Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).



 

10 класс русский язык

19.11.2021

Тема:Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Цели: систематизировать изученное по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора;совершенствовать умение делить слова на слоги, орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова.

Ход урока

1. Работа с теоретическим материалом


– Давайте же вспомним основные понятия.

– Что изучает фонетика? (Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)

– Как знание фонетики может помочь освоить орфографию?

Орфография (от греч. orthos прямой, правильный + grapho пишу) (правописание). Исторически сложившаяся система правил написаний, которая используется в письменной речи. Орфографические правила – обобщающие предписания, например: 1) о написании слов и значимых частей; 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов; 3) об употреблении прописных и строчных букв; 4) о переносе слов с одной строки на другую.

Образец фонетического разбора.

Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).

в [ф] – согласный, твердый, глухой.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

е [и] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, твердый, звонкий.

о [а] – гласный, безударный.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

с –

и [и́] – гласный, ударный.

й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

с [с] – согласный, твердый, глухой.

к [к] – согласный, твердый, глухой.

а [а] – гласный, безударный.

я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

[а] – гласный, безударный.

13 букв, 13 звуков

– Перед нами образец письменного фонетического разбора. Вспомним сведения, необходимые для его выполнения.

– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

– На какие группы делятся согласные? (Звонкие – глухие, мягкие – твёрдые.)

– Какие согласные звуки всегда твёрдые? ( [ж], [ш], [ц].)

– Какие согласные звуки всегда мягкие? ( [й’], [щ’], [ч’].)

– Какие согласные звуки всегда звонкие? ( [л], [м], [н], [р], [й’].)

– Какие согласные звуки всегда глухие? ( [щ’], [х], [ц], [ч’].)

Кстати, глухие согласные легко запомнить: «Стёпка, хочешь щец?» – «фи!»

– Какие буквы могут обозначать разное количество звуков? (Е, ё, ю, я.)

– В каких случаях возникает звук й? (В начале слова, после разделительных ъ и ь, после гласных.)

– Какие буквы звука не обозначают? (ъ и ь.)

 

2. Для закрепления теоретического материала посмотрите видеоурок по ссылке:

https://yandex.fr/video/preview/?text=Звуки%20и%20буквы.%20Звукобуквенный%20анализ.%20Чередование%20звуков.%20Фонетический%20разбор.&path=wizard&parent-reqid=1637221184541614-10293086465812128478-sas3-0974-986-sas-l7-balancer-8080-BAL-8437&wiz_type=vital&filmId=13761468102216806877

3.Этап закрепления и применения изученного (выполняем тест в тетради)

 

1. В каком слове произносится звук [т].

а) медь

б) отдых

в) посадка

г) надеяться

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) смеюсь

б) рыдать

в) приют

г) съесть

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) подстричь

б) нежное

в) каюта

г) еловый

4. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) размечтаться

б) алюминиевый

в) раскрепоститься

г) проглоченная

5. В каком слове все согласные глухие?

а) всходы

б) колесо

в) поход

г) редкий

6. В каком слове все согласные звонкие?

а) разгневанный

б) лошадь

в) мягкость

г) снег.

7. В каком слове произносится звук [п’]?

а) используется

б) голубь

в) продавец

г) попадья

8. В каком слове произносится звук [с]?

а) мороз

б) сдоба

в) сбить

г) ошибиться

9. В каком слове произносится звук [ф]?

а) эффект

б) завтрак

в) бенефис

г) дефект

10. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

а) свекровь

б) рассердиться

в) вьюжная

г) въедливый.

 

4.Ознакомиться с видеоматериалом и записать в тетрадь новый материал:

 

https://yandex.fr/video/preview/?text=урок%20в%2010%20классе%20Чередование%20звуков.&path=wizard&parent-reqid=1637222359559125-3850693030239462707-man1-4838-man-l7-balancer-8080-BAL-9712&wiz_type=vital&filmId=4773270634396532748

 

- Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)

 

Эти процессы влияют на русскую орфографию.

Выберите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

 а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

 

Также, новое для вас - это такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется – редукцией - запишите в тетрадь

 

- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:

Собака, корова (редукция- ослабление произношения гласных звуков),

Солнце, тростник, сочувствовать (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),

робкий, небоскрёб(оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),

косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие).

 

3. Домашнее задание:Сделать в тетради фонетический разбор слов : России, важен, каждый



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.