|
|||
Урок музыкальной литературы для 5 класса (6-летнее обучение)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Понедельник – 8 ноября Урок музыкальной литературы для 5 класса (6-летнее обучение) Тема урока: «М. МУСОРГСКИЙ. Опера «Борис Годунов». 1. Откройте тетради и запишите тему урока. 2. Ознакомьтесь с текстом.
Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно – началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения. В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором. Ведь монарх, даже наделенный умом и душой, каким показан Борис – и поэтом, и композитором, - не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине XIX века. «Прошедшее в настоящем» - так определил композитор свою задачу. Пушкин, а за ним и Мусоргский, делают царя Бориса причастным к убийству царевича Димитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она была нужна обоим художникам, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, её причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире. Общепринятая трактовка оперы – драма совести Бориса, драма народа. Главным в опере становится слово Совесть. Эту же мысль подтверждает и Самозванец. Вступив в сговор с врагами своей родины, он устремлен к одной цели – добиться власти. Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии. Мысль о решающей роли народа он особенно подчеркнул. Поэтому изменил конец. У поэта в конце трагедии «народ безмолвствует». А у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, пожалуй, самая главная.
|
|||
|