Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура или культ «ура!»?



Культура или культ «ура!»?

Добрый день, наши уважаемые зрители и слушатели!

Здравствуйте! Сегодня в «Красной школе» речь пойдёт о культуре и искусстве эпохи «развитого социализма».

Начало кризиса в культуре. Культура и искусство – это отражение жизни. И все процессы, развивавшиеся в стране, в том числе и не лучшие, неизбежно отражались в развитии культуры. Резко выросло количество «парадных», приглаженных произведений – книг, фильмов, песен, картин, – написанных по заказу для прославления реальных и выдуманных достижений, предназначенных для «услаждения зрения и слуха» руководителей различных рангов. Эти произведения изображали жизнь не такой, какой она была в действительности, а какой выглядела в восприятии партийной и советской элиты.

Любимой тематикой властей была производственная, описывающая «трудовые советские будни». Количество серых, «штампованных» произведений на эту тему сильно выросло, но среди них практически не было запоминающихся, поднимающих насущные проблемы. Почти исчезли хорошие книги, песни и фильмы о рядовых тружениках – рабочих, колхозниках, интеллигенции.

Соответственно уменьшилось число по-настоящему хороших и сильных произведений, созданных от души и запомнившихся зрителям, слушателям и читателям. И всё же таких произведений было создано немало. В основном мы будем говорить именно о них, причём вновь сможем назвать только лучшие.

Литература.Среди лучших книг тех лет назовём «Мужики и бабы» Можаева, «Усвятские шлемоносцы Носова, «Буранный полустанок» Айтматова, «Имя твоё» Проскурина, «У последней черты» Пикуля, роман-эпопею «Война» Стаднюка. Дальнейшее развитие получила и знаменитая «лейтенантская проза»: «Выбор» Бондарева, «Навеки девятнадцатилетние» Бакланова, «А завтра была война» Бориса Васильева, «Победа» Чаковского. Большинство лучших произведений тех лет было связано с темой Великой Отечественной войны. Среди новых книг для детей отметим «Тайну заброшенного замка» Волкова, а также продолжение историй про Алису Булычёва и про Простоквашино Успенского. В серии ЖЗЛ были изданы блестящие научно-художественные биографии Суворова, Макарова, Брусилова, Державина, Достоевского, Гончарова, Аксакова и других великих россиян.

Развивалось творчество бывших «шестидесятников», таких как Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Окуджава, Ахмадулина, Гранин, Нагибин и другие. К сожалению, многие из этих талантливых писателей и поэтов всё больше отклонялись в сторону либерализма. Некоторые «либералы от литературы» занялись откровенным фрондерством. В частности, в 1978 году из их среды вышел «самиздатовский» литературный альманах «Метрополь», в котором были опубликованы запрещенные цензурой произведения Аксенова, Вознесенского, Ахмадулиной, Высоцкого, Искандера, Битова, Розовского и других. Заметим, что никаких репрессивных мер против его авторов не последовало. Более того, один из них – Вознесенский – был в ноябре 1978 года удостоен Государственной премии СССР! Часть неподцензурной литературы направлялась для публикации на Запад, по аналогии такую литературу называли «тамиздат».

Кино.Продолжалось золотое время советского кино. Было снято много прекрасных фильмов. Однако и в кино возникали тревожные тенденции. Одной из них, помимо описанных выше, было то, что стали снимать значительно меньше фильмов об Октябрьской революции и Гражданской войне. Лучшими работами этого направления стали телесериалы «Дни Турбиных» Басова, «Хождение по мукам» Ордынского, «Государственная граница» Степанова (фильм 1-й), «20 декабря» Никулина.

Зато, как и прежде, было снято много замечательных фильмов о Великой Отечественной войне. Среди них «Солдаты свободы» и «Битва за Москву» Озерова, «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага» Гостева, заключительные фильмы киноэпопеи «Блокада» Ершова, «От Буга до Вислы» Левчука, «Особо важное задание» Матвеева, «В небе “ночные ведьмы”» Жигуленко, «Торпедоносцы» Арановича и многие другие. Войне с Японией была посвящена дилогия Иванчука и Исакова «Приказ: огонь не открывать» и «Приказ: перейти границу».

Из экранизаций литературной классики назовём «Легенду о Тиле» Алова и Наумова, «Сказание о Сиявуше» Кимягарова, «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго» Тарасова, «Жестокий романс» Рязанова. Среди лучших исторических фильмов – дилогия Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Митты, «Стакан воды» Карасика, «Главный конструктор» Семакова, «Эскадрон гусар летучих» Хубова и Ростоцкого, «Демидовы» Лапшина и другие.

Новые превосходные комедии сняли режиссёры Рязанов («Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Гараж»), Гайдай («За спичками», «Спортлото-82»), Данелия («Мимино», «Осенний марафон»), Сурикова («Ищите женщину»), Козаков («Покровские ворота»). Отдельным жанром комедии стали музыкальные фильмы и экранизации оперетт. Среди лучших фильмов этого жанра «Собака на сене», «Летучая мышь», «Сильва» и «Вольный ветер» Фрида, «Небесные ласточки», «31 июня» и «Мэри Поппинс, до свидания» Квинихидзе, «Обыкновенное чудо» и «Формула любви» Захарова, «Труффальдино из Бергамо» Воробьёва, «Трое в лодке, не считая собаки» Бирмана, «Карнавал» Лиозновой, «Принцесса цирка» Дружининой, «Чародеи» Бромберга.

Из боевиков, приключенческих и детективных фильмов назовём «В зоне особого внимания» Малюкова, «Ответный ход» Туманишвили, «Трактир на Пятницкой» Файнциммера, «Экипаж» Митты, «Пираты ХХ века» Дурова, «Зелёный фургон» Павловского, «Тревожное воскресенье» Фрунтова, «Лекарство против страха» Мкртчяна, «Город принял» Максакова. В жанре фантастики отметим фильмы «Отель “У погибшего альпиниста”» Кроманова, «Сталкер» Тарковского, «Через тернии к звёздам» Викторова.

Из фильмов других жанров, включая мелодрамы, любимыми у зрителей стали «Белый Бим, чёрное ухо» Ростоцкого, «Табор уходит в небо» Лотяну, «По семейным обстоятельствам» Коренева, «Любимая женщина механика Гаврилова» Тодоровского, «Мужики» Бабича, «Одиноким предоставляется общежитие» Самсонова, «Любовь и голуби» Меньшова. Особо отметим другой фильм режиссёра Меньшова «Москва слезам не верит», получивший в 1981 году премию «Оскар».

По-прежнему снималось много прекрасных фильмов для детей: «Про Красную шапочку» Нечаева, «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» Юзовского, «Чучело» Быкова, дилогия Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина» и «Каникулы Петрова и Васечкина» и другие. Появились новые прекрасные мультфильмы: «Дед Мороз и Серый волк» Бордзиловского, «Большой секрет для маленькой компании» Калишера, «Волшебное кольцо» Носырева, «Золушка» Аксенчука, «Летучий корабль» Бардина, «Ивашка из дворца пионеров» Сокольского, «Пластилиновая ворона» Татарского, «Тайна третьей планеты» Качанова. Снимались и отличные мультфильмы для взрослых: «Очень синяя борода» Самсонова, «Пиф-паф, ой-ой-ой!» Пескова и Бардина, «Раз ковбой, два ковбой» Резникова, «Пёс в сапогах» Гамбурга, «Жил-был пёс» Назарова, «Падал прошлогодний снег» Татарского.

Во всех перечисленных жанрах снимались прекрасные телесериалы. Кроме уже названных выше, на экран вышли «12 стульев» Захарова, «Время выбрало нас» Пташука, «Д’Артаньян и три мушкетёра» Юнгвальд-Хилькевича, «Место встречи изменить нельзя» Говорухина, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Масленникова, «Россия молодая» Гурина, «Гостья из будущего» Арсенова, «Михайло Ломоносов» Прошкина, «Приключения Электроника» Бромберга, «ТАСС уполномочен заявить» Фокина, заключительные серии фильма «Рождённая революцией» Кохана и другие. Продолжались съёмки любимых мультсериалов – «Ну погоди!» Котёночкина и «Кот Леопольд» Резникова – и снимались новые: «38 попугаев» Уфимцева, «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит» Черкасского, «Простоквашино» Попова, «Возвращение блудного попугая» Караваева и Давыдова.

Музыка.В классической музыке продолжалась деятельность плеяды выдающихся советских композиторов. Тихон Хренников написал балеты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада», музыку к фильмам «Время выбрало нас», «Дуэнья», Родион Щедрин – балеты «Чайка» и «Дама с собачкой», оперу «Мёртвые души». Плодотворно работали композиторы Свиридов, Кабалевский, Шнитке и другие.

Было написано много новых прекрасных песен. Значительная их часть была посвящена Великой отечественной войне: «Довоенный вальс», «Майский вальс», «Если б не было войны», «Каждый четвёртый», «Берёзовые сны», «Два брата», «Поклонимся великим тем годам», «Передний край», «Помнят люди», «Такой у нас характер», «Ты моя Москва» и другие.

Московская Олимпиада отразилась в таких песнях, как «Команда молодости нашей», «Олимпиада», «Стадион моей мечты», «Старт даёт Москва» и запомнившаяся всему миру «До свидания, Москва!». Новые песни были написаны для детей. Среди них «Вместе весело шагать», «Когда мои друзья со мной», «Когда уйдём со школьного двора», «Чему учат в школе». Бороться за мир и сохранить жизнь на Земле призывали прекрасные песни «Пока не поздно» и «Вставайте!». Запомнились людям песни «Любовь, комсомол и весна», «Магнитка», «Юность моя», «Товарищ песня», «Трава у дома» и другие.

К прежним популярным эстрадным певцам добавились Кикабидзе, Градский, Брегвадзе, Гвердцители, Вески и другие. Росла популярность жанра авторской песни, наиболее яркими представителями которого были Высоцкий, Визбор, Окуджава, Городницкий, Ким, Розенбаум, Митяев, Матвеева.

Живопись и скульптура.В живописи и скульптуре, возможно, не было шедевров, но было немало хороших работ. Среди художников отметим работы Широкова («Посреди России», «Мы наш, мы новый мир построим»), Налбандяна («Интересная беседа»), Угарова («Весна на Волховском фронте», «Солдаты революции»). В жанре портрета ряд ярких работ создал художник Шилов. В различных жанрах успешно работал Илья Глазунов. По человеческим качествам это был махровый реакционер: монархист, расист, противник демократии и равенства прав, высказывал желание повесить всех коммунистов на фонарях. Но талантом он обладал большим и был известен во всём мире.

Дальнейшее развитие получил жанр монументальной скульптуры. Конечно, здесь наблюдался явный перекос, связанный с возведением огромного количества различных по своему художественному уровню памятников Ленину. И всё же появился целый ряд выдающихся произведений скульптуры. Среди них памятники Рихарду Зорге в Баку Цигаля, Пушкину в Ленинграде Аникушина, Юрию Гагарину в Москве Бондаренко, ряд работ скульптора Комова, в том числе и памятник Суворову в Москве.

Бегом на Запад! Среди части так называемой «культурной элиты» росло стремление сбежать из страны. Одни, живя на полном государственном обеспечении, забыли, что государство в этом случае имеет право кое-что требовать с них, и называли это «ограничением творческой свободы». Другие, видя только недостатки и не желая замечать огромных достижений, стали принципиальными противниками советского строя. Третьи считали, что «здесь» им мало платят и недостаточно их ценят.

В конце 70-х – начале 80-х годов за рубеж эмигрировало несколько десятков видных представителей творческой интеллигенции. Одни из них (виолончелист Ростропович, певица Вишневская, кинорежиссёр Тарковский, писатель Аксенов) совершенно свободно уехали из СССР. Другие (артисты балета Барышников и Годунов, киноактёр Видов), продавшись за тридцать сребреников, сбежали за рубеж и стали «невозвращенцами». Третьи (писатель Максимов, философ Зиновьев) были выдворены из страны. Одни эмигранты (писатель Довлатов, уже упомянутые Максимов и Зиновьев) за рубежом занимались своим творчеством и не клеветали на свою страну, а другие (киносценарист и бард Галич, писатели Синявский и упомянутый Аксенов) активно сотрудничали с западными «радиоголосами», поливали собственную страну грязью, постоянно клеветали на советскую власть и советский народ.

Как всегда, перечисленные произведения – это наша рекомендация. До свидания, друзья!

До новых встреч в «Красной школе»!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.