|
|||
Истоки сюжета сказки.
5 класс литература 15.11.2021 Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сопоставление сказки с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм. «Бродячие сюжеты». Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. Цель урока: познакомить учащихся с миром пушкинской сказки; раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина; рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки. А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки. Какие сказки А.С. Пушкина вы читали? Мы это вспомним , поиграв в игру «Крестики-нолики»
1. Вспомните, какие сказки написал А.С. Пушкин? №1 Он в землянке жил тридцать три года, №2 В сказке попу обязались черти №3 День и ночь, как заведённый, (Кот) №4 На ветвях сидит не птица, №5 Волшебство случилось тайное: №6 Вряд ли может зуб простой №7 Увенчалась сказка пиром №8 У царицы злой-презлой №9 Дочка царская живет
2. Прослушайте сказку по ссылке https://yandex.ua/video/preview/?text=видеоурок+сказка+о+мертвой+царевне+и+семи+богатырях+5+класс&path=wizard&parent-reqid=1636812106865115-14265890918605580519-sas2-0691-sas-l7-balancer-8080-BAL-5508&wiz_type=vital&filmId=5995157714781257958&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F4092122173918 3. Вопросы для беседы над текстом произведения: -Вы прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ. Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства? Какие эпизоды понравились больше всего? Почему? 4. Вопрос о природе сказки: - Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» является народной сказкой или литературной? (литературной) -Давайте вспомним, в чем сходство и различие русской народной сказки от литературной? 1) Сходство: - построение сказки (присказка, зачин, концовка) - сюжет (динамичный, стремительный, фантастический) - положительные и отрицательные герои - конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил. 2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои -Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка?(сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко, сказочная концовка) 5. Истоки сюжета сказки. В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка». Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве. -Вы знаете, откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок? Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные. Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»
-Ребята, а вам что-нибудь напомнил этот записанный Пушкиным текст со слов няни? Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет. -Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
-Скажите, напоминает ли вам какую-нибудь еще сказку сказка Жуковского «Спящая царевна»? Сказки «Спящая Красавица» и «Спящая Царевна» очень похожи: и в той и в другой сказке главная героиня засыпает от укола веретеном, просыпается от поцелуя принца. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и "Белоснежка и семь гномов" схожи тем, что главная героиня и в том и в другом произведении прячется в доме у семи помощников, только в одной сказке эти помощники - гномы, а в другой - богатыри. -Подобное явление называется «бродячий сюжет». Давайте запишем в тетради определение данного понятия: Бродячий сюжет – это сюжет, перемещающийся из одного произведения в другое. Перемещению сюжетов способствуют сходные условия жизни создателей этих произведений, схожие нравственные ценности. Поэтому нам близки и понятны сказки многих народов мира, и мы в них находим знакомые сюжеты и знакомых героев. -Есть ли в литературных сказках бродячие сюжеты? В литературных сказках есть бродячие сюжеты, например: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В.А. Жуковский «Спящая царевна», Шарль Перро «Спящая красавица», Братья Гримм «Белоснежка». Во всех этих сказках есть злая колдунья или мачеха, которые с помощью волшебных вещей (яблоко, гребень, и т.д.) хотят убить главную героиню.
7. Подведение итогов урока. 8. Домашнее задание:перечитать сказку стр.95-112 и ответить на вопросы: 1.Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной 2. Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем? 3. Чем она отличается от нее
|
|||
|