Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Истоки сюжета сказки.



 

5 класс литература

15.11.2021

Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сопоставление сказки с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм.  «Бродячие сюжеты». Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным.

Цель урока: познакомить учащихся с миром пушкинской сказки; раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина; рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки.

А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки. Какие сказки А.С. Пушкина вы читали? Мы это вспомним , поиграв в игру «Крестики-нолики»

 

1. Вспомните, какие сказки написал А.С. Пушкин?

№1

Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о…
(Рыбаке и рыбке)

№2

В сказке попу обязались черти
Что-то платить до поповой смерти.
За тем и пошел к ним Балда, не споря,
Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.
(Оброк)

№3

День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?

(Кот)

№4

На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит.
(Русалка)

№5

Волшебство случилось тайное:
Остров был необитаемым,
А теперь… Ответьте просто вы,
Что построено на острове?
(Град)

№6

Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех?
(Изумруды)

№7

Увенчалась сказка пиром
Угощали медом, пивом
В рот ни капли не попало,
Все по ним лишь и стекало.
(Усы)

№8

У царицы злой-презлой
Собеседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
(Зеркало)

№9

Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!
(Елисея)

 

2. Прослушайте сказку по ссылке

https://yandex.ua/video/preview/?text=видеоурок+сказка+о+мертвой+царевне+и+семи+богатырях+5+класс&path=wizard&parent-reqid=1636812106865115-14265890918605580519-sas2-0691-sas-l7-balancer-8080-BAL-5508&wiz_type=vital&filmId=5995157714781257958&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F4092122173918

3. Вопросы для беседы над текстом произведения:

-Вы прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ.

Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?

Какие эпизоды понравились больше всего? Почему?

4. Вопрос о природе сказки:

- Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» является народной сказкой или литературной? (литературной)

-Давайте вспомним, в чем сходство и различие русской народной сказки от литературной?

1) Сходство: - построение сказки (присказка, зачин, концовка)

- сюжет (динамичный, стремительный, фантастический)

- положительные и отрицательные герои

- конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил.

2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои

­-Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка?(сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко, сказочная концовка)

5. Истоки сюжета сказки.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве.

-Вы знаете, откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок?

Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

 

-Ребята, а вам что-нибудь напомнил этот записанный Пушкиным текст со слов няни?

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.

-Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?


Сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».


6. Понятие о «бродячем сюжете»

-Скажите, напоминает ли вам какую-нибудь еще сказку сказка Жуковского «Спящая царевна»?

Сказки «Спящая Красавица» и «Спящая Царевна» очень похожи: и в той и в другой сказке главная героиня засыпает от укола веретеном, просыпается от поцелуя принца. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и "Белоснежка и семь гномов" схожи тем, что главная героиня и в том и в другом произведении прячется в доме у семи помощников, только в одной сказке эти помощники - гномы, а в другой - богатыри.

-Подобное явление называется «бродячий сюжет». Давайте запишем в тетради определение данного понятия:

Бродячий сюжет – это сюжет, перемещающийся из одного произведения в другое.

Перемещению сюжетов способствуют сходные условия жизни создателей этих произведений, схожие нравственные ценности. Поэтому нам близки и понятны сказки многих народов мира, и мы в них находим знакомые сюжеты и знакомых героев.

-Есть ли в литературных сказках бродячие сюжеты?

 В литературных сказках есть бродячие сюжеты, например: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В.А. Жуковский «Спящая царевна», Шарль Перро «Спящая красавица», Братья Гримм «Белоснежка». Во всех этих сказках есть злая колдунья или мачеха, которые с помощью волшебных вещей (яблоко, гребень, и т.д.) хотят убить главную героиню.

 

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание:перечитать сказку стр.95-112 и ответить на вопросы:

1.Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной

2. Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем?

3. Чем она отличается от нее

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.