Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные черты и требования закона планомерного развития народного хозяйства.



      Основные черты и требования закона планомерного развития народного хозяйства.   

 

В условиях социализма распределение средств производства и рабочей силы между различными отраслями социалистической экономики осуществляется на основе закона планомерного развития народного хозяйства. Требования этого закона состоят в том, чтобы общество руководило народным хозяйством в плановом порядке, чтобы отдельные отрасли производства были планомерно увязаны в единое целое и в развитии их соблюдалась необходимая пропорциональность, чтобы материальные, трудовые и финансовые ресурсы использовались наиболее разумно и эффективно. Однако закон планомерного развития не содержит в себе задачи, осуществлению которой должны быть подчинены пропорции в народном хозяйстве. Характер пропорций в социалистическом хозяйстве определяется требованиями основного экономического закона социализма.

«Закон планомерного развития народного хозяйства может дать должный эффект лишь в том случае, если имеется задача, во имя осуществления которой совершается плановое развитие народного хозяйства… Эта задача содержится в основном экономическом законе социализма»[3]. Закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства является регулятором производства в социалистическом хозяйстве в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма.     

Требования основного экономического закона социализма реализуются на каждом данном этапе в зависимости от достигнутого уровня развития производительных сил, от наличных материальных ресурсов, от внутренней и внешней обстановки, в которой живёт страна социализма. В соответствии с этим и на основе закона планомерного (пропорционального) развития устанавливаются и пропорции в народном хозяйстве.

К числу этих пропорций относится, прежде всего, правильное соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления. Как выше было сказано, обеспечение непрерывного роста производства на базе высшей техники требует более быстрого развития отраслей, производящих средства производства, по сравнению с отраслями, изготовляющими предметы потребления. Развитие тяжѐлой промышленности и в особенности машиностроения является необходимым условием технического вооружения и непрерывного роста лёгкой, пищевой и других отраслей промышленности, производящих предметы потребления.

Следовательно, пропорции между двумя подразделениями общественного производства должны обеспечить, с одной стороны, преимущественное развитие отраслей, производящих средства производства, с другой стороны, такой рост отраслей, производящих предметы потребления, который требуется для максимально возможного при данном уровне производительных сил удовлетворения постоянно растущих потребностей народных масс.                                           

Осуществление задачи построения социализма в СССР и защиты страны от внешних врагов – империалистов требовало форсированного развития тяжѐлой промышленности. Без этого нельзя было создать мощную материально–производственную базу социализма и обеспечить экономическую независимость и обороноспособность страны. В результате темпы роста тяжѐлой промышленности намного превосходили темпы развития отраслей, производящих предметы народного потребления. За последние 28 лет в СССР производство средств производства в целом возросло примерно в 55 раз, в то время как производство предметов потребления – примерно в 12 раз. Если в 1953 г. производство средств производства увеличилось по сравнению с 1940 г. в три с лишним раза, то производство предметов потребления – на 72%. Возникло несоответствие между уровнем производства предметов народного потребления и возросшими потребностями населения в этих предметах. Вместе с тем на базе достигнутых успехов в развитии тяжѐлой промышленности в пятой пятилетке создались реальные условия для крутого подъѐма производства предметов народного потребления.   

Первостепенное значение имеет установление правильных пропорций между промышленностью и сельским хозяйством. Пропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства должны обеспечить, с одной стороны, ведущую роль промышленности, вооружающей сельское хозяйство передовой техникой и снабжающей деревню промышленными товарами, с другой стороны, дальнейший непрерывный рост совхозного и колхозного производства для снабжения городского населения продовольствием, а промышленности – сырьём.        

Социалистическое сельское хозяйство за годы своего существования достигло больших успехов на основе колхозного строя. Однако по темпам роста сельское хозяйство сильно отстаёт от промышленности. С 1940 по 1952 г. при росте промышленной продукции в 2,3 раза валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах выросла всего на 10%. В особенности отстают такие важные отрасли сельского хозяйства, как производство зерна, животноводство, производство картофеля, овощеводство. В силу этого возникло явное несоответствие между быстро растущей потребностью населения в зерне, мясе, молочных продуктах, овощах, фруктах и т. д., с одной стороны, и уровнем сельскохозяйственного производства – с другой.

Это отставание сельского хозяйства от промышленности не давало возможности поднять народное потребление до уровня, которого оно могло бы достигнуть при данной степени индустриального развития страны. Мощное развитие тяжѐлой промышленности создало условия для крутого подъёма социалистического сельского хозяйства. Возникла возможность и необходимость всемерно ускорить темпы роста сельскохозяйственного производства. Исходя из этого, Коммунистическая партия и Советское государство в 1953 г. поставили задачу в ближайшие годы добиться решительного подъёма сельского хозяйства, чтобы в достатке удовлетворить растущие потребности населения страны в продовольственных продуктах и обеспечить сырьём лёгкую промышленность.     

 Между промышленностью и сельским хозяйством, равно как и между отдельными отраслями, внутри промышленности и внутри сельского хозяйства существует тесная взаимосвязь. В силу этого для бесперебойного развития производства необходимы правильные пропорции не только между промышленностью и сельским хозяйством, но и между отдельными отраслями внутри промышленности, а также между отраслями сельского хозяйства. Так, длительное отставание животноводства задерживает дальнейшее развитие лёгкой и пищевой промышленности. В свою очередь рост животноводства тормозится отсутствием достаточной кормовой базы, отставанием зернового хозяйства. Советское государство устраняет это несоответствие путём решительного подъёма животноводства, его кормовой базы и зернового хозяйства, чтобы развитие этих отраслей соответствовало задаче резкого увеличения народного потребления.

Условием планомерного, бесперебойного удовлетворения непрерывно увеличивающегося спроса со стороны трудящихся масс на сельскохозяйственные продукты и промышленные изделия является соответствие между растущими денежными доходами населения и массой товаров личного потребления с учётом уровня цен, правильные пропорции между ростом производства предметов народного потребления и развитием товарооборота.              

 В целях удовлетворения растущего платёжеспособного спроса населения Советское государство приняло широкую программу увеличения выпуска промышленных и продовольственных товаров. Так, в 1954 – 1956 гг. выпуск потребительских товаров увеличится в несколько раз по сравнению с 1950 г., в частности шерстяных тканей – в 2 раза, мяса – в 2,4 раза и т. д. В соответствии с намеченной программой увеличения производства предметов народного потребления розничный товарооборот в 1955 г. по сравнению с 1950 г. возрастает в 2 раза.       

 Пропорциональное развитие народного хозяйства требует рационального размещения социалистического производства между районами страны: приближения промышленности к источникам сырья и районам потребления, комплексного развития экономики районов с учѐтом их особенностей на основе правильного сочетания отраслей и наиболее полного использования местных ресурсов; экономического и культурного подъёма национальных республик; сокращения нерациональных и дальних перевозок по железнодорожному и водному транспорту.

Социализм ликвидировал присущее капитализму антагонистическое противоречие между накоплением и потреблением. В соответствии с требованием основного экономического закона социализма правильные пропорции между накоплением и потреблением должны обеспечить как непрерывный рост социалистического производства, так и систематический подъем материального благосостояния и культурного уровня народных масс.

В условиях перехода от социализма к высшей фазе коммунизма требуются такие пропорции развития народного хозяйства, которые обеспечивают дальнейшее укрепление и развитие социалистического производства, постепенное создание материально–производственной базы коммунизма и изобилия продуктов.

Социалистическое общество развивается при наличии враждебных ему империалистических агрессивных держав. Отсюда вытекает необходимость таких пропорций в народном хозяйстве, которые обеспечивают стране социализма мощную экономическую базу на случай вражеского нападения извне. Быстрый рост социалистической индустрии и колхозного производства является важнейшим условием укрепления экономической независимости и обороноспособности СССР.

Наличие единого, могучего социалистического лагеря делает необходимой плановую увязку экономики всех стран этого лагеря.

Экономическое сотрудничество и взаимопомощь между СССР и странами народной демократии облегчают решение задач социалистического строительства, ведут к укреплению экономической независимости этих стран от капиталистического мира и усилению их обороноспособности.

Закон планомерного развития народного хозяйства и социалистическое планирование. Требования закона планомерного развития народного хозяйства претворяются в жизнь Коммунистической партией и социалистическим государством посредством планов, организующих и направляющих созидательную деятельность трудящихся масс. Плановое руководство народным хозяйством составляет важнейшую черту хозяйственно–организаторской функции социалистического государства. Социалистическое планирование строится на строго научной основе. Руководить народным хозяйством в плановом порядке – это значит предвидеть. Научное предвидение основывается на познании объективных экономических законов и исходит из назревших потребностей развития материальной жизни общества.

Условием правильного планирования социалистической экономики является, прежде всего овладение законом планомерного развития народного хозяйства и его умелое использование.

Закон планомерного развития народного хозяйства нельзя смешивать с самим плановым руководством народным хозяйством, осуществляемым планирующими органами социалистического государства, равно как с годовыми и пятилетними планами развития народного хозяйства. Закон планомерного развития народного хозяйства является объективным экономическим законом. Он даёт возможность государственным органам правильно планировать общественное производство. Но возможность нельзя смешивать с действительностью. Чтобы эту возможность превратить в действительность, нужно научиться применять закон планомерного развития, нужно составлять такие планы, которые полностью отражают требования этого закона.

На практике планы не всегда полностью отражают требования закона планомерного развития народного хозяйства. Когда эти требования нарушаются, закон планомерного развития народного хозяйства даёт о себе знать тем, что на отдельных участках народного хозяйства возникают диспропорции, нарушается нормальный процесс производства и обращения. Если, например, планируется производство определѐнного количества автомобилей, но при этом не запланировано необходимое количество листовой стали, то это может привести к невыполнению плана производства автомобилей. План выплавки чугуна, не обеспеченный соответствующим производством кокса, окажется нежизненным.

Задача планирующих органов состоит в том, чтобы правильно учитывать требования закона планомерного развития при составлении планов и не допускать диспропорций, а в случае возникновения диспропорций своевременно принимать меры к их устранению. Для бесперебойного развития народного хозяйства важное значение имеют материальные, финансовые и трудовые резервы. Наличие резервов даёт возможность быстро устранять диспропорции, возникающие на отдельных участках народного хозяйства, или предупреждать их возникновение, обеспечивает возможность гибкого маневрирования ресурсами.

Следовательно, планирование народного хозяйства может дать положительный результат, обеспечить пропорциональное развитие народного хозяйства и непрерывный подъѐм производства, если оно правильно отражает требования закона планомерного развития народного хозяйства и сообразуется во всѐм с требованиями основного экономического закона социализма.                         

 Важное значение для планового руководства хозяйством имеет использование экономического закона распределения по труду, так как он создаѐт материальную заинтересованность работников в повышении производительности труда и является одним из двигателей социалистического производства.

Социалистическое планирование строится на использовании экономических инструментов, связанных с действием закона стоимости: цены, денег, торговли, кредита. В народнохозяйственных планах производство и распределение продукции имеют денежное выражение. Орудием планового руководства является хозяйственный расчѐт, который стимулирует экономное ведение производства, мобилизацию внутренних резервов, снижение себестоимости продукции и повышение доходности предприятия.

Исходя из требований экономических законов социализма, всесторонне обобщая практику хозяйственного и культурного строительства, учитывая всю совокупность внутренних и внешних условий жизни страны социализма, Коммунистическая партия и социалистическое государство устанавливают на каждом этапе важнейшие хозяйственные и политические задачи государственных планов. В соответствии с этим определяются объём продукции, темпы расширения производства по каждой отрасли народного хозяйства, размеры капитальных вложений, уровень заработной платы и т. д.

Плановое руководство народным хозяйством Советского Союза осуществляется на основе директив Коммунистической партии Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик. Государственные планы разрабатываются в масштабе всего народного хозяйства в целом, а также по отраслям и отдельным ведомствам, по республикам, краям, областям и по экономическим районам страны. Разработка планов и контроль за их выполнением осуществляются Государственным Плановым Комитетом Совета Министров СССР (Госплан СССР), министерствами общесоюзными и республиканскими, а также местными Советами, имеющими свои плановые органы.

Социалистическое планирование строится на сочетании перспективных планов, выражающих основную линию хозяйственного развития на ряд лет, и текущих планов, представляющих собой конкретную программу работ на более короткие сроки. К перспективным планам относятся пятилетние планы развития народного хозяйства и планы, рассчитанные на более длительные сроки. К текущим планам относятся годовые планы. Текущие планы разрабатываются исходя из перспективных планов. Каждое государственное предприятие (завод, шахта, совхоз, МТС и т. д.) имеет свой технико–производственный финансовый план (техпромфинплан), который составляется на основе государственных плановых заданий и представляет собой сводный план производственно–технической и финансовой деятельности предприятия.

 Планомерное развитие социалистической экономики требует сочетания принципов централизованного планового руководства хозяйством по основным показателям с предоставлением необходимой самостоятельности и инициативы в планировании производства местным органам. Перед центральными планирующими органами стоят важнейшие народнохозяйственные проблемы: обеспечение правильных пропорций в развитии отдельных отраслей, полное использование имеющихся резервов, достижение наибольшей эффективности капиталовложений и т. д.

Чрезмерная централизация планового руководства, попытки планировать из центра всѐ до мелочей, без достаточного знания и учёта местных условий и возможностей, сковывают инициативу мест, мешают наиболее полному использованию местных ресурсов и огромных резервов, имеющихся в различных отраслях социалистической экономики, в различных предприятиях.

Государственное плановое руководство колхозами имеет свои особенности, вытекающие из характера кооперативно–колхозной собственности. Социалистическое государство, осуществляя плановое руководство колхозами, опирается на самодеятельность колхозных масс. Инициатива колхозов и колхозников является одним из решающих факторов подъёма сельского хозяйства, полного использования экономических и естественных условий каждого района, каждого колхоза. Правильная система планирования предполагает установление центральными плановыми органами для областей, краѐв и республик основных и решающих показателей и заданий по сельскохозяйственному производству и по сдаче сельскохозяйственной продукции государству. Сообразуясь с этими основными и решающими показателями и заданиями, местные плановые органы и колхозы сами определяют конкретные планы, обеспечивающие наилучшее использование всех производственных ресурсов.

На основе государственных заданий правления колхозов разрабатывают годовые производственные планы, которые вносятся на рассмотрение и утверждение общих собраний колхозников.

Шаблонное применение той или иной системы земледелия или агротехнического приёма без учёта особенностей каждой сельскохозяйственной зоны, шаблонный подход в размещении культур и поголовья скота препятствуют наилучшему использованию местных природных и хозяйственных условий.

Дальнейшее совершенствование методов социалистического планирования предполагает последовательное проведение централизации планирования по основным и решающим показателям, при одновременном усилении роли и развязывании инициативы местных органов, промышленных предприятий и колхозов в плановом руководстве производством, обеспечение дифференцированного подхода в планировании применительно к каждому экономическому району, сельскохозяйственной зоне, к каждому предприятию, колхозу.

Плановое руководство народным хозяйством предполагает выделение ведущих звеньев в экономике. В плане выделяются наиболее важные отрасли, от которых зависит успешное выполнение всего народнохозяйственного плана. Эти отрасли в первую очередь обеспечиваются средствами производства, рабочей силой и денежными ресурсами. В соответствии с ведущими отраслями планируются и другие отрасли с тем, чтобы добиться на этой основе подъёма всего народного хозяйства и наиболее рационального сочетания его отдельных отраслей.

Закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства требует строгого координирования планов развития отдельных отраслей и их увязки в едином хозяйственном плане. «Все планы отдельных отраслей производства, – говорил В. И. Ленин, – должны быть строго координированы, связаны и вместе составлять тот единый хозяйственный план, в котором мы так нуждаемся»[4].

Хозяйственные планы включают в себя определённый круг показателей: натуральных (виды продукции, ассортимент изделий и т. д.) и денежных (сумма выработки, себестоимость, доходы и расходы и т. д.). Из числа натуральных и денежных показателей выделяются качественные показатели (рост производительности труда, снижение себестоимости, рентабельность, повышение качества продукции, эффективность использования средств производства – оборудования, машин, станков, сырья и т. д.). Основным показателем сельскохозяйственного производства является получение максимального количества продукции на каждые 100 гектаров сельскохозяйственных угодий.

Одним из важнейших методов установления правильных народнохозяйственных пропорций, соответствующих требованиям закона планомерного развития народного хозяйства, является разработка системы балансов. На основе балансов социалистическое государство устанавливает пропорции в развитии народного хозяйства, выраженные в натуральной и денежной форме, определяет ресурсы и их распределение по отдельным отраслям производства и видам продукции. Сопоставление ресурсов с потребностью в них позволяет обнаружить узкие места в народном хозяйстве, несоответствие в уровне и темпах развития между отдельными отраслями и наметить мероприятия по преодолению узких мест. Вместе с тем система балансов даёт возможность вскрыть дополнительные ресурсы за счёт экономии сырья и материалов и лучшего использования оборудования. Эти ресурсы используются для увеличения производства и потребления. Балансы делятся на материальные (натуральные), балансы, выраженные в денежной форме, и балансы рабочей силы.                       

Материальные балансы выявляют соотношение между производством и потреблением данного продукта или группы продуктов в их натуральном выражении. Материальные балансы составляются по важнейшим продуктам, например: балансы станков, руды, металла, хлопка и других средств производства, балансы предметов личного потребления: мяса, сахара, масла и т. д.

Материальные балансы необходимы для составления планов материального снабжения средствами производства всех отраслей народного хозяйства по министерствам и ведомствам. В этих планах предусматривается улучшение использования оборудования, сырья, топлива и т. д. на основе внедрения прогрессивных норм.

К балансам, выраженным в денежной форме, относятся баланс денежных доходов и расходов населения, баланс национального дохода и его распределения и другие. В балансах рабочей силы определяются потребность народного хозяйства в трудовых ресурсах, в квалифицированных кадрах и источники покрытия этой потребности.                       

Социалистическое планирование, будучи отражением требований закона, планомерного развития народного хозяйства, носит директивный характер. Государственные планы являются не планами–прогнозами, а планами–директивами, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление хозяйственного развития всей страны.

Государственные планы после утверждения их высшими органами социалистического государства приобретают силу юридического закона, обязательного к выполнению. Хозяйственные руководители обязаны обеспечить выполнение плана каждым предприятием из месяца в месяц и из квартала в квартал не только по объёму валовой продукции, но и по ассортименту, добиваться систематического улучшения качества выпускаемой продукции и установленного планом снижения себестоимости. Социалистическое планирование носит действенный, мобилизующий характер.

Социалистические планы направляют труд миллионов людей в масштабе всей страны, дают трудящимся массам ясную перспективу, воодушевляют на трудовые подвиги. План – это живая творческая деятельность масс. Реальность производственных планов – это миллионы трудящихся, творящие новую жизнь.

Составление плана есть лишь начало планирования. Называя план электрификации России (Гоэлро) второй программой партии, Ленин подчёркивал, что «эта программа каждый день, в каждой мастерской, в каждой волости будет улучшаться, разрабатываться, совершенствоваться и видоизменяться»139. Всякий план уточняется, изменяется и совершенствуется на основании опыта масс, с учётом хода выполнения плана, так как никакой план не может заранее предусмотреть всех тех возможностей, которые таятся в недрах социалистического строя и которые открываются лишь в процессе работы. В борьбе за осуществление плана на фабрике, заводе, в совхозе, колхозе проявляется творческая инициатива и активность масс, развивается социалистическое соревнование и открываются новые резервы ускоренного подъёма хозяйства. Задача мобилизации масс осуществляется под руководством Коммунистической партии государственными и общественными организациями, профсоюзами, комсомолом. Активное участие масс в борьбе за выполнение планов развития народного хозяйства ведёт к тому, что эти планы систематически перевыполняются, в силу чего ускоряются темпы строительства коммунистического общества.

Социалистические планы могут сыграть мобилизующую роль только в том случае, если планирующие органы ориентируются на новое, передовое, что возникает в практике коммунистического строительства, в творчестве масс. Планы должны быть рассчитаны не на среднеарифметические нормы, достигнутые в производстве, а на прогрессивные нормы затрат труда, использования оборудования, расходования сырья, топлива, материалов, то есть нормы, равняющиеся на опыт передовых предприятий и передовых  работников.

Коммунистическая партия и Советское государство ведут решительную борьбу с попытками составления заниженных планов, которые никого не мобилизуют, с равнением на узкие места, равно как и с прожектѐрством в планировании, не считающимся с реальными возможностями развития социалистического хозяйства. Социалистическое планирование требует непримиримой борьбы с антигосударственными местническими и ведомственными тенденциями, выражающимися в попытках противопоставления интересов отдельного предприятия, района или ведомства общегосударственным интересам.

Одной из важнейших сторон планового руководства народным хозяйством является проверка выполнения плана, которая даёт возможность установить, в какой мере план правильно отражает требования закона планомерного развития народного хозяйства и как он выполняется. Она позволяет своевременно обнаруживать имеющиеся диспропорции, предупреждать возникновение новых диспропорций в хозяйстве, вскрывать новые производственные резервы и вносить необходимые коррективы в народнохозяйственные планы.

Чтобы обеспечить плановое руководство социалистической экономикой, необходима единая система народнохозяйственного учёта. Плановое, социалистическое строительство немыслимо без правильного учёта. А учёт немыслим без статистики. В социалистическом хозяйстве учёт и статистика органически связаны с народнохозяйственным планом. Статистические данные о выполнении плана служат необходимым материалом при составлении плана на следующий отрезок времени. Социалистическая система учёта и статистики даёт возможность контролировать ход выполнения плана в целом и по отдельным его частям.    

 

                                 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.