|
|||
Методические указания. Вопросы для самопроверки ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Методические указания При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: речевая недостаточность, речевая избыточность или многословие, ляпалиссиады, плеоназм, тавтология и скрытая тавтология, анахронизмы. Во время изучения темы студенты должны знать: определения «речевая недостаточность», «речевая избыточность или многословие», «ляпалиссиады», «плеоназм», «тавтология», «эллипсис», «алогизм», «анахронизмы»; виды многословия; учитывать разницу между тавтологией и скрытой тавтологией. Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: указывать разные виды речевой избыточности и недостаточности; редактировать предложения, связанные с нарушением лексических норм современного русского литературного языка; анализировать причины абсурдности и неуместного комизма высказывания; называть и исправлять логические ошибки, возникающие в предложениях в результате речевой недостаточности или избыточности.
Вопросы для самопроверки 1. Речевая недостаточность. 2. Речевая избыточность. Ø Многословие. Ляпалиссиады. Ø Плеоназм. Ø Тавтология. Скрытая тавтология. 3. Анахронизмы.
1. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения. 1. Следует иметь в виду, что частицы пыли, имеющие острые грани, при ударах о во-локна разрушают ткань. 2. Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков. 3. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предложениях. 4. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. 5. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 6. «Слово о полку Игореве» призывало русских князей объединиться воедино. 7. Наружная внешность героини достаточно привлекательная. 8. В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран. 9. Караван двигался по песчаным барханам к оазису. 10. В огне пожара 1812 года погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 11. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 12. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 13. Между человеком и природой уже не существует существенной разницы. 14. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.
2. Укажите речевые ошибки. Отредактируйте предложения, устранив плеоназм и тав-тологию. 1. Он сидел, облокотившись локтями о стол. 2. Пологий берег реки зарос густыми зарослями. 3. На горизонте появились ледяные айсберги. 4. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 5. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 6. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью... Катерина за-ранее предчувствует свою гибель... Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и луч-ше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в кото-рой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души. 7. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 8. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 9. Мы вновь возобновили переписку с зарубежными партнерами. 10. В этот вечер я не успел закончить до конца эту работу.
3. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие – воспринимаются как избыточные и не соответствующие языковой норме? Информационное сообщение, ландшафт местности, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по работе, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычайный феномен, период времени, огромная махина, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, демобилизоваться из армии, главная суть, первое боевое крещение, коммуникативное общение, первый лидер, глубокая бездна, подскочить вверх, соединить воедино, ладонь руки, местный абориген, первая премьера, практический опыт, функциональные обязанности, должностные обязанности, портрет в анфас, открываться вовнутрь, вернуться назад, рыбная уха, смелый риск, целиком и полностью, в общем и целом, в сентябре месяце, громко грянуть, мемориальный памятник, памятный сувенир, практическая работа, имеет место быть, гад ползучий, ведущий лидер, эмоциональные переживания, биография жизни, популярный хит, CD-диск, вип-персона, букинистическая книга, героический подвиг, частная собственность, реальная действительность, полный аншлаг, грусть-тоска.
4. Обратите внимание на речевую недостаточность. Исправьте предложения. 1. Заканчиваем передачу погодой. 2. Родители стали больше следить за сыном, чаще ходят в школу – за вторую четверть поведение улучшилось, но следить за мальчиком нужно систематически и контролировать все время. 3. Телевидение должно не только следовать за вкусами, оно должно эти вкусы воспиты-вать. 4. Выставка юных художников имела такой успех потому, что Иванова Н.Н. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 5. За ошибки и недостатки руководитель предприятия заслуживает взыскания. 6. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 7. Касса получает за товары ясельного возраста. 8. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках. 9. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 10. Объем чистой продукции может и обычно выражается в денежном измерении. 11. Центр «Русская книга» объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете.
5. Проанализируйте причины абсурдности и неуместного комизма высказывания. Назови-те логические ошибки, возникающие в предложениях в результате речевой недостаточности, исправьте их. 1. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 2. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 3. В помещении проходной фабрики санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения. 4. Рабочих, которые делают брак, мы вывешиваем на наглядную агитацию, и они висят как черное пятно целый месяц. 5. Клиентов в одежде не обслуживаем. 6. Русский народ свято хранит своих полководцев. 7. На кондитерскую фабрику требуется двое рабочих: один для начинки, другой для обертки. 8. Зоотехникам и ветработникам провести обрезку копыт и обезроживание. 9. Делаем только срочные переломы.
6. Дайте оценку в приведенных предложениях использованию лексических средств; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента – Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.
7. Устраните тавтологию. 1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке. 5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы. 8. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово. 1. Мне возвратили обратно бракованную вещь. 2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке. 3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал. 4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад. 5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен. 6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна.
Домашняя работа: Проанализируйте высказывания: определите тип ошибки с точки зрения адресата, исправьте погрешность. Запишите предложения. 1. Это был первый дебют начинающего актера. 2. Время измерялось во все времена. 3. Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец семейства. 4. Ходить в поселок приходится в обход. 5. Деятельность нашей организации направлена на развитие общения и коммуникации. 6. Просто он сам такой простой человечек. 7. Она отличалась лебединой красотой белого лебедя. 8. В июле месяце оборот денежных средств составлял 6 000 000 рублей. 9. Рабочие депо не ограничиваются только беглым осмотром узлов и соединений, но и не допускают также, чтобы напрасно пропадали отработанные детали, которые можно все-таки отреставрировать. 10. Мы расспросили юбиляра о предстоящем праздновании, беря информацию из первых рук.
|
|||
|