Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Два скупыя



 

Деньги и бизнес в русской и зарубежной классике

 

Матюхина Галина Олеговна, главный библиотекарь сектора методического обеспечения библиотек области по работе с детьми и юношеством

отдела координации деятельности библиотек области ГБУК «ПОУНБ»

 

Современный мир невозможен без денег. Знания о деньгах являются очень важными, так как мы пользуемся деньгами почти каждый день: рассчитываемся за покупки и услуги, с их помощью стремимся реализовать свои мечты. Однако не каждый человек с уверенностью может сказать, что хорошо умеет распоряжаться деньгами, знает в какое русло их направить и как заставить «работать», что он финансово грамотный. Финансовое благополучие в современном мире в значительной степени определяется не столько размером личного дохода индивидов, сколько качеством управления и пользования им, а также умением с выгодой для себя использовать те или иные финансовые продукты и услуги.      Финансовая грамотность важна для современного человека: она способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способна повысить финансовую безопасность населения.

А что значит быть финансово грамотным?

Финансово грамотный человек:

- ведет учет собственных доходов и расходов;

- знает, как защищены права потребителя финансовых услуг (куда обратиться);

- тратит меньше, чем зарабатывает (формирует сбережения); имеет подушку безопасности (на случай непредвиденных обстоятельств, накопления на пенсию);

- ориентируется в мире финансов (знает, где найти и как использовать нужную информацию);

- осуществляет рациональный выбор финансовых услуг.

Чтобы наши дети росли самостоятельными и умели стратегически мыслить, им также нужно научиться правильно пользоваться таким сложным и нужным ресурсом, как деньги. Дети — наши наследники, и от них в конечном итоге зависит успех следующих поколений семьи.

   Для усвоения детьми основ финансовой грамотности используются самые разнообразные методы, приемы и средства. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки).

   Как правило, русские народные сказки прекрасны. Они учат детей добру, справедливости, благородству и многим другим положительным качествам, но не финансовой грамотности. Если же присмотреться ближе, то они, скорее, показывают полную финансовую безграмотность героев.Поэтому, читать их нужно не только с интонацией, чтобы ребенку было интересно, но и со своими небольшими комментариями. Чтобы наши дети стали успешными и финансово независимыми, нужно читая с ними классические русские и зарубежные сказки, разбирать финансовые ошибки героев и делать правильные выводы.

Как читать сказки.

  Обратимся к русской народной сказке «Заюшкина избушка»

«Была у заюшки избушка лубяная, а у лисы ледяная…» Дальше каждый сам знает: у лисы изба растаяла, и она выгнала зайчика на улицу. Если бы я разбирала сказку с финансовой точки зрения с вами, взрослыми, я бы говорила так: Действия лисы попадают под УК РФ, поэтому заюшке надо было идти в полицию, а не жаловаться прохожим. Что касается лисы, то если у тебя возникли проблемы с жильём, то серые схемы — последний путь. Сперва надо попробовать заработать, если не получилось — брать ипотеку. Не знаешь, как и какую — обращайся к профессионалам. Если же текущая ипотечная ставка тебя, лиса, напрягает, то надо найти достойного лиса, родить трёх лисят и переехать на Дальний Восток. Тогда получишь и льготную ипотеку, и материнский капитал, и субсидию от государства.

  Ну а детям надо излагать все эти проблемы другим языком. Лиса совершает незаконные действия. Зайке не надо было плакать, просить помощи у случайных людей, а необходимо было обратиться в полицию. Лисе же следовало не выгонять зайца из его собственного жилья, а пойти в банк, взять ипотеку (объяснить, что такое ипотека) и купить себе дом.

   Или всем известное произведение Корнея Чуковского «Муха Цокотуха». В нем речь идет о такой финансовой операции, как инвестирование. Начиналось всё с везения — «муха по полю пошла, муха денежку нашла». Потом муха решила инвестировать (тут можно пояснить, что такое инвестирование). Выбор на первый взгляд странный, ведь покупать самовар на последние деньги — не логично. Однако в итоге она приобрела гораздо больше — весёлый праздник, друзей и мужа. Муха на деле оказалась прозорливой дамой.

    Ещё одна сказка про инвестиции - «Приключения Буратино». Деревянный мальчик Буратино оказался не таким дальновидным, как муха. А ещё и доверчивый — стал жертвой мошеннической схемы. Что мы можем посоветовать в таком случае? Надо обращаться только к профессионалам, которые занимаются инвестициями предварительно проверив все документы. Подозрение должны вызвать мнимые слепые и хитрые рыжие персоны. После этого можно вкладывать. Но не в землю (в прямом смысле), а в акции, облигации (следует раскрыть понятия этих терминов). Как вариант — открыть накопительный счёт или вклад.

    Способствовать формированию основ финансовой грамотности детей и подростков могут и литературные викторины. Они могут называться так: «Разумные траты сказочных героев», «Финансовая грамотность литературных героев», «Литературные деньги».

     Викторина «Литературные деньги» адресована детям от 6 до 11 лет. Она предполагает знание сказок Андерсена, А. Пушкина, К. Чуковского, А. Толстого, Н. Носова Приведу пример вопросов:

1. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки.

(Андерсен)

2. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами?

(«Огниво»)

3. Кто являлся поставщиком сырья, из которого «лили монету» на сказочном острове князя Гвидона?

(Белка, которая грызла орешки с золотыми скорлупками)

4. Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку?

(Самовар)

5. Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?

(Кот Базилио и лиса Алиса)

6. Как назывались лунные деньги в книге Николая Носова «Незнайка на Луне»?

(Фантинги и сантики)

Для старшеклассников подойдет викторина «Финансовая грамотность литературных героев», вопросы которой подготовлены на основе общеизвестных понятий и правил финансовой грамотности, общеизвестных произведений литературной русской классики.

 - В какой бизнес мечтал вложить деньги отец Федор, герой романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»?

 1) в колбасный цех;

 2) в ювелирную мастерскую;

 3) в свечной заводик;

4) в мебельную фабрику. (Правильный ответ: в свечной заводик.)

 - В какое предприятие Разумихин предлагал инвестировать на паях Раскольникову и его семье в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

 1) в книжное издательство;

 2) в постоялый двор;

3) в кондитерскую лавку;

4) в трактир (Правильный ответ: в книжное издательство.)

 - Какой из героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» заменил своим крестьянам барщину оброком («Ярем он барщины старинной // Оброком легким заменил»)?

 1) Сам Евгений Онегин;

2) его завистливый сосед;

3) Владимир Ленский;

 4) дядя Евгения Онегина. (Правильный ответ: Евгений Онегин.)

Многие дети частенько говорят: «Не хочу читать ваши книги, они мне в жизни не пригодятся. Они же не учат меня считать деньги, как стать богатым, а без денег сейчас-НИКУДА!

Для таких «нехочух» можно провести необычный урок «Финансовые ошибки литературных героев» и показать им, что именно литература дает первые уроки обращения с деньгами.

На этом уроке можно рассмотреть такое понятие, как финансовые пирамиды на примере сказки А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Инсценируйте с помощью юных читателей эпизод встречи Буратино с Лисой Алисой и котом Базилио и моментом закапывания денег. Обсудите его. Сделайте вывод: жадность и глупость, желание быстро разбогатеть и получить лёгкие деньги приводит к потере заработанных средств, к обогащению мошенников и аферистов.

Вопрос заработной платы остро встает в «Сказке о попе и работнике его Балде». Вспомним сюжет этой сказки. Пусть ребята зачитают отрывки из сказки, которые высмеивают жадного попа, его нежелание соблюдать договор.  Ваш вывод и вывод ребят: Хоть этой сказке уже много лет, но проблема существует и в наше время. Иногда нарушение прав работников — невыплата заработной платы — становится нормой, главным способом наживы. В сказке «О попе и работнике его Балде» герой сам восстанавливает справедливость, а сейчас за невыплату зарплаты наказывают органы судебной власти.

    Опираясь на рассказ Николая Лескова «Старый гений», поговорите с юными читателями о такой проблеме, как деньги в долг. В основе рассказа ‒ ситуация, типичная и для России 19-го века, и для России современной. Старушка по доброте душевной дала в долг 15 тысяч рублей своему знакомому, даже заложила дом, а в результате чуть не осталась на улице со своей дочерью и внучкой. Прочитайте с ребятами несколько эпизодов из рассказа, обсудите и сделайте соответствующие выводы: если ты решил дать в долг, то хорошо подумай, надёжен ли заёмщик, обязательно составь расписку

       Но есть еще один способ быстро разбогатеть, который часто приводит к краху. Конечно, это азартные игры. Игра в карты, игровые автоматы, онлайн казино и т.д. -вот еще один источник «мнимого» богатства. А в каком произведении герой терпит поражение, теряет все, даже собственную жизнь? Конечно, это повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама». Борьба с самим собой, со своими ‒главная тема этого произведения. Давайте вспомним сюжет, зачитаем отрывки, обсудим прочитанное и сделаем заключение: азартные игры развивают желание легкой наживы, легких денег, однако в результате ‒крах, нервные расстройства, болезни, полная зависимость.

         Поразмышляйте о деньгах, их роли в жизни детей и взрослых, читая с детьми рассказы А.Т. Аверченко «Сережкин рубль» и «Продувной мальчишка». Задайте ряд вопросов, исходя из сюжета рассказов. Например,

1. И в том, и в другом рассказах, кроме мальчиков, есть ещё один персонаж, какой? (Деньги)

2. Как появляются деньги у мальчиков?

3. Какие изменения происходят с героями в связи с получением (или перспективой получения) денег?

3. Как поступили бы вы, если бы родители, вам сказали, что в связи с финансовыми трудностями в этом году не будет подарков на Новый год?

4. Каков результат «общения» мальчиков с деньгами?

5. Какой жизненный урок вам удалось извлечь из этих историй?

  Для старшеклассников и студентов может представлять интерес обзор-размышление «Деньги и денежные отношения в художественной литературе со средних веков до наших дней.»

  Великая русская литература, помимо романтических и гражданских отношений, уделяет внимание отношениям человека и денег. Иногда речь напрямую идет о финансах, а иногда о их роли в жизни героев — о бедности и богатстве, браках по расчету, взятках и махинациях, как в «Мертвых душах».

  Религиозное Средневековье рассказывает о деньгах как об общей бытовой составляющей, неотделимой от человеческого существования. Авторы сохранившихся литературных памятников, говоря о добродетели, пытаются передавать и опыт обращения с деньгами.

  Литература XVIII века воспитывает человека эпохи Просвещения — крепкого хозяина и государственного мужа, который станет опорой Отечеству. Поэтому бичуются пороки — скупость, мздоимство, обличаются нерадивые хозяева. Именно в эти годы в литературу проникает идея меценатства.

    Герой романтической литературы начала XIX века стремится освободиться от бытовых забот и заняться возвышенными вещами, поэтому рассматривает деньги как средство, позволяющее ему жить по велению души. А чуть позже, во второй половине XIX века, деньги превращаются в цель. Отношение к ним становится одной из центральных литературных тем до революции.

    Последствия революции и гражданской войны разрушительны. Новый мир начинает строиться буквально на развалинах, и одна из новых задач просвещения — научить людей прожить на то малое, что у них есть. Разруха порождает своих героев, так появляется один из самых любимых персонажей XX века — обаятельный аферист Остап Бендер.

     Литература о Великой Отечественной войне посвящена героизму народа. Деньги и личная выгода героев мало интересуют. Главное — победить, выжить и залечить боевые раны. Поэтому более детальное описание финансовой стороны жизни появляется лишь в послевоенный период. И тут оно встает в полный рост, показывая, на что способен человек, если он действительно хочет заработать. Крах Советского Союза дал дорогу рыночной экономике, породившей общество потребления, отсюда и отношение к деньгам как к основе счастья.

      В обзор советуем включить следующие произведения:

 «Азбука о голом и небогатом человеке»

Самая душераздирающая азбука на свете, которая связана не столько с обучением грамоте, сколько с финансовым образованием. Здесь читатель встречает лирического героя, который только и делает, что жалуется на свое бедственное положение.

Азъ есми нагь, нагъ и босъ, голоденъ и холоден, сьести нечаво.

Богъ душю мою ведаеть, что нету у меня ни полушки за душею
      «Хождение за три моря». А. Никитин

    Эпоха Великих географических открытий отразилась в истории древнерусской литературы «Хождением за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. В своем каноническом «хождении», написанном во второй половине XV века, он описывает не только свои приключения и нравы жителей других земель, но и подробности экономики стран, в которых побывал.

«Повесть о Ерше Ершовиче»

     Сатирическое произведение конца XVI — начала XVII века иллюстрирует отношение к собственности и на примере показывает важность грамотного документирования гражданско-правовых отношений.

О скупости. А. П. Сумароков

    Александр Петрович Сумароков (1717–1777 гг.), первый профессиональный литератор Российской империи, охватил своим пером не только все существующие в середине XVII века жанры (от оды до эпитафии) и стихотворные размеры, но и темы. Среди всего прочего он высказался и по поводу денег. В стихотворении «Два скупыя» Сумароков выводит образ двух друзей, которые так ревниво относятся к деньгам, что готовы пойти на воровство, лишь бы увеличить свое благосостояние.

Два скупыя

Два друга выдавать монеты были тупы,
А попросту гораздо были скупы,
И говорили такъ: вить деньги не вредятъ,
Хоть ихъ и не ядятъ

«К скопихину». Г. Р. Державин

    В 1803 году Гаврила Романович Державин пишет стихотворение «К скопихину». Мимикрирующее под русскую фамилию слово «скопихин» — на самом деле неологизм, который можно трактовать и как «скупой», и как «скопидом». Главным образом Державин обращается к тем, у кого есть деньги: он готов посоветовать, как ими распорядиться.

Литература XIX века

«Скупой рыцарь». А. С. Пушкина

«Мертвые души». Н. В. Гоголь

Герои поэмы «Мертвые души» буквально сыплют афоризмами, которым суждено было стать цитатами.

«Обломов». И. А. Гончаров. Печальный роман о русской душе, о любви и о лени

«Анна на шее». А. П. Чехов

      Рассказ о браке 18-летней девушки и 52-летнего господина. О последнем автор говорит так: «не молодой и не красивый, но с деньгами». Стандартный брак по расчету, ставший предметом общественного осуждения во второй половине XIX века.

Начало XX века

«Буржуй, прощайся с приятными деньками». В. В. Маяковский

«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». И. Ильф и Е. Петров

 

Вторая половина XX века.

     «Легенда о родоначальнике фарцовки Фиме Бляйшице». М. Веллер

Михаил Веллер, не стараясь вдаваться в подробности, описывает схемы возможных взаимодействий ленинградцев конца пятидесятых и иностранцев:

«Как заработать 1000 (тысячу) рублей». С. Довлатов

      В прозе Сергея Довлатова о деньгах и об отношении к личным финансам говорится много. Лирический герой, личность которого для читателей навсегда переплелась с автором, запутался не только в отношениях с государством, женщинами, друзьями и с собой, он еще и всегда в долгах.

«Generation “П”». В. Пелевин

      В 1999 году вышел роман, который поставил точку в истории русской литературы XX века. «Generation “П”» — чистый образец русского постмодернизма. Главный герой, Вавилен Татарский, копирайтер, криэйтер, квинтэссенция поколения П. Роман имеет посвящение — «памяти среднего класса». «Generation “П”» почти полностью, исключая некоторые мистические моменты, посвящен обществу потребления.

       Литературные примеры, приведенные выше, подчеркивают метафизическую природу личных финансов. Деньги есть, они занимают значимую часть духовной жизни человека, и тем не менее они — нечто неявленное, невысказанное и неуправляемое. К ним нужно искать подход, их можно задобрить, а можно спугнуть. Русская культура относилась к деньгам пренебрежительно и перенесла это отношение в литературу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.