Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УЧИТЕЛЬ. ссылка для отправки задания). СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



УЧИТЕЛЬ

(ссылка для отправки задания)

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дата 08.11.2021г. Понедельник
Обществознание 10 Ганенко Александр Александрович https://vk.com/a.ganenko Тема. Типология обществ.   Выполнить задания Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире. Интерес к проблемам культуры и цивилизации не утихает вот уже два столетия. Понятие культуры возникает в античности. А идея культуры возникает в 18 веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации стало обсуждаться в конце 19 – начале 20 веков. Культура возникает и развивается вместе с возникновением и развитием человека и общества. Это – специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет человека без культуры. В понимании культуры в последнее время наиболее активно конкурируют между собой две парадигмы. В основе одной из них лежит деятельностный подход к культуре, как «духовному коду жизнедеятельности людей». Другая ориентирована на ценностный подход к культуре как «сложной иерархии идеалов и смыслов». При этом культура интерпретируется как надындивидуальная реальность или как реальность личностного характера. Цивилизация же развивается с переходом к классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» - от латинского «гражданский», «государственный». Понятие «Цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла Этнографическая концепция цивилизаций, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация (Г. Жуффруа). В целом во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердились Три подхода к пониманию цивилизации: 1) Унитарный (цивилизация - идеал прогрессивного развития человечества как единого целого); 2) Стадиальный (цивилизация - этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3) Локально-исторический (цивилизация - качественно различные, уникальные этнические или исторические общественные образования). Разведение понятий «культура» и «цивилизация» впервые обозначилось у Ж. -Ж. Руссо. Он считал, что общественный договор (образование государств) обеспечил все блага цивилизации – развитие индустрии, просвещения, науки и др. Но цивилизация одновременно закрепила экономическое неравенство и политическое насилие, что привело к новому «варварству» - к удовлетворению потребностей тела, но не духа. Потребности духа удовлетворяет культура. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Цивилизация есть собственно социальная, а не природная организация общества в целях воспроизводства общественного богатства. Ее появление связано с разделением труда, затем дальнейшим развитием техники и технологии. Цивилизация – это социальная организация общественной жизни на определенной экономической основе. Культура полагает целевые и ценностные установки цивилизации. Цивилизация обеспечивает социально-организационные и технологические средства функционирования и развития культуры. Эрн: Цивилизация есть изнанка культуры. Бахтин: Культура существует на границах…Современная цивилизация – техногенная (результат преобразования природы и общества на базе развития техники). А. Тойнби выступал за создание единой цивилизации, но при этом важно, чтобы сохранялось разнообразие культур (критиковал идущий процесс глобализации за то, что он протекает как всеобщая вестернизация). Пришвин: Культура – связь между людьми в их творчестве. Цивилизация – сила техники, связь вещей. Культура – это содержание общественной жизни. Цивилизация – это форма организации общественной жизни. Культура вырабатывает систему ценностей с целью гармонизации отношений человека с миром. Она всегда направлена на человека, задает ему смысложизненные ориентации. Культура – сфера свободной самореализации человека. Диалог культур Понятие диалога в культурном процессе имеет широкий смысл. Оно включает в себя и диалог создателя и потребителя культурных ценностей, и диалог поколений, и диалог культур как формы взаимодействия и взаимопонимания народов. По мере развития торговли, миграции населения взаимодействие культур неизбежно расширяется. Оно служит источником их взаимообогащения и развития. Наиболее продуктивным и безболезненным является взаимодействие культур, существующих в рамках общей для них цивилизации. Взаимодействие европейских и неевропейских культур может осуществляться по-разному. Бурное развитие науки и техники европейских стран, потребность в обеспечении нормальных условий жизни для населения земного шара обострили проблему модернизации традиционных цивилизаций. При осуществлении диалога необходимо отказаться от представления, будто европейская цивилизация призвана быть стандартом для мирового культурного процесса. Но не должна абсолютизироваться и специфика различных культур. Сохраняя свое культурное ядро, каждая культура постоянно подвергается внешним влияниям, по-разному их адаптируя. Современный мир характеризуется идущим процессом глобализации, процессов образования единой человеческой цивилизации. Он начинался с международного разделения труда, развития сетей коммуникаций (поезда, самолеты, Интернет, мобильная связь). Идет не только перемещение тысяч тонн природных ресурсов по планете, но и миграция населения. При этом сталкиваются представители различных культур – национальных, религиозных. С. Хантингтон утверждает, что наряду с западной (атлантической) цивилизацией, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, можно выделять: 1. славяно-православную;2. конфуцианскую (китайскую);3. японскую; 4. исламскую;5. индуистскую;6. kатиноамериканскую. . ; 7. возможно формируется африканская цивилизация. Отношения между ними он характеризует как столкновение. Причем, прежде всего идет столкновение Западной и Исламской цивилизаций. НО по большому счету, за реалистическую следует принять формулу «The West and The Rest», т. е. – «Запад и все остальные»… Однако активно выступают представители другого мнения – о том, что необходим и возможен диалог цивилизаций и культур. Идею диалога выдвинули еще софисты, Сократ, Платон, Аристотель. В Средние века диалог использовали в нравственных целях. В эпоху Просвещения, в немецкой классической философии также использовался диалог. Фихте, Фейербах говорили о необходимости диалога между «Я» и «Другим» ¸т. е. диалог предполагает понимание своего Я и общение, на основе уважения, с другими Я. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Диалог – это понимание и уважение ценностей других культур. Важным во взаимодействии культур и цивилизаций является наличие каких-то общих ценностей – общечеловеческих ценностей. Диалог помогает снять политическую напряженность между государствами и этническими группами. Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Однако изменения не должны затрагивать ядро культуры.   Ознакомится с материалом документа составить конспект по материалу.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.