Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рабочая программа кружка «Теремок»



 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Шарловский детский сад

 

 

Рабочая программа кружка «Теремок»

по разделу «Театрализованная деятельность» (младшая группа)

Образовательная область «Речевое развитие»


 

Руководитель кружка

Воспитатель Постнова Е.В.

 

2017-2018

Театр— одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир

театра, то всю жизнь будешь воспринимать мир прекрасным.

Пояснительная записка

  Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его

творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности.

     Главной целью программы: «Театр в детском саду», является приобщение детей к разнообразным видам театрализованной деятельности. В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности. Программа придерживается различных форм организации театрализованной деятельности: специально организованная — в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность — при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театрализованную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, конечно же, итог артистизм в спектаклях. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение, однако нельзя рассматривать театральную деятельность как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, храбрости и т. д. Театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Театрализованная деятельность расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театрализованной деятельности родителям такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства.

    Театрализованная деятельность тесно переплетается со всеми видами деятельности ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, занятия, прогулка подготовка ко сну, гимнастика, пробуждение, утренники и развлечения.

     Программа составлена на младший дошкольный возраст.
     Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
     Срок реализации – 1 год.
     Задачи.
     В программе выделено три типа задач:
1 тип задач — развитие выразительной речи;
2 тип задач — образовательные задачи, которые непосредственно связаны с изучением, театрально-эстетического искусства, развитием артистизма, навыков сценических воплощений в играх инсценировках и драматизациях, а также навыков овладения вождения кукол;
3 тип задач — это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, чувства эмпатии а также коммуникативных способностей театрального искусства.
     Организация театрализованной деятельности
     Театральные занятия во 2 младшей группе проводятся один раз в неделю во 2 половину дня с сентября по май, в среду,  время проведения занятий 10-15 минут.
     Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Существует и комплексное занятие: театр + музыка, театр + лепка, (фигурки отдельных персонажей или целые сценки, театр + ИЗО (рисование различных эпизодов сказки) театр + ЛЕГО конструктор и т. д.
     Постепенность и последовательность этой программы позволяет ребенку познакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
     Общие задачи театрализованной деятельности
• реализовывать творческий потенциал ребенка, знакомить с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность;
• последовательно и поэтапно знакомить детей в возрасте 3-4 года с театральным искусством, через эстетическое восприятие;
• приобщатъ детей к театрально-эстетической культуре знакомить с устройством театра;
• развивать выразительную речь включая в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности;
• обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом пространстве;
• учить передавать характер, особенности образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движениями;
• обучать детей кукловедению;
• учить с выражением декламировать текст;
• развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях) ;
• по средствам личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;
• воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честностъ, взаимопомощь и т. д.) ;
• привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов;
Ребенок овладевает умениями и навыками
Восприятие театрального представления:
• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;
• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;
• учиться говорить правильно, четко, выразительно;
В игровой деятельности:
• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.
В сценической деятельности:
• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.
В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:
• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый) ;
• про смысл театральной постановки.

Формы организации театральной деятельности
Организация взрослым на занятии:
• игры импровизации;
• игры забавы;
• показ драматизации;
• показ настольного театра;
• показ театра игрушек;
• показ пальчикового театра.
Инициатива детей
• ряженье
• инсценировка стихов, сказок;
• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игри игр с игрушками.
Методическое обеспечение: учебно-методические комплекты- аудио диски, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театр и. т. д.
Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности
• книжка — игрушка;
• книжка-раскладушка;
• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;
• настольный театр;
• пальчиковый театр;
• резиновые, пластмассовые игрушки;
Показатели успехов и достижений:
• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе
• показа театрального действия и театрализованной игры;
• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;
• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует) .
Позиция взрослого и ребенка
Взрослый.
• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;
Ребенок:
• с интересом слушает;
• манипулирует с игрушками;
• инициатор ряженья.
Формы работы кружка:
1 .Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации.
2. Рассказы, беседы о театре.
3. Индивидуальные и коллективные творческие задания.
4. Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения) .
5. Сочинение сказок, придумывание сюжетов.
7. Постановка спектаклей.
8. Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.
9. Оформление альбома о кружке.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческих и музыкальных способностей детей (эмоциональность, выразительность) .
2. Развитие психических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение) .
3. Развитие личностных качеств (коммуникативные навыки, партнёрские взаимоотношения)
     Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

     В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Сентябрь

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
«Давайте познакомимся» Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь,умение строить диалог. Маски, различные виды театров (пальчиковый, рукавичка,и.т.д.) Маханева М.Д “Театрализованные занятия в детском саду” М.:Тв.центр “Сфера” 2004г.С 18
«Травка – муравка» Ввести детей в игровую ситуацию; дать положительный эмоциональный заряд; развивать интонационную выразительность голоса. Картинки для игры «На лужке» и для прибаутки «Травка- муравка» Губанова Н.Ф. Развитие игровой д-ти. 2 .С.39
“Для деда, для бабы Курочка Ряба яичко снесла золотое”. Закреплять знания текста, продолжать знакомить с образами героев. Учить передавать характер, особенности образов через движения. Перчаточный театр дед баба, курочка, мышка, шапочка курицы, элементы костюмов. Маханева М.Д С 18-20
 «Жили гуси у бабуси» Дать детям положительный заряд эмоций, учить следить за ходом изображаемого взрослым сюжета, вовлекать в беседу по его содержанию. Настольная ширма, перчаточные куклы (гуси), костюм бабушки. Маханева М.Д23М Губанова Н.Ф. 2 С.43 -2

Октябрь

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
«Выросла репка  большая–пребольшая» Учить детей пересказу знакомых им литературных произведений (русская народная сказка «Курочка ряба»), составляя короткий рассказ совместно со взрослым Иллюстрации к сказке , аудиозапись. Маханева М.Д с.29.
«К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали» Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели, учить выделять и называть характерные признаки персонажей, воспитывать интонационную выразительность речи. Пальчиковый театр по сказке, лист бумаги с нарисованными кружочками, карандаш, книга со сказкой «Репка» . Ушакова О.С.  Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, с.11. Маханева М.Д с.31.
«Мокрые дорожки»   Учить различать интонации музыки, воспитывать ладовое чувство; побуждать к двигательной импровизации; учить выражать свои эмоции через движение. Зонт, султанчики. Губанова Н.Ф. 2 45.-
«Кто из нас, из овощей…» Обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить обсуждать содержание сказки. Овощи (помидор, капуста, огурец) Губанова Н.Ф. 2 47-

Ноябрь

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
Игровая викторина по стихам А. Барто”. Вызвать желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А.Барто; формировать положительное отношение к поэзии. Книга игрушки А.Барто с красочными илл-ми;игрушки по числу (детей)- мячики, зайчики, мишки, лошадки, козлята, котята. Ушакова О.С.  Гавриш Н.В. С.10
«Веселый автобус» Вовлечь детей в игровую ситуацию; дать представление о темпе движении; учить изображать голосом разные интонации. Ряд стульев для игры в автобус; курица и цыплята, утка и утята, гусь, кот , бычок ( игр.) Губанова Н.Ф. 2 С.47-1
«Коза – дереза» Познакомить с театром, его устройством, увлечь театральной постановкой, вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище. Оборудование для кукольного театра, театральные куклы. Губанова Н.Ф. С 55-2 С.49-1
«Первый ледок» Побуждать детей к решению проблемы; развивать воображение; учить проявлять себя в индивидуальной и групповой роли Игрушка котик, печка, горшок с кашей, блюдо с пряниками. Губанова Н.Ф. 58-2

Декабрь

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
«Морозные деньки» Дать эмоциональный заряд бодрости, радости восприятия наступившей зимы, вовлечь в игровую ситуацию, побуждать к импровизации. Кукла Вяря в зимней одежде. Губанова Н.Ф. 63-2
«Сказка о глупом мышонке» Побуждать детей к активному участию в театр. игре; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно вырази-тельно воспроизводить слова и фразы из текста. Оборудование для показа сказки на фланелеграфе, игрушки и элементы костюмов для танцев и песен
«Елочки в лесу» Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, вовлекать в двигательную импровизацию, побуждать в роль, используя воображаемые предметы. Декорации снежного леса, белка (игрушка), лопатки для инсценировки, шапочки кукушки, мишки. Губанова Н.Ф. 64-2
Новогоднее представление Приобщать детей к традиции празднования Нового года, побуждать к использованию знакомого художественного материала. к самостоятельности в ролевой игре. Комната, украшенная к Новому году, оборудование для показа сказки на фл-фе, игрушки и элементы кос-тюмов для танцев и песен. Губанова Н.Ф. 67-2

Январь

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
«Сказки матушка метели» Вовлекать детей в игровую ситуацию в двигательную импровизацию, побуждать вступать в диалог; приучать внимательно слушать новую сказку и следить за развертыванием ее содержания. Две снежинки, костюм метели (накидка и шапочка), оборудование для сказки на фланелеграфе, картинки. Губанова Н.Ф. 68-2
«Котик на печке песни поет» Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народным сюжетом. Комната, убранная в русском народном стиле, картинки для потешки, игрушечный кот. Губанова Н.Ф. 70-2
«Варя пришла в театр» Побуждать детей к обыгрыванию сюжета; включать в импровизации; приучать к самостоятельности в обустройстве игры. Оборудование и атрибуты для спектакля, кукла Варя. Губанова Н.Ф. 72-2
«Три лисицы мастерицы» Продемонстрировать детям выразительную игру старших ребят, побуждать к вхождению в роль, учить импровизировать. Клубок шерстяных ниток, костюмы лисиц, коврики для этюдов. Губанова Н.Ф. 74-2

 

Февраль

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
«Калачи из печи» Знакомить детей русским народным творчеством, воспитывать поэтическое восприятие, вовлекать в совместное пересказывание знакомой сказки, побуждать к игре с движением. Курочка игрушка; убранство для русской избы; русский народный костюм. Губанова Н.Ф. 66-1
«Метели зашумели» Учить детей вслушиваться в интонацию голоса воспитателя и подражать ей, пересказывать сюжет знакомой сказки. Развивать двигательную активность.   Зайчонок и волчонок ( игрушки)  Губанова Н.Ф. 69-1
«Петрушкин концерт» Вызвать эмоциональный отклик на зрелищное представление, пробуждать интерес к театрализованной деятельности Петрушка, кукла Катя. Губанова Н.Ф. 70-1
«Котик простудился» Вовлекать детей в ролевое взаимодействие, приобщать к драматизации на основе русского фольклора, развивать поэтический слух. Котик (мягкая игрушка) Губанова Н.Ф. 71-1

Март

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
«Тили - бом!» Увлечь детей художественно-образным преподнесением материала; побуждать самостоятельно действовать в роли, следить за действиями партнеров. Атрибуты и декорации к сценке про кошкин дом (дом, ведро, лист, фонарь -предметы - заместители; пожарная машина). Губанова Н.Ф.с. 80-2
«Вот поезд наш едет» Вовлечь детей в игру- путешествие, развивать чувство ритма.                                         букет весенних цветов. Костюм бабушки, Весна (кукла), котик (игрушка) ,декорации остановок: флажки, труба и барабан. Губанова Н.Ф. с.75-1
«Без друзей нам не прожить ни за что на свете» Познакомить детей со сказкой «каа собака друга искала», воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Аудиозапись песни «Улыбка» муз. В.Шаинского Маханева М.Д.с.32
«Как собака друга искала» Закреплять знания текста, продолжать знакомить с образами героев. Учить передавать характер, особенности образов через движения. Собачка, заяц, волк, медведь (игрушки), шапочки - маски Маханева М.Дс.35

Апрель

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
«Волшебная дудочка» Побуждать детей к игре- импровизации; познакомить с новой сказкой; активизировать внимание; приучать следить за развертыванием содержания в сказке. Дудочка, птички- куклы (жаворонок, ласточка, дрозды), шапочки птиц, картинки для фланел-фа. Губанова Н.Ф. с.85-1 Губанова Н.Ф.с. 99-2
«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения. Аудиозапись сказки, иллюстрации к сказке, шапочка- маска лисы.   Маханева М.Дс.38
«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Игрушечные персонажи из настольного театра ( заяц, лиса, волк, медведь, петух.). Элементы костюмов.   Маханева М.Дс.40
«Подрастай, молодой дубок» Воспитывать уважение к труду, вызывать творческую активность, побуждать к вхождению в роль. Деревца-декорации (береза, дуб), пила, ведро, колокольчик. Губанова Н.Ф. 88-1

Май

 

Неделя Тема Задачи Материалы, оборудование Литература
«Стоит в поле теремок» Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить следить за сюжетом спектакля; вовлекать в игру. Русский народный костюм, убранство комнаты в народном стиле, фигурки настольного театра (мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь). Губанова Н.Ф. 53-1, М-42
«Солнышко, появись» Приобщать детей к русскому фольклору; включать в инсценировку; учить говорить и действовать от имени персонажей; активизировать партнерское взаимодействие в игре. Игрушки-ежи, медведь, лиса, заяц; солнышко (модель), шапочки для инсценировки Губанова Н.Ф. 101-2
«Дружные соседи» Побуждать детей к импровизации художественного образа; вовлекать в обыгрывание знакомого сюжета. Шапочки птиц Губанова Н.Ф. 104-2
«Будем мы трудиться» Побуждать детей к двигательной активности; вызывать положительные эмоции в игре на тему труда; вовлекать в самостоятельное обыгрывание сюжета. Метлы, ведра, совки, лейки; кукла Варя. Губанова Н.Ф. 106-2

 

Список литературы

1.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада - М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

2.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада - М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

3.Маханёва М. Д. Театрализованные занятия деятельности в детском саду.М.: ТЦ Сфера, 2007.

4.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет.- М., ТЦ Сфера, 2010

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.