Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План – конспект занятия кружка «Юный психолог»



План – конспект занятия кружка «Юный психолог»

Занятие № 15

Форма работы: информационный час

Тема занятия: «Фильтры и их осознание »

Случалось ли вам в разговоре сталкиваться с непониманием? Вы что-то подробно рассказываете, стараясь донести полную картину событий, чтобы собеседник вас понял, посмотрел на ситуацию с вашей точки зрения. Он внимательно слушает, кивает, поддакивает, а потом делает совершенно неправильный вывод о том, что с вами происходило. Вы оказываетесь в тупике, не понимая, почему так происходит и что еще можно сделать, чтобы он понял. Это случается из-за того, что на процесс слушания и интерпретацию услышанного влияет личность слушателя. То есть, зачастую человек слышит так, как он хочет или так, как он может, а не то, что ему говорят в действительности. На то, как и что человек слышит, влияют: слова, интонации, тембр голоса, мимика, жесты собеседника. На то, как человек понимает услышанное, во многом влияют его черты характера, взгляды, жизненные ценности, установки, отношение к рассказчику и к рассказываемому, прошлый опыт жизни. Из-за этого у каждого из нас как бы находятся некие «фильтры», проходя через которые услышанная информация может приобретать совершенно иной, отличный от настоящего, оттенок и смысл. Так как «фильтры» зависят от личности человека, то они называются фильтры  Я-слушания — особый вид субъективного (личного) восприятия и понимания информации.

Фильтры Я-слушания бесконечно разнообразны. Сколько существует людей, а у этих людей — ролей или частей личности, — столько и фильтров.

Вот примеры фильтров:

«я тебе не верю»: «сколько бы ты ни рассказывал, ни клялся, что это правда, а я знаю, что ты лжешь или выдумываешь, в лучшем случае — слегка привираешь; давай-давай, „мели Емеля — твоя неделя“!»;

«у меня лучше»: «да, ничего так магнитофончик: японский, „Сони“, и кассеты, и диски крутит, да только не старайся — у меня все равно лучше, потому что у меня всё — классное, лучше всех!»;

«мне нравится всё, что ты делаешь»: «как у тебя всё замечательно получается: и как ты рассказываешь, и как одеваешься, и как танцуешь, — абсолютно всё; ничего, что другим не нравится — они не понимают, что ты —супер!»;
и т.п.

Содержание фильтра обусловлено тем, из какой части личности он исходит — какая роль сейчас проявляется. Если ты сейчас в роли Ученика, то можешь воспринимать окружающий мир через фильтры: «как меня замучила эта школа», «английский — это классно, всё остальное — ерунда!», «наш класс — лучше всех» и т.д.. В роли Друга встречаются фильтры: «наша компания — это сила, остальные — слабаки», «я могу тебе помочь», «я — хороший друг, а ты — плохой» и т.п..

Наличие фильтров сильно осложняет процесс общения, так как каждый из собеседников говорит «на своем языке», судит «со своей колокольни», и не понимает истинный смысл слов другого. Чтобы сделать общение успешным и через понимание найти контакт с собеседником, следует внимательно проанализировать свое общение и осознать наличие фильтров. В этом вам могут помочь другие люди.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.