|
|||
Чтение 3 класс. Тема: И. З. Суриков « Детство», «Зима».. Биография поэта.Чтение 3 класс Тема: И. З. Суриков « Детство», «Зима». Ребята, откройте учебники на странице 72. Цель нашего урока ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения. Биография поэта. Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым: Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы. Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». ( Стр.72.) В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов. Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.) Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу. Прялка –приспособление для ручного прядения. - Прочитаем стихотворение, что вспоминает автор из своего детства. - Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? - Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? - Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером. Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом. - Прочитаем 1 часть на стр. 72. - А где происходило событие? -Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни... - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб. -А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. “Мне в сугробе горе, -А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? - И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы? -А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. - Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? Да, конечно! Читаем дальше. 2 часть - А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.) - А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) - А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха. -А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: “А в трубе сердито – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. - А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо. - А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек? Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке. - Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика. - Заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков. Домашнее задание: Прочитать стихотворение «Зима» на стр. 76, ответить на вопрос № 5 стр. 77
|
|||
|