|
|||
Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей;Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей; - Социально-психологические, которые способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля. Наличие таких отношений, по образному выражению А.С. Макаренко, «цементирует» коллектив, способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения, эмоциональной тонизации коллектива, Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее, органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений; - Оперативно-организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп. Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль. Необходимо отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют: - Социально-ориентированные функции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся; - Личностно-ориентированные, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся. М.И. Рожков выделил и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признак системы, как саморазвитие. К ним он относит: 1. Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности. 2. Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач. 3. Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач . Высшим органом классного самоуправления является классное собрание, в котором участвуют все учащиеся группы и руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся. Функциональные обязанности собрания: планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть. подводит итоги работы за учебную четверть и за год; заслушивает отчеты Совета класса о проделанной работе; обсуждает важнейшие вопросы жизни коллектива. Собрания проводятся не реже 2 раз в учебную четверть. Решения собрания являются обязательными для всех обучающихся. Ведет собрание руководитель - председатель собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на Совет группы. Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета группы, председатель родительского комитета входят в Президиум собрания. Решения собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовали половина плюс один или более участников. Функциональные обязанности Председателя Совета : совместно с руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся); отвечает за работу консультантов и успеваемость в группе; формирует советы дела для подготовки и проведения массовых мероприятий; объявляет благодарность и налагает взыскания; контролирует выполнение поручений. Функциональные обязанности Заместителя председателя Совета: контролирует посещаемость и готовность к занятиям; осуществляет контроль за ведением документации, ведет таблицу рейтинга обучающихся; совместно с председателем Совета руководит группой консультантов; ведет работу с отстающими ; организует проведение политинформации; замещает председателя Совета группы в его отсутствие. Функциональные обязанности Секретаря Совета : ведет документацию, в том числе папки обучащихся; руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий; контролирует работу советов дела; отвечает за хранение документации, бланков, архива; информирует учащихся о работе Совета группы; организует работу редакционной коллегии; отвечает за оформление стендов. Функциональные обязанности Старшего дежурного: организует и контролирует дежурство ; формирует дежурные группы; составляет график дежурств; отвечает за дисциплину в группе, хранение и приобретение инвентаря; руководит работой департамента труда группы; ведет документация старшего дежурного. Основным контрольным органом детского самоуправления является родительский комитет. Родительский комитет избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве 3 человек сроком на 1 (один) учебный год. Руководит работой родительского комитета председатель. Функциональные обязанности Родительского комитета: занимается спорными ситуациями, возникающими в процессе деятельности коллектива; решает вопросы финансового обеспечения мероприятий; принимает активное участие в решении различных вопросов жизни коллектива; оказывает руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. Для того чтобы детям было интереснее между собой сотрудничать, можно заменить стандартные названия общественных поручений на необычные. Например, Президент учреждения - другие названия «Председатель Совета », «Командир группы», Премьер-министр - другие названия «Заместитель председателя совета », «Старший дежурный»), и, наконец, Кабинет министров - другие названия «Совет группы», «Актив группы» - состоит из ответственных за определенные направления деятельности коллектива (Министра печати, Министра спорта, Министра образования, Министра культуры). Министр печати, или «Ответственный за редакторскую деятельность», имеет команду из 3-5 человек и выполняет функции: организация выпуска поздравительных газет; оформление кабинета; учреждения к праздникам оформление рабочего уголка; организует работу редакционной коллегии; отвечает за оформление стендов. Министр спорта, или «Ответственный за организацию спортивных мероприятий », выполняет следующие функции: формирует команду для участия в соревнованиях; организует спортивные мероприятия . Министр образования, или «Учебный сектор», выполняет следующие функции: контролирует посещаемость и готовность к занятиям; осуществляет контроль за ведением рейтинга обучающихся; совместно руководит группой консультантов; Министр культуры, или «Ответственный за культурные мероприятия», имеет команду из 3-5 человек и отвечает за: руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий; организацию выходов в театр, кино; организацию экскурсий, вечеров, составление развлекательной программы. Распределение общественных поручений происходит на заседании Совета учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. Задание: Ознакомьтесь с функциями всех общественных поручений. Определитесь, какое поручение вы хотели бы выполнять в группе и напишите мне в сообщении.
|
|||
|