|
|||
Данил Крицкий. Проблема двойника Церкви в трудах С. И. ФуделяСтр 1 из 2Следующая ⇒ Данил Крицкий Проблема двойника Церкви в трудах С. И. Фуделя Тема рассмотрения двойника Церкви в творчестве С. И. Фуделя не несет в себе научной новизны, поскольку рассматривалась многими фуделеведами ранее. Однако отсутствие новизны в исследовательском плане не означает отсутствия смысловой актуальности как для обычных читателей, так и для тех людей, кто ценит, любит и помнит Сергея Иосифовича. Его литературное наследие, созданное в XX веке, не теряет актуальности, а напротив – всё ярче отражает ряд насущных проблем современности. Обращаясь к его наследию в XXI веке, можно узнать ответы на некоторые вопросы нынешних дней. Одной из центральных тем творчества, актуальных сегодня, является раскрытие вопроса о так называемом «двойнике Церкви». Эта тема актуальна, поскольку из уст многих людей можно услышать риторику подобного рода: «Часы патриарха, попы на мерседесах, “ЗАО РПЦ”, Церковь в политике, бизнесе…» и многое другое. Подобная риторика формирует образ Церкви как политического и коммерческого института и притом формирует его не только среди заведомо скептически настроенных по отношению к Церкви лиц, но и среди нейтрального наблюдателя. Озвученные выше явления – в той или иной степени имеют место быть. Однако Сергей Иосифович объясняет их, вводя в оборот термин «двойник Церкви», мысль о котором прослеживается в основных его трудах. Тем самым разделение понятия Церкви и ее темного двойника занимает важное место в его творчестве. Так, в труде «Церковь верных» он говорит о том, что «Церковь святая и Христова одна! Но рядом с нею и под ее именем в истории существует ее темный двойник» [1]; кроме этого термина, в своих трудах он употребляет следующие выражения: «призрак Церкви», «церковь с маленькой буквы», а также «двойник», который совершает в истории «страшное дело провокации» [2]. Многие, читающие следующие слова Сергея Иосифовича, могут увидеть в них себя или своих близких: «Некоторые молодые, из недавно пришедших в Церковь, бездумно и доверчиво принимают все, что в ней есть, а потом, получивши удар от церковного двойника, огорчаются смертельно, вплоть до возврата в безбожие» [3]. Здесь он пишет о восприятии людей, пришедших в Церковь, а многие, и не приходя, видят действие этого двойника и с искаженным восприятием отворачиваются от Церкви и всего с ней связанного. В труде «У стен Церкви» мы встречаем следующие слова: «…История ссор на Соборах, преступлений пап и патриархов и заблуждений мирян. О зле внутри церковной ограды очень надо писать, но писать не как о Церкви, а этого как раз и не делается, в результате чего в истории Церкви можно заблудиться и не найти ее» [4]. Сокамерник Фуделя отец Валентин Свенцицкий выразил важную мысль. С. И. Фудель «хотел вооружить других этой благодатной формулой, составлявшей одну из основных, неотступных его мыслей, как щитом против искушений и помыслов неверия» [5]. Звучит она так: «Всякий грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви» [6]. В одном из писем Сергея Иосифовича своему сыну можно прочесть следующие слова: «Что церковь сейчас умирает, я знаю, но знаю еще и то, что она никогда не умрет. Умирает тленное, а бессмертное умереть не может» [7]. Вот еще одна актуальная в настоящее время мысль: «Осознание того, что к Церкви Христовой не относятся “язычники, попирающие святой город”, т. е. члены Церкви только по внешности, имеет для нас непосредственное значение: снимает опасность соблазна от видимой церковной неправды. Всякая неправда находится вне святой Церкви» [8]. Сергей Иосифович также уточняет: «Говоря совсем точно, второй, темной и соблазняющей, церкви как Церкви, по существу и нет. Есть одна Святая Церковь, созидаемая святостью живущих на земле святых, хотя бы их было два или три человека» [9]. Завершить небольшой обзор высказываний по указанной тематике можно следующим: «Двойной аспект Церкви есть временное, до Страшного Суда, сосуществование добра и зла внутри ее внешних форм. “Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего” (Мф. 13, 40)» [10]. Подводим итог. Обращение к наследию Фуделя способно если не переосмыслить, то как минимум посмотреть на Церковь с другой стороны: увидеть тот истинный образ Церкви, который порой затмевает ее темный двойник. Но многие ли из нас возьмут в руку или скачают эти книги, после прочтения которых можно будет увидеть Церковь с большой буквы?..
|
|||
|