![]()
|
|||
Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).
10 класс русский язык 19.11.2021 Тема:Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор. Цели: систематизировать изученное по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора;совершенствовать умение делить слова на слоги, орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова. Ход урока 1. Работа с теоретическим материалом
– Что изучает фонетика? (Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.) – Как знание фонетики может помочь освоить орфографию? Орфография (от греч. orthos прямой, правильный + grapho пишу) (правописание). Исторически сложившаяся система правил написаний, которая используется в письменной речи. Орфографические правила – обобщающие предписания, например: 1) о написании слов и значимых частей; 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной строки на другую. Образец фонетического разбора. Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов). в [ф] – согласный, твердый, глухой. с [с’] – согласный, мягкий, глухой. е [и] – гласный, безударный. р [р] – согласный, твердый, звонкий. о [а] – гласный, безударный. с [с’] – согласный, мягкий, глухой. с – и [и́] – гласный, ударный. й [й’] – согласный, мягкий, звонкий. с [с] – согласный, твердый, глухой. к [к] – согласный, твердый, глухой. а [а] – гласный, безударный. я [й’] – согласный, мягкий, звонкий. [а] – гласный, безударный. 13 букв, 13 звуков – Перед нами образец письменного фонетического разбора. Вспомним сведения, необходимые для его выполнения. – На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.) – На какие группы делятся согласные? (Звонкие – глухие, мягкие – твёрдые.) – Какие согласные звуки всегда твёрдые? ( [ж], [ш], [ц].) – Какие согласные звуки всегда мягкие? ( [й’], [щ’], [ч’].) – Какие согласные звуки всегда звонкие? ( [л], [м], [н], [р], [й’].) – Какие согласные звуки всегда глухие? ( [щ’], [х], [ц], [ч’].) Кстати, глухие согласные легко запомнить: «Стёпка, хочешь щец?» – «фи!» – Какие буквы могут обозначать разное количество звуков? (Е, ё, ю, я.) – В каких случаях возникает звук й? (В начале слова, после разделительных ъ и ь, после гласных.) – Какие буквы звука не обозначают? (ъ и ь.)
2. Для закрепления теоретического материала посмотрите видеоурок по ссылке: https://yandex.fr/video/preview/?text=Звуки%20и%20буквы.%20Звукобуквенный%20анализ.%20Чередование%20звуков.%20Фонетический%20разбор.&path=wizard&parent-reqid=1637221184541614-10293086465812128478-sas3-0974-986-sas-l7-balancer-8080-BAL-8437&wiz_type=vital&filmId=13761468102216806877 3.Этап закрепления и применения изученного (выполняем тест в тетради)
1. В каком слове произносится звук [т]. а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться 2. В каком слове количество букв и звуков совпадает? а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть 3. В каком слове букв больше, чем звуков? а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый 4. В каком слове звуков больше, чем букв? а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная 5. В каком слове все согласные глухие? а) всходы б) колесо в) поход г) редкий 6. В каком слове все согласные звонкие? а) разгневанный б) лошадь в) мягкость г) снег. 7. В каком слове произносится звук [п’]? а) используется б) голубь в) продавец г) попадья 8. В каком слове произносится звук [с]? а) мороз б) сдоба в) сбить г) ошибиться 9. В каком слове произносится звук [ф]? а) эффект б) завтрак в) бенефис г) дефект 10. В каком слове одинаковое количество букв и звуков? а) свекровь б) рассердиться в) вьюжная г) въедливый.
4.Ознакомиться с видеоматериалом и записать в тетрадь новый материал:
https://yandex.fr/video/preview/?text=урок%20в%2010%20классе%20Чередование%20звуков.&path=wizard&parent-reqid=1637222359559125-3850693030239462707-man1-4838-man-l7-balancer-8080-BAL-9712&wiz_type=vital&filmId=4773270634396532748
- Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)
Эти процессы влияют на русскую орфографию. Выберите слова, в которых происходит: а) оглушение согласных звуков; б) озвончение согласных звуков. Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба. а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка; б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)
Также, новое для вас - это такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется – редукцией - запишите в тетрадь
- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах: Собака, корова (редукция- ослабление произношения гласных звуков), Солнце, тростник, сочувствовать (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука), робкий, небоскрёб(оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки), косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие).
3. Домашнее задание:Сделать в тетради фонетический разбор слов : России, важен, каждый
|
|||
|