Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Педагогические задачи



Педагогические задачи

Краткий алгоритм решения

1. Оценка ситуации
2. Прогнозирование
3. Решение задачи

 

 

Ситуация 1. Учащийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации (администрации колледжа) уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго.

 

Ситуация 2. Учащийся имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.

 

Ситуация 3. В одном из 8 классов школы был учащийся, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной молодому педагогу. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Педагог сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван.

 

Ситуация 4. В классе есть ученик-слабак, и другие ученики не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит плохую оценку.

 

Ситуация 5. Ученик в классе увлекается всем и сразу. В школе был хорошистом, но мог быть и отличником, т.к. не был обделен способностями. Особенно легко ему давались предметы гуманитарного плана, поэтому ученик и оказался по своему желанию в колледже гуманитарного профиля. Однако учащийся не видит своей будущей профессии, а родители, ссылаясь на его способности в гуманитарных науках получить профессию, связанную с правоохранительной деятельностью. Учащийся не доволен тем, что учится на юриста, а родители довольны, что их сын продолжает учиться и получит престижное образование. Парень учится без всякого интереса, стараясь лишь только сдать очередную сессию.

 

Ситуация 6. Всякая попытка педагога, преподающей информатику в 5-7-х классах, добиться, чтобы учащиеся слушали объяснение, выполняли задания, реагировали на выставляемые ею оценки, ни к чему не приводит. Педагог перечитала гору литературы, советовалась со всеми, с кем только можно, в том числе со школьным психологом, но изменить ничего не удается. Педагог посетила множество уроков у корифеев, но понять, почему и как им удается увлечь детей, найти сними контакт, ей так и не удалось.

 

Ситуация 7. Педагоги долго готовили, совместно с ученическим активом, предметный вечер по истории, но на этот вечер никто из учащихся не явился, несмотря на объявления, выданные каждому приглашения, привлекательную тему вечера.

 

Ситуация 8. В школе появился педагог, который раз в неделю ведет какой-то спецкурс без оценок. Занятия у него проходят весело, раскованно, учащиеся получают удовольствие, домашние задания делать не нужно. В школе (колледже) только и разговоров, что об этом педагоге. Дети от него без ума, все остальные педагоги поблекли и потеряли свой авторитет. Учащиеся ставят методы этого педагога в пример и пренебрежительно относятся к выполнению домашних заданий по другим предметам.

 

Ситуация 9. Восьмиклассники договорились игнорировать классные часы и вместо этого собираются почти всем классом у кого-нибудь дома. По специальной договоренности, подготовившись заранее, ведут разговоры о всяких интересных делах, событиях, открытиях, а потом пьют чай и кофе или фанту и колу и танцуют. Своего классного руководителя они на эти пиры не приглашают, но родители рассказали об этом учителю, и он задумался.

 

Ситуация 10. Педагог где-то нашел анкету со следующими вопросами:

- Кем бы ты хотел быть? - Большинство учащихся ответило: Не знаю.

- Что главное в жизни? - Учащиеся ответили: Деньги.

- Зачем нужно учиться? - Ответ: Чтобы не приставали родители.

Ответы учащихся поразили педагога, и он решил, что надо что-то делать. Но что?

 

Ситуация 11. Педагог испробовал все способы затушить «искру любопытства» у одного любознательного мальчика: и родителей вызывал, и к директору водил, - а он знай себе на каждом занятии сидит с поднятой рукой и норовит такие вопросы задать, ответов на которые нет в школьных учебниках, и которые учителя ставят в тупик

 

Ситуация 12. Педагог входит в класс, начинает урок в старших классах (выпускной группе). В классе (группе) продолжается шум, каждый занимается своим делом, никто не обращает внимания на преподавателя. Педагог задает упражнение по учебнику и дает на выполнение 10 минут. Кто-то начинает делать задание, кто-то продолжает болтать с соседом. Со стороны педагога – никаких действий, замечаний. Когда начинают проверять упражнение, педагог спрашивает только тех, кто готов (готово человек 5 из 12). Так выполняются и другие задания. В результате работает несколько человек, остальные болтают и бездельничают весь урок. Педагогу никак не удается организовать работу всего класса.

 

Ситуация 13. Старшеклассники (учащиеся выпускной группы), недовольные качеством преподавания предмета, откровенно говорят об этом на уроках. Вымотанная претензиями молодой педагог, находит выход: «Хорошо, - говорит она, - следующий урок вы проведёте сами. Выберите себе «дублирующего учителя», и посмотрим, что у вас получится». Удачен ли такой вариант и что в такой ситуации лучше предложить?

 

Ситуация 14. В классе новый преподаватель по профильному предмету. Во время опроса она ставит одному из учащихся низкую оценку – за слабый и неразборчивый ответ. На следующий день подходит классный руководитель (куратор группы): оказывается, низкая оценка поставлена круглой отличнице и её родители возмущены. Что делать?

 

Ситуация 15. Войдя в переполненный троллейбус, педагог видит: один из её учащихся сидит, делая вид, что дремлет, а рядом с ним стоит бабушка. Каковы действия педагога?

 

Ситуация 16. У учащихся и родителей претензии к охраннику, не разрешающему детям выходить во двор во время перемен. Дети возмущаются тем, что нарушают их права. Что делать?

 

Ситуация 17. Учащийся отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и педагога. Парень доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, педагог ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ. На его недоумение педагог отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но педагог остался при своем мнении. Учащийся обиделся.

 

Ситуация 18. Учащийся систематически не выполнял домашние задания. При выставлении неудовлетворительных оценок он заявлял: «Ну и ставьте!» Как-то раз при очередном опросе учащийся опять ответил плохо. Педагог предложил ему самому себя оценить. Ученик был доволен. Учащиеся оживились. Стали подсказывать, что ставить. Наконец, после долгого размышления, учащийся поставил себе сам в дневник оценку «2». Педагог расписался в дневнике, а рядом дописал: «5» – за честность".

 

Ситуация 19. Вам поручено провести научно-просветительское мероприятие «Час науки» для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Предложенный Вам класс не является специализированным, намерение сдавать ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам высказали 20% учащихся, высокие учебные показатели по естественнонаучным дисциплинам и математике наблюдаются у 50% учащихся. В классе 25% учащихся идентифицируют себя в качестве православных, 25% - в качестве мусульман, остальные интереса к религии не проявляют. Один из учащихся, идентифицировавший себя в качестве православного, высказывал ранее недовольство наличием в программе по биологии эволюционного учения.

 

Ситуация 20. Вы – классный руководитель 9-го класса. В Вашей школе произошло страшное событие – один из подростков пытался покончить свою жизнь самоубийством. На педагогическом совете было решено провести в старших классах классные часы, направленные на предупреждение подросткового суицида.

 

Ситуация 21. Каждое утро классный руководитель встречает детей своего 7 "А" в фойе школы, чтобы поприветствовать детей и оценить их внешний вид. Учительница могла слегка пожурить ученика за ненадлежащий вид (одежда, прическа). В этот день была объявлена проверка администрацией школьной формы учащихся. Классный руководитель встречает в раздевалке ученика своего класса, который пришел в школу в яркой футболке и модных потертых джинсах. Учительница с недовольным видом спрашивает: "Почему ты в таком виде пришел в школу? Разве ты не знаешь о сегодняшней проверке?" Ученик отвечает спокойным голосом: "Как хочу - так и хожу". Учительница просит его немедленно покинуть школу

 

Ситуация 22. Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный.

 

Ситуация 23. В классе идет контрольная работа. Учащиеся принялись выполнять задания. Проходит половина урока. Учитель, наблюдая за учащимися обнаружил, что некоторые ученики списывают у «отличников». Причем, последние охотно делились своими тетрадями.

 

Ситуация 24. В 6 «А» есть «нестандартный» ученик – Дима К. У Димы избыточный вес. Ходить на физкультуру ему приходится, так как освобождения нет, есть только ограничения по нагрузке. Дима очень страдает, так как он является объектом всеобщих насмешек. Дети смеются над тем, как Дима выполняет упражнения, над тем, как он делает попытки подтянуться, над неудачами в играх, порой они специально делают так, чтобы Дима упал или споткнулся. Еще учитель заметил, что дети частенько причиняют боль Диме, уличая момент, когда учитель отвернется. Его стараются не брать в команду, не дают быть ведущим и всячески мешают ему. Учитель пробовал показать детям положительные качества Димы, хвалил, когда у мальчика что-то получалось. Но это вызвало обратную реакцию класса. Диму стали еще больше ненавидеть.

 

Ситуация 25. В середине учебного года пришел новый ученик. Он сразу занял позицию на уроке – Я не хочу, я не буду, вы не имеете права заставлять, мне все равно на Ваши двойки и наказания! Любые задания сопровождались подобными репликами, причем каждая реплика подобного рода только все больше роняла авторитет учителя в глазах учеников, которые уже стали втягиваться во всеобщий смех и ликование при такой реакции новичка и «слабости» учителя, находя в этом развлечение. А новенький же, видя, что становится «звездой» начинал переходить все грани и еще более бунтовать, и все меньше стесняться в выражениях и действиях.

 

Ситуация 26. Как-то раз ученики всем классом ушли с последнего урока. На следующий день учительница долго возмущалась, спрашивала, кто был инициатором идеи, как они могли так поступить и что теперь делать. Класс хранил молчание.

 

Ситуация 27. Ваня, ученик 6 класса, разочарован своими успехами в учебе, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал. Он часто задает учителю вопрос: «Как Вы думаете, у меня получится когда-нибудь учиться на отлично?

 

Ситуация 28. Ученик Миша Л. отличался «веселым» нравом. Его смешили чужие неудачи на уроке и особенно его смешило, когда кому-то было больно или обидно до слез. Ударят случайно ученика мяч в лицо – у Миши радость, толкнет кто-то кого-то, у Миши счастье, разразится ссора из-за правил, например – Миша ликует. И не просто радуется человек, а еще и злорадствует, отпускает обидные замечания, обзывает и поднимает на смех. Любые наказания связанные вот с таким нарушением правил поведения на уроке особо не действовали на Мишу. Дети, конечно, не любили его, относились даже с некоторой опаской, чтобы не попасть в поле зрения его шуток и насмешек. Родители разводили руками. Классный руководитель отмалчивался. Оставлять подобное поведение без внимания совершенно не реально.

 

Ситуация 29. Классный руководитель неожиданно узнал, что на квартире у Татьяны, учащейся ее класса, часто собирается компания юношей и девушек: выпивают, играют в карты, курят, остаются на ночь. Родители Татьяны в длительной командировке, а бабушка больна и не может приезжать к внучке.

 

Ситуация 30. Учитель берет класс, в котором до этого момента работал другой педагог. Ученики встречают его настороженно, а в какой-то момент один из учеников говорит: «Вы нам не нравитесь, предыдущий учитель был лучше!».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.