовке, которую они ему давали.

Тем не менее есть один важный момент, в котором экзистен­циализм первоначально действительно совпадал с основным пафосом киркегоровского мышления: речь идет о заявлении Киркегора, что философия должна исходить из предпосылок, не имеющих ничего общего с предпосылками науки. Если позиция ученого всегда является объективной, предполагающей исклю­чение каких бы то ни было элементов, связанных со специфичес­кими особенностями его личности, то позиция философа, заяв­ляет Киркегор, должна целиком определяться его личностью, она принципиально не может быть объективной. Такое заявле­ние, сделанное во времена триумфа гегелевской философии, воодушевленной пафосом научности, должно было диссониро­вать с господствующим умонастроением, основа которого была заложена еще в начале XVII в. оптимистическим рационализ­мом Декарта и с тех пор укреплялась усилиями крупнейших европейских мыслителей — Спинозы и Лейбница, Фихте и Геге­ля, считавших философское мышление высшей формой науки вообще*. Этот культ научности не был поколеблен даже кан-


* Гегель, правда, отличал философию как высшую форму научно­го знания, как мышление о мышлении от естественных наук, форма которых, с его точки зрения, по необходимости конечна, поскольку они


 


товским учением, ибо последнее, ограничивая возможности фи­лософского познания, тем прочнее ставило философию на науч­ный фундамент — ведь само ограничение философских притяза­ний на исчерпывающее познание существующего диктовалось у Канта стремлением остаться верным строгим и трезвым научным предпосылкам.

Заявление Киркегора, сделанное им в середине 40-х гг. XIX в., шло вразрез с вековой рационалистической традицией и только потому не получило должного отпора со стороны современников, что вряд ли было услышано кем-либо из ев­ропейских философов, а в Дании в то время еще не было сложившейся философской школы. Каковы же аргументы Кир­кегора в пользу столь парадоксального утверждения?

Основной принцип, из которого, по существу, вырастает вся аргументация Киркегора против понимания философии как науки, может быть сформулирован следующим образом:

истина — это не то, что ты знаешь, а то, что ты есть;

истину нельзя знать, в истине можно быть или не быть. Поэтому истина, с точки зрения Киркегора, не есть нечто отвлеченное от личности, пребывающее только в сфере ее знания и не затрагивающее ее бытия, не есть нечто одинаковое для всех, общезначимое, не зависящее от человека, — напротив, истина может быть только личной или, как говорит Киркегор, экзистенциальной, то есть внутренне неразрывной с сущес­твованием человека, неотделимой от его личности. Если с точки зрения науки истина общезначима, то, по Киркегору, истина и общезначимость, всеобщность — взаимоисключающие по­нятия. А то обстоятельство, что в его эпоху истина ото­ждествлялась со всеобщим, было для Киркегора ярчайшим свидетельством духовного кризиса этой эпохи.

Самого себя Киркегор называл "коррективом эпохи", и пер­вая поправка, которую он попытался внести, состояла в утверж­дении, что философия не может быть научной, а может и долж­на стать экзистенциальной. Объективно-научное мышление, го­ворит Киркегор, принципиально отвлекается, абстрагируется от существования мыслящего субъекта: "...это — мышление, при котором не существует мыслящего". "Путь объективной ре­флексии превращает субъекта в нечто случайное и тем самым превращает экзистенцию в нечто безразличное, исчезающее. Путь к объективной истине уводит от субъекта, и, по мере того


имеют дело с "конечным содержанием". Именно это различие естество­знания и спекулятивной науки — философии — давало Гегелю возмож­ность утверждать, что абсолютное знание достижимо; ориентация на естественно-научное мышление сделала бы такое утверждение по край­ней мере сомнительным.


 


как субъект и субъективность становятся безразличными, ис­тина тоже становится безразличной, и это как раз и называется ее объективной значимостью, ибо интерес, так же как решение, есть нечто субъективное. Путь объективной рефлексии ведет к абстрактному мышлению, к математике, к разного рода историческому знанию; он постоянно уводит от субъекта, "быть" или "не быть" которого становится бесконечно безраз­личным, и это объективно совершенно правильно, ибо "быть" или "не быть" имеет, как говорит Гамлет, "только субъектив­ное значение" (48, 184).

Пытаясь рассуждать объективно, научно, мыслитель неиз­бежно должен отвлекаться от собственного существования и рассматривать проблему, так сказать, с точки зрения вечно­сти. Но как может человек, существо временное, встать на точку зрения вечности? Не означает ли это просто самоуничтожения его живой, временной личности? Если бы спекулятивный фило­соф задумался над своим требованием встать на объективную точку зрения, требованием, от имени науки предъявляемым к индивиду, то он "понял бы, что самоубийство есть единствен­ное практическое истолкование его попытки" (48, 188).

С присущей ему склонностью к заострению проблемы Кир-кегор объявляет позицию спекулятивного философа как бес­пристрастно объективного ученого "позицией самоубийцы". Сказано резко, но основания для этого у Киркегора тем не менее есть. В самом деле, философ, всю свою жизнь занима­ющийся академической деятельностью, постоянно совершает над собой своеобразную операцию: он как бы расщепляет себя надвое, причем одна половина его личности — интеллектуаль­ная — живет в чистом эфире спекулятивного мышления, в "сти­хии истины", если воспользоваться термином Гегеля, в то время как другая ведет партикулярный образ жизни, который ничем не отличается от образа жизни обывателя; при этом философ удовлетворяет как свою тоску по всеобщему, так и ин­дивидуальные склонности. Тоску — на кафедре и за письмен­ным столом, склонности — "в свободное от работы время". Такое чисто интеллектуальное приобщение ко всеобщему впол­не примиряет философа с филистерским образом жизни*.


* "Трудности умозрения, — пишет Киркегор в своем дневнике, — растут по мере того, как приходится экзистенциально осуществлять то, о чем спекулируют. Но в общ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.