Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ознакомление с предметами ближайшего окружения. Формирование системы знаний о рукотворном мире.



Ознакомление с предметами ближайшего окружения. Формирование системы знаний о рукотворном мире.

1. Ознакомление с предметом.

2. Предметы ближайшего окружения:

2.1. Возрастная группа с 1.5-х до 3-х лет.

2.2. Возрастная группа с 3-х до 5-х лет.

2.3. Возрастная группа с 5-х до 7-х лет.

3. Рукотворный мир.

1. Ознакомление с предметом.Все возможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, природные явления.

Важная задача первого этапа освоения предметного мира — ознакомление детей с назначением предметов. Суть ее в том, что, когда ребенок впервые встречается с предметом, он должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать, т. е. узнать прямое назначение предмета (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать). Такой путь познания помогает формированию умения ориентироваться в пространстве и в освоении способов действия с предметом.

2. Предметы ближайшего окружения.Второй этап характеризуется усвоением детьми представления вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному: палочкой копают, достают предметы, едят и т. д. Приобретение подобных представлений приводит к появлению предметов-заместителей, что, как известно, свидетельствует о зарождении сюжетно-ролевой игры.

Педагогические задачи данного этапа освоения ребенком мира предметов следующие:

ü обогащение предметной среды, окружающей ребенка;

ü формирование представлений о связи между функцией предмета и его назначением;

ü развитие творческого отношения к окружающему миру.

Обогащение предметной среды происходит за счет предметов, которые могут быть многофункциональными: конструкторов (из одних и тех же деталей можно собирать разные изделия), предметов, одинаковых по назначению, но разных по цвету, материалу, размеру — мячей, посуды и др. предметов, которые ребенок может легко использовать в качестве заместителей (палочки, дощечки и др.). Реализация программных задач осуществляется в процессе как повсед­невного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружаю­щего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения до­школьников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэто­му сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каж­дого месяца.

2.1. Возрастная группа с 1.5-х до 3-х лет. Предметное окружение. Детей знакомят с названиями предметов бли­жайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования, функциями ("Из чашки пьют чай и компот", "На автобусе люди ездят на работу, в гости").Называя предметы, детей знакомят с их цветом (красный, желтый, синий, зе­леный, черный, белый), формой, величиной, учат различать и называть части не­которых предметов (у автомашины - кабина, колесо; у платья - карманы, пугови­цы, воротник), материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань). При ознакомлении с материалом нужно прежде всего обеспечить его активное вос­приятие детьми. Отдельные свойства и качества материала воспринимаются лег­че, если дети неоднократно "опробуют" его (мнут, гладят, рвут и т.п.).

 У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Для малыша это серь­езная умственная задача: узнавание действий на картинке - одно из прояв­лений способности к обобщению. При выборе предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита, реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям адекватно воспри­нимать предметы. Показывая сюжетные картинки, проводя игры-инсценировки ("Кто здесь плачет"), воспитатель обращает внимание детей на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжег лапу, утешает, жалеет и т.п.), по­могает разобраться в том, что хорошо и что плохо. Для успешного освоения окружающих предметов требуются постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражне­ния, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. К числу таких игр и упражнений относятся следующие: "Отгадай и назови" ("Узнай и назови"), "Чудесный мешочек", "Оденем куклу на прогулку", "По­можем кукле раздеться", "Купание куклы", "Устроим кукле (медвежонку) ком­нату", "Кто ушел и кто пришел?", "Что изменилось?", "Кто что ест?" и др.

 Для игр типа "Узнай и назови" вначале подбираются предметы одного ви­да, например варежки. Это позволяет одновременно познакомить детей с не­сколькими признаками: цветом, формой, величиной, материалом ("И Коля до­стал из чудесного мешочка варежку. Только Колина варежка красная и пушис­тая. Какая варежка? Коленька, покажи детям варежку. И Оле покажи. И Андрею. Какую варежку ты показал?" - "Красную, пушистую"). Из "Чудесного мешочка" дети достают чашки разного цвета (белую с цветами, красную в белый горох, зеленую и др.). Далее для игр и упражнений подбирают различные предметы (например, чашка, блюдце, кружка и чайник), с которыми малыши выполня­ют разнообразные действия: поят куклу молоком из кружки, ставят чашку на блюдце, наливают в нее чай из чайника и т.п. Можно использовать как нату­ральные предметы (посуда, варежки, головные уборы, овощи, фрукты), так и игрушки (кукольная одежда, мебель, автомобили...).

 Усвоение новых слов происходит успешнее, если ребенок имеет возмож­ность сравнивать объекты по указанным (выделенным) признакам (бумага мнется - она мягкая, а деревянный шарик не мнется - он твердый и т.п.). По­этому в процессе обучения широко используются прикладывание, вклады­вание предметов, т.е. наглядное сравнение с опорой на определенный при­знак. Используются и игровые приемы. Например, решив одеть куклу в белое платье, ребенок ошибается и берет другое - та протестует-. "Ты ошибся, ма­лыш! Платье, которое ты держишь в руке, зеленое, как травка. А я просила бе­лое. Белое, как снег. Постарайся найти белое, как снег, платье!". Запоминание материала у детей зачастую зависит от эмоциональной привлекательности, яркости, озвученное™ предметов и т.п. Именно поэтому они долго помнят персонажей, которых взрослые включают в сюрпризные моменты.

В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью ори­ентироваться одновременно на цвет и величину или форму и материал пред­мета. Поэтому на занятиях следует упражнять их в выполнении заданий, кото­рые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обраще­ния взрослого. Например, он предлагает: "Катя, напои чаем неваляшку в крас­ном платье (рядом стоит такая же кукла, но в платье зеленого цвета). Вова, налей мишке молока в большую синюю чашку (есть еще большая красная чашка). Настя, покатай на машине маленького беленького слоника (рядом стоит маленъкий серый слоник). Таня, покорми мишку из маленькой деревян­ной ложки (есть еще маленькая металлическая ложка)" и т.п.

Эффективны в работе с детьми третьего года жизни и дидактические уп­ражнения типа "Кто что делает?", которые проводятся с использованием не­сложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие, ребе­нок (по заданию воспитателя) воспроизводит его с помощью реальных предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, девочка баюкает куклу, мама стирает в тазу белье, повар пробует суп, который варится в кастрюле (картинки готовятся заблаговременно).

 Такие упражнения удовлетворяют потребность ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.

• С детьми этого возраста на специальных занятиях рассматривают на­стенные картины. Это способствует накоплению и уточнению представле­ний об окружающем.

Разработаны специальные серии по знакомству детей с окружающим. В них входят предметные и сюжетные картинки, а также настенные картины.

В первой младшей группе проводятся занятия по следующим сюжетным картинкам: "Игра с куклой", "Дети играют в кубики", "Спасаем мяч", "Катаем шары" и т.п.

Ребенка 2 лет следует продолжать учить играм с куклой. В этих целях мож­но использовать игры "Купание куклы", "Уложим куклу спать", "Споем кукле ко­лыбельную", "Покажем кукле картинки" и др. Такие игры дают детям возмож­ность ощутить себя в положении другого, переживать его радости как свои.

Явления общественной жизни. Маленьким детям присущ интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Воспитатель, знакомясь с детьми, должен провести индивидуальные бе­седы с каждым из них о членах семьи, о самом ребенке ("Как тебя зовут?", "А как ласково называет тебя мама?", "Кто еще с тобой живет?" и т.п.). Особое внимание необходимо обратить на то, что ребенок живет вместе с близки­ми людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

Воспитанию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей могут помочь дидактические игры и упражнения "Как помочь маме", "Как пожалеть бабушку", "Чем порадовать папу" и т.д.

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важ­но показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть груп­пу и ее помещения. Начать лучше с раздевальной комнаты, потом пройти в групповую, спальную и умывальную. Эффективны в работе с детьми упраж­нения на ориентировку в помещениях своей группы и на участке детского сада типа "Кто быстрее найдет свой шкафчик", "Где у нас... (умывальная, спальная комнаты)", "Поиграем с куклами в игровом уголке" и т.д.

У детей необходимо формировать чувство симпатии к сверстникам, а в процессе выполнения упражнений "Улыбнись Кате", "Поиграй с Сашей", Пожалей Колю", "Обними Таню" следует подвести их к пониманию: нельзя Драться и обижать других детей.

 Детям данного возраста трудно представить город (поселок), улицу, запомнить их названия, так как их жизнь ограничивается домом (кварти­рой), детским садом. Поэтому им только напоминают названия города (по­селка), улицы.

В первой младшей группе уже можно начинать пробуждать интерес к труду близких взрослых. Например, на занятии "Праздник маминых каш" Детям дают представление о том, что мама - трудолюбивая, умелая, заботли­вая, готовит еду для всей семьи, варит разные каши: гречневую, манную, пшенную, рисовую. Ее труд важен и значим для всей семьи. Каши, приготов­ленные мамой, вкусные и полезные. На занятии "Праздник красивых плать­иц и рубашек" детям показывают, что мама стирает, гладит, шьет, подшивает платья, юбочки, сарафаны, шорты, чтобы ее ребенок был аккуратным.

 Внимание детей необходимо обращать на наиболее характерные трудо­вые операции и результат труда помощника воспитателя. "Ольга Сергеевна вымыла посуду - наши тарелки, чашки стали чистыми", - говорит воспита­тель, подводя итог совместному наблюдению.

Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа "Узнай и назови" (орудия труда и трудовые действия мамы, по­мощника воспитателя), "Кому нужны эти вещи?" (пылесос, веник, полотен­це, тарелки нужны помощнику воспитателя; иголка, нитки, ткань, ножницы - маме-швее; кастрюля, ложка, чашка, плита - маме-повару и т.д.).

2.2 Возрастная группа с 3-х до 5-х лет.Предметное окружение. Во второй младшей группе продолжают рас­ширять знания детей о предметах домашнего обихода, развивают умение выделять их существенные и несущественные признаки, дифференциро­вать и группировать предметы. Детей необходимо упражнять в назывании предметов, продолжать знако­мить с их функцией - способом использования (резать, жарить, варить...), на­значением (т.е. способностью предметов удовлетворять потребности чело­века), строением (у автомобилей впереди кабина, сзади кузов). Детей продол­жают учить различать материалы (глина, бумага, ткань, дерево), вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий, рвется, мнется, ломается).

Важно научить детей различать размер предметов (большой, не очень большой, маленький), их цвет, вес (легкий, тяжелый), ориентироваться во вре­мени (сейчас, потом, после обеда), в пространстве (высоко, далеко, близко).

Ребенок уже способен понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда - это то, из чего едят и пьют. Поэтому дошкольника начинают учить группировать предметы по способу употребления, подводить к пониманию слов с обоб­щенным значением. Однако отношения между общим и частным осознают­ся детьми этого возраста своеобразно. Так, они часто называют незнакомый предмет известным им собирательным существительным: "Это салатница называется посуда", "Папа купил большую мебель с зеркалом" (сервант) и т.п.

Особое внимание необходимо обращать на то, что одни предметы сдела­ны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы гигиены и т.п.), дру­гие созданы природой (камень, шишки и т.п.).

Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-занятий (см.: Дыбина ОВ. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольни­ков. - М.: ТЦ Сфера, 2002, гриф МО РФ, 2004 г.). Детям предлагают серии игр-занятий, в основе которых лежат различные действия детей.

Серия "Игры-раскладки" ("Чудесный мешочек", "Помоги Незнайке" и т.д.) направлена на различение предметов природного и рукотворного мира. Так, в игре "Помоги Незнайке" дети по просьбе Незнайки раскладывают предметы природного мира и рукотворного мира в конверты с соответству­ющими символами ("человек", "бабочка"). Затем задача усложняется: требу­ется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосно­вать свой выбор ("Мяч положу в этот конверт: его сделали люди").

Серия "Игры-определения" ("Что лишнее", "Назови, как использовать пред­мет" и т.д.) направлена на определение и различение цвета, величины, формы, веса, строения, функции. Детей сначала побуждают только назвать цвет, фор­му, функцию вещей; потом, например в игре "Найди пару", задание усложняет­ся: надо не только назвать способ использования предмета, но и подобрать к нему другой с подобной функцией (шкаф - комод; тарелка - блюдце и т.д.). Эта задача требует опоры на прежний опыт использования предметов.

Детей продолжают знакомить с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина), в процессе действий с ним, т.е. позволяют его ощупывать, поглаживать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать, для чего целесообразно создавать ситуации выбора материала для игры. Например, необходим твердый, прочный материал - заменитель стола, стула, кровати. Дети при участии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют их, решают творческую задачу ("Какой материал взять?") с помощью следу­ющих действий: гладят разные материалы (все гладкие), мнут (не мнется только дерево), разрывают (не рвется только дерево), тянут за края в разные стороны (не нарушается целостность только дерева), кладут в воду (намока­ют бумага и ткань) и т.д. В результате выбирают дерево.

Разработана также серия "Игры-занятия с элементами опыта, эксперимен­та" ("Деревянный брусочек", "Что лучше: бумага или ткань", "Бантик из бумаги и ткани", "Тарелочка из глины", "Послушная глина", "Подарки для медвежонка", "Определи дерево" и тд.). Например, в игре-занятии "Бантик из бумаги и ткани" взрослый встречает куклу Катю. Она грустная: не может завязать себе бантик, у нее много бантиков, но все они из бумаги. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бумаги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бант. Все пробуют это сделать, но бумага рвется. Дети рассказывают все, что знают о бумаге.

 В игре-занятии "Послушная глина" в гости к детям приходит кукла Маша, она рассказывает, что на день рождения ей подарили глину, а что с ней де­лать - она не знает. Дети проявляют желание помочь Маше. Все берут по од­ному кусочку глины и пробуют помять ее в руках (мнется); отрывают кусо­чек от целого куска (отрывается), делают из него колбаску, раскатывают в ла­дошках (раскатывается, принимает разные формы).

Планируя дидактические игры и упражнения, подводящие детей к пони­манию родовых понятий, следует предусмотреть разнообразные задания. "Что в коробке?". Дети по одному подходят к столу воспитателя, достают предмет, называют и характеризуют его: "Это шубка куклы Маши. Она мехо­вая, коричневая". Когда в коробке ничего не останется, воспитатель раскла­дывает вещи и подводит итог: "В коробке лежали шубки, пальто, платья, кос­тюмы, брюки. Лежала одежда. Все эти вещи мы надеваем на наших кукол". (Среди предметов одежды должны быть и такие, названия которых дети пу­тают: шуба - пальто - плащ; брюки - шорты и т. п.)

"Куда что положить?" ("Магазин"). В коробке лежат одежда, обувь, посуда Для кукол. Вынув предмет из коробки, ребенок называет его и говорит, куда надо поместить эту вещь (одежду повесить на плечики, обувь поставить на специальную полочку, посуду - на большой поднос), объясняет: "Поставлю чашку на поднос - туда, где стоит посуда". Среди предметов должны быть два-три, названий которых дети не знают.

Дети четвертого года жизни испытывают определенные трудности в освое­нии цвета. Большинство различают красный, желтый, белый, черный цвета, но путают зеленый с синим; различают и оттенки цветов (оранжевый, серый), но не умеют правильно называть их. Поэтому необходимо регулярно проводить упражнения, способствующие лучшему усвоению знаний о цвете: "Найдите предметы такого же цвета, как мой шарик", "Составьте башенки из одинаковых по цвету колец (кубов)", "На синий поднос положите вещи такого же цвета" и т.п.

 Одна из любимых детских игр - приготовление еды куклам (животным) и кормление их. Однако детям пока недостает жизненных впечатлений, и их действия отличаются однообразием. Поэтому целесообразно проводить ди­дактические игры-занятия "Приготовим салат", "Поучимся заваривать чай", "Сварим овощной суп". Опыт свидетельствует: на этих занятиях малышам следует показывать действия на реальных предметах. Например, воспита­тель рассматривает с детьми сухой чай (заварку), затем высыпает его в чай­ник, заливает кипятком и, прикрыв грелкой, дает возможность настояться. При этом дети не только зрители: они дают советы, сравнивают сухую завар­ку и распаренные чаинки, определяют, что приятнее на вкус: кипяченая во­да или чай, угощают чаем няню или повара.

 Уже в младшем возрасте у детей необходимо формировать бережное от­ношение к книгам.

2.3 Возрастная группа с 5-х до 7-х лет.Предметное окружение. В этом возрасте у детей просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходи­мо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами бли­жайшего окружения. Задача заключается в том, чтобы способствовать на­коплению знаний о предметах, чье назначение - удовлетворять потребно­сти дошкольника в игре, труде, продуктивных видах деятельности. Детей следует продолжать знакомить и с их признаками (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.).

Предметы объединяются детьми по общему существенному признаку -так осваиваются понятия (посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.), которые имеют общую функциональную основу: иг­рушки - играть, одежда - одеваться и т.д.

При ознакомлении с предметным миром необходимо учитывать, что на­звания отдельных предметов, например мебели, дети уже знают, но обобща­ющим словом пользуются редко и с трудом могут объяснить существенный признак. Трудность состоит в том, что у каждого предмета свой способ упо­требления (например, стул используют для сидения, кровать - для сна, шкаф - для хранения одежды и т.п.). Поэтому детей необходимо побуждать груп­пировать, объединять и классифицировать предметы по разным признакам. С этой целью можно использовать дидактические игры типа "игр-определе­ний": "Что лишнее", "Нам игрушки принесли", "Петрушка идет трудиться", "Петрушка в спортивной форме", "Петрушка идет рисовать".

Так, в игре "Петрушка в спортивной форме" детей учат группировать предметы (например, мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, ганте­ли, палочка, мешочек) по назначению (удовлетворение потребности в заня­тиях спортом). Петрушка приносит картинки с изображением разных (по назначению) предметов и утверждает, что все они нужны для занятий спор­том. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все лишние предме­ты. Петрушка просит показать ему спортивный инвентарь - дети приносят все, что есть в группе. Воспитатель предлагает алгоритм - каждый ребенок называет свой предмет, рассказывает о его назначении и применении.

Необходимо учитывать, что на пятом году жизни у детей увеличивается ин­терес к различению и называнию разных признаков предмета и их описанию. Поможет в этой работе серия "Игры-описания", в том числе "Назови предмет", "Определи место для предмета", "Расскажи Незнайке о любимых предметах".

 В игре "Расскажи Незнайке о любимых предметах" в гости к детям прихо­дит Незнайка с любимой игрушкой. Воспитатель спрашивает у него: что это за игрушка? Какая она? Для чего нужна? Из чего сделана? Кто ее сделал? Не­знайка узнает у детей, какие у них любимые игрушки, вещи, а воспитатель предлагает найти их в группе, принести Незнайке и рассказать о них. Воспи­татель задает алгоритм (символы природного и рукотворного мира, формы, величины, части, функции и т.п.) описания предмета и описывает свой пред­мет. Например, это стол, у него есть крышка, четыре ножки, он белый, за ним можно сидеть, есть и писать, стол сделан из дерева, относится рукотворно­му миру. Дети по очереди описывают свои любимые предметы.

Необходимо расширять представления детей о целесообразности созда­ния предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Дошкольники должны понять, насколько важны высококачественные предметы быта (так, деревянная мебель отличается прочностью, полезна для здоровья; тефлоновая посуда сохраняет качество продукта и т.д.). Нужно побуждать детей опре­делять связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом, устанавливать причинно-следственную связь между предме­том и его пользой (например, холодильник предохраняет продукты от пор­чи; кресло - более удобная для отдыха мебель, чем стул; зубная щетка и зуб­ная паста предохраняют зубы).

Особое отношение у детей вызывает тема "Наши любимые игрушки". Не­обходимо подвести их к представлению о том, что взрослые создают иг­рушки не только для забавы. Техническая игрушка, например, помогает по­знавать мир. Создаваемые педагогом ситуации призваны помочь детям по­нять необходимость игрушки в повседневной жизни.

В течение года дошкольники учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла, фарфора, рассказывать об их свойствах и качествах и аргументировать свои суждения. Ознакомление с материалом надо организовывать, как и прежде, так, чтобы каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и ка­чества. Для детей среднего дошкольного возраста предусматриваются более сложные, чем ранее, экспериментальные действия, состоящие из несколь­ких игровых элементов. В серию "Игры-эксперименты" по ознакомлению с материалом входят такие игры, как "Почему птицы могут летать, а человек нет?", "Узнай все о себе, шарик", "На чем полетят человечки", "Дерево умеет плавать", "Незнайкин клад", "Удивительное стекло".

Например, в игре "Узнай все о себе, шарик" в детский сад прилетает воздуш­ный шарик. Он хочет, чтобы дети рассказали ему о нем все, что они знают, по­тому что он знает только одно: он шарик. Взрослый предлагает помочь шари­ку узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют шарику, что он ре­зиновый, на практике выясняют, что резина мягкая, гладкая. Затем показыва­ют, каким шарик может быть маленьким (сдувают воздух). Шарик возмущает­ся, просит вновь надуть его. Взрослый надувает шарик и предлагает каждому ребенку сделать то же. Появляется много воздушных шариков. Дети вместе с воспитателем выясняют, что резина эластичная, растягивается, и говорят ша­рику, что его называют воздушным, потому что у него внутри воздух. Шарик просит вымыть его. Дети моют шарик, уточняют, что резина стала сверху мо­крой. Сравнивают ее с бумагой, тканью (бумага намокает, разрывается; ткань намокает, но не разрывается), вытирают шарик (он опять сухой), выясняют, попала ли внутрь вода (нет). Детей подводят к пониманию: резина не пропус­кает воду она водонепроницаемая. Называют предметы, которые человек сде­лал из резины (сапоги, перчатки), объясняют их назначение. Дети вместе с взрослым проводят опыт с перчатками: надевают на руки, опускают их в воду, потом снимают перчатки - руки сухие. Шарик предлагает детям назвать все, что сделано из резины. Затем шарик прощается и улетает.

Детям предлагают разные задания на определение материала. Дают каранда­ши, детали из строительного набора, матрешки, грибочки и др., предлагают на­звать их, определить, чем эти объекты похожи друг на друга. Задают наводящие вопросы ("Может быть, предметы одинакового цвета? Одинаковой формы?"), постепенно подводят к выводу: все предметы, сделанные из дерева, деревянные.

Особое внимание следует уделить объяснению целесообразности изго­товления конкретного предмета из определенного материала (корпус ма­шин - из металла, шины - из резины, мебель - из дерева, зонт - из водоне­проницаемой ткани и т.д.).

Необходимо помнить: игры, используемые для ознакомления с предмет­ным окружением, имеют следующие цели: побуждать детей выполнить ряд последовательных действий (проводить опыты), развивать умение анализи­ровать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами, ус­танавливать причинно-следственные связи (в том числе между пользой предмета и его использованием, между строением предмета и способом его употребления). 

 На пятом году жизни у детей появляется интерес к истории предмета. Они способны понять: каждый из них имеет прошлое и настоящее (бревно - табу­рет - стул - кресло и тд.). С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, "Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча"), кото­рые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.

У детей продолжают формировать представление о пространственных отношениях и соответствующий словарь: слева, справа, между около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле, за, в, на, у. Учат ориентировать­ся "от себя" ("Впереди меня дверь, сзади окно, справа шкаф", "Рядом со мной сидит Игорек"). В этих целях используются специальные дидактические уп­ражнения типа "Расскажи, что слева от тебя, а что справа (впереди, сзади)"; "Кто что-нибудь заметил слева?".

 На занятиях и в повседневной жизни воспитатель расширяет знания де­тей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теп­лоход). Форма занятий варьируется в зависимости от цели и программного содержания. Ведущими методами работы являются эвристические и позна­вательные беседы, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций и др.

В течение года с помощью специально создаваемых воспитателем обра­зовательных ситуаций детей знакомят с правилами дорожного движения (переходить улицу только на зеленый цвет и только по пешеходной дорож­ке - "зебре").

3.Рукотворный мир. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень технического прогресса, развития общества. Предметы, окружающие ребенка,  разнообразны по свойствам,  качествам,  функциям,  что раскрывает возможность осознать их видовое своеобразие, назначение, ценность по таким признакам как форма, материал, цвет, целесообразность использования,  соразмерность окружающим предметам, особенности создания. Дети старшего дошкольного возраста способны осознать, что человек направленно изменяет предметы: делает их полезными, более удобными придумывает варианты преобразования вещей для более полного удовлетворения своих потребностей. Проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики. Вклад в изучение процесса освоения детьми мира предметов внесли такие ученые как Л.А. Венгер, O.В. Дыбина-Артамонова, А.В. Запороожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, Л.Г. Pозенгарт-Пупко, М.В. Крулехт. «Предметный мир» в их исследованиях выступает как совокупность предметов, характеризующихся формой, цветом, величиной, строением, функцией, назначением. Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей А.Н. Леонтьева, С.П. Новоселовой, В.Я. Кисленко, O.В. Дыбиной, рассматривающих предмет как орудие в игровой деятельности ребенка, как источник познания. Иной подход к предмету 12 осуществляют Н.А. Ветлугина, Е.А. Флеpина, Г.Н. Пантелеев и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда». Понимание многообразия окружающей действительности и ее осознание происходит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. Существуют разнообразные классификации предметного мира. О.В. Дыбина - Артамонова считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов. Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними. Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он действует с ними, видит их многообразие. Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, т.к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Такая представленность предметной среды (включенность продуктов творческой деятельности взрослых, удовлетворяющих разные потребности ребенка) содержит большое количество возможностей для познавательной и практической активности детей, для реализации задач социально-нравственного развития. Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к вещному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно -  личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру Ребенок дошкольного возраста с самых первых дней 13 своего рождения становится «открывателем мира». При этом каждодневно он делает множество субъективных открытий, т.е. открытий для себя. В процессе изучения себя и окружающего мира перед ребенком дошкольником встает значительное количество проблем разной сложности. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. Степень развития интеллектуальной сферы дошкольников во многом зависит от их познавательной активности, инициативы, познавательной мотивации, которые в будущем могут стать чертами личности и сформировать устойчивый познавательный интерес «ко всему новому и неизведанному». Таким образом, предметный мир выполняет информативную, эмоциогенную и регуляторную функции, которые создают условия для формирования у детей представлений о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек - предмет» и «ребенок – предмет» и познания социальной действительности. Проектная деятельность становится для детей инструментом успешного познания. Так исследователи Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса доказали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом происходит развитие познавательной сферы ребенка, его личностный рост, появляется стремление к выполнению оригинальных творческих работ, дети приобретают навыки продуктивного взаимодействия друг с другом, способность слушать и выражать собственное отношение к окружающему. Дети становятся так же интересными партнерами для родителей в совместной деятельности. Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская,  гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. В 14 1989 г. появляется исследование по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положившее начало этой важной отрасли педагогики. Суть педагогического проектирования состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования. Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - многоступенчатая деятельность. Кем бы она ни осуществлялась, какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа проектирования: моделирование; проектирование; планирование.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.