Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» передает чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными искрами снега, восхищения красотой молодой женщины. — Кто такая Аврора? — Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомни



Первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» передает чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными искрами снега, восхищения красотой молодой женщины. — Кто такая Аврора? — Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра. — Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? — Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения? Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой. — Какое еще противопоставление есть в первой строфе? Богиня зари — простая женщина.

Составьте в тетради табличку слов-противопоставлений, соединив их в пары:

оптимизм

пессимизм

Утро

Солнце

Радость

Пробуждение

нынче

Вечер

Мгла

Печаль

Сон

вчера

 

После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.
— Сравните картины, нарисованные во второй строфе и в других строфах.
Пушкин противопоставляет «вечор» и «нынче», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность.

Во второй строфе поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра.
Антитеза играет большую роль в построении стихотворения.

В 3-й строфе мы вспоминаем о том, что такое сравнение, и даем понятие о метафоре.
Сравнение: «луна, как бледное пятно...»
Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают?
Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском / Озарена»?
Обратим внимание на то, с какой интонацией читается эта строфа.

— Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу?
— Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
Этот прием — обращение: «красавица», «друг милый».
— Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы?

«Предадимся бегу» — давай поедем,

«навестим» — давай навестим.
Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию.

Можно проследить, как отличается это дружеское пожелание от торжественного пожелания в послании И. И. Пущину.
Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?
При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой.

Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег.

Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно.

 

Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания

Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради).

Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности.

В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

 Работа с учебником.

1. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» с. 58-59

2. Вопросы:

- Чем отличаются стихи от прозы?

- Какие стихи называются двусложными?

- чем отличается ямб от хорея?

3. Запись в тетради и на доске строк стихотворения «Зимнее утро»

Мороз и солнце день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный..

- Делим при этом все слова на слоги

Мо-роз-и-солн-це-день-чу-дес-ный

Е-ще-ты-дрем-лешь-друг-пре-лест-ный

- Обозначаем чередование ударных и безударных слогов

 

Размером стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является четырехстопный ямб.

То есть ударение идет на каждый второй слог и в каждой строчке содержится 4 таких ударений:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Е
ще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

О
ткрой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!..»

 

 

- Это двусложный размер стиха. Это ямб, так как ударение падает на второй слог.

- Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется хореем.

XI. Подведение итогов.

- Поэт доносит до нас свои чувства, мысли, переживания. Стихотворения помогают увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки. Эти стихотворения помогают нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

Домашнее задание.

Выучить  стихотворение «Зимнее утро» наизусть

Жду видео с вашим выразительным чтением наизусть на мой электронный адрес
glyva1206@gmail.com

С уважением, Рита Николаевна!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.