Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема. Период апологетики и патристики в средневековой философии



 

Учебная дисциплина: ОГСЭ.01 Основы философии

Преподаватель: Клевцова Ю.А.

Лекционный материал для студентов групп ПКД-18.02, ТП-27.03, ТП-28.03

1. Проработать материалы лекции.

2. Составить опорный конспект, используя материалы лекции.

3. Опорный конспект предоставить до 08.11.2021г. на электронную почту Yuliya.Klevcova.79@mail.ru или ВКонтакте.

Тема. Период апологетики и патристики в средневековой философии

 

Эпоху средневековья историки датируют, как правило, VI – XIV вв. Но средневековая европейская философия – это философия христианская, которая возникла намного раньше, еще в условиях античности. Поэтому в средневековой философии выделяют такие периоды:

1.  период апологетики (III в.);

2.  период патристики (IV – V вв.);

3.  период схоластики (VI – XIV вв.). 

 

Философия средневековья формировалась в борьбе с античной философской традицией. Античный культ гармонии души и тела, физической красоты, полноценной земной жизни не был актуален для раннего христианства. И, со временем, эпоха античности осталась в прошлом, а христианская теология начинает сознательно опираться на философию неоплатонизма и учение Аристотеля.

От неоплатоников были взяты основные теологические суждения, которые только нужно было адаптировать под Священное писание. Позднее интерес средневековой философии привлекла логика Аристотеля, которая использовалась как средство обоснования основных положений христианства.

 

Началом средневекового этапа  развития философско-теологических идей стали апологеты или защитники церкви и христианских идей (от греческого «апология» - защита).  

Апологеты отстаивали христианские догмы от нападков представителей языческих религий, от философов – критиков христианства. Догмы христианской веры и моральные нормы христианства (создание мира за 6 дней, непорочное зачатие Христа, его смерть и воскрешение, моральное требование возлюбить врага как ближнего своего и др.) для человека античного казались абсурдными. Но для христианского мировосприятия – наоборот, составляли реальную основу бытия. Через разрушение устоявшейся логики языческого мира, через утверждение абсолютных ценностей, христианство указывало путь к спасению.

Пропаганда и защита христианства апологетами церкви осуществлялось еще в то время, когда христианство было религией меньшинства населения Римской империи. Но в начале IV в. Никейский собор 325 годаутверждает символ христианской веры, а  христианская церковь становится государственной. Теперь перед христианскими мыслителями встали другие задачи.  Нужно было систематизировать христианское вероучение, обосновать его и разъяснить верующим официальную догматику. Эти задачи решались «отцами церкви», известными богословами, жившими и творившими на протяжении III – VIII вв. Произведения святых отцов церкви сформировали, так называемую, патристическую литературу (от латинского «патер» - отец), а период средневековой философии, в который жили и творили отцы церкви был назван периодом патристики.   

«Золотым столетием» патристики считается IV – начало V вв. Представители патристики сознательно опираются на философию Платона и неоплатоников, а также Аристотеля для систематизации и обоснования христианского вероучения.

Различают восточную (грекоязычную) и западную (латиноязычную)направления патристики, традиции которых позднее были продолжены византийской и западноевропейской схоластикой

 

Восточная (грекоязычная)патристика представлена:

- Григорием Богословом, Василием Великим, Григорием Нисским (IV в);

- Дионисием Ареопагитом (V-VI вв.);

- Иоаном Лествичником (VII в.);

- Максимом Исповедником (VI- VII вв.).

 

Основное внимание отцы церкви западной (латиноязычной) патристики уделили богословским вопросам: проблеме божественной троицы, соотношению божественной и человеческой природы Христа, проблемам божественного познания и др. Представителями западной патристики являются Амвросий, Иероним и Аврелий Августин.  

 

Представители средневековой патристики начали традицию осмысления и пересмотра античного философского наследия с позиции христианского вероучения. Продолжает эту традицию и средневековая схоластика.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.