Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экологию рассматривают как науку и учебную дисципли­ну, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой по­нимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ н



Экологию рассматривают как науку и учебную дисципли­ну, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой по­нимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.

Термин «экология» был введен в употребление немецким есте­ствоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году и в дословном переводе с греческого обозначает науку о доме (ойкос - дом, жилище; логос - учение).

По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания (доме) или окружающей среде. Последнее в осно­ве правильно с той, однако, существенной поправкой, что среду нельзя рассматривать в отрыве от организмов, как и организмы вне их среды обитания. Это составные части единого функциональ­ного целого, что и подчеркивается приведенным выше определе­нием экологии как науки о взаимоотношениях организмов и среды.

Такую двустороннюю связь важно подчеркнуть в связи с тем, что это основополагающее положение часто не доучитывается: экологию сводят только к влиянию среды на организмы. Ошибоч­ность таких положений очевидна, поскольку, как будет показано ниже, именно организмы сформировали современную среду. Им же принадлежит первостепенная роль в нейтрализации тех воздействий на среду, которые происходили и происхо­дят по различным причинам.

Концептуальные основы дисциплины. С момента появле­ния «Экология» развивалась в рамках биологии практически на про­тяжении целого века - до 60-70-х годов настоящего столетия. Че­ловек в этих системах, как правило, не рассматривался - полага­лось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биоло­гическим, а социальным закономерностям и являются объектом общественно-философских наук.

В настоящее время термин «экология» существенно трансформиро­вался. Она стала больше ориентированной на человека в связи с его исключительно масштабным и специфическим влиянием на среду.

Сказанное позволяет дополнить определение «экологии» и назвать задачи, которые она призвана решать в настоящее время. Совре­менную экологию можно рассматривать как науку, занимаю­щуюся изучением взаимоотношений организмов, в том чис­ле и человека, со средой, определением масштабов и допус­тимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кри­зиса, который приобрел (или приобретает) глобальные мас­штабы - в пределах всей планеты Земля.

Становится все более ясным, что человек очень мало знает о сре­де, в которой он живет, особенно о механизмах, которые формируют и сохраняют среду. Раскрытие этих механизмов (закономерностей) -одна из важнейших задач современной экологии и экологического об­разования. Ясно, что она может решаться лишь при условии изучения не только «Дома», но и его обитателей, их образа жизни.

Содержание термина «экология», таким образом, приобрело социально-политический, философский аспект. Она стала проникать практически во все отрасли знаний, с ней связывается гуманизация естественных и технических наук, она активно внедряется в гуманитарные области зна­ний. Экология при этом рассматривается не только как самостоятель­ная дисциплина, а как мировоззрение, призванное пронизывать все на­уки, технологические процессы и сферы деятельности людей.

Признано поэтому, что экологическая подготовка должна идти, по крайней мере, по двум направлениям через изучение специаль­ных интегральных курсов и через экологизацию всей научной, про­изводственной и педагогической деятельности.

Решению этих крайне актуальных вопросов и призван помочь пред­лагаемый курс. Как отмечено в аннотации, основной целью его явля­ется изложение тех основ экологии, с которыми должен быть знаком каждый обучающийся вне зависимости от его специальности. Сказан­ное не исключает, а полагает, что вопросы, ориентированные на конк­ретные отрасли знаний, должны рассматриваться в специальных эколо­гических курсах. Ясно, что без основательной общеэкологической под­готовки экологизация образования, как и деятельности человека, прак­тически невозможна, а если она и проводится - то либо не достигает цели, либо имеет результат, противоположный ожидаемому, так как ба­зируется на случайных, часто фрагментарных положениях, что недопу­стимо для системной науки, к рангу которой относится «Экология».

Наряду с экологическим образованием существенное внимание уделяется экологическому воспитанию, с которым связывается бережное отношение к природе, культурному наследию, социальным благам. Без серьезного общеэкологического образования решение этой задачи также весьма проблематично.

Между тем, став в своем роде модной, экология не избежала вульгаризации понимания и содержания. В ряде случаев экология становится разменной монетой в достижении определенных поли­тических целей, положения в обществе.

В разряд экологических нередко возводятся вопросы, относящи­еся к отраслям производства, видам и результатам деятельности человека, просто если к ним добавляют модное слово «экология». Так появляются несуразные выражения, в том числе и в печати, типа «хорошая и плохая экология», «чистая и грязная экология», «ис­порченная экология» и др. Это равнозначно присвоению таких же эпитетов математике, физике, истории, педагогике и т. п.

По этому же принципу ранг экологии присваивается многим раз­делам гуманитарных (философии, социологии, экономики) и есте­ственных наук (биологии, естествознания, географии).

Несмотря на отмеченные неясности и издержки в понимании объ­ема, содержания и использования термина «экология», несомненным остается факт ее крайней актуальности в настоящее время.

Предлагаемая первая часть учебника («Общая экология») является теоретической базой второй («Социальная и прикладная экология»), кото­рая, в свою очередь, является логическим продолжением первой. В та­ком случае более частные вопросы рассматриваются в ранге отдельных проблем названных выше двух крупных разделов (частей). Так, напри­мер, во второй части пособия рассматриваются экологические проблемы (но не «экологии») промышленности, земельных ресурсов, продовольствия, водных ресурсов, городов, энергетики, народонаселения, состояния сре­ды и здоровья и др.

В обобщенном виде «Общая экология» изучает наиболее об­щие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.

«Социальная экология» рассматривает взаимоотношения в си­стеме «общество - природа», специфическую роль человека в си­стемах различного ранга, отличие этой роли от других живых су­ществ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природопользования.

«Прикладная экология» призвана решать конкретные вопро­сы природопользования, определять допустимые нагрузки на сре­ду, разрабатывать методы управления природными системами (эко­системами) и способы «экологизации» различных видов деятель­ности человека.

С точки зрения основного содержания предмета «Общая эколо­гия» есть не что иное, как экология природных систем и уче­ние о природной среде, а «Социальная и прикладная эколо­гия» - экология измененных человеком природных систем и среды, или экология природно-антропогенных систем и уче­ние о природно-антропогенной (иногда техногенной) среде.

Краткий исторический очерк. Общеэкологические подходы к рассмотрению и оценке природных явлений имеют длительную исто­рию. По сути своей в значительной мере экологичными были труды первых ученых-естествоиспытателей, искавших зависимости между свойствами живых существ и условиями обитания: Аристотель (384-322 г. до н. э.), его ученик-ботаник Теофраст (371-280 г. до н. э.). Много ценных материалов поставили исследователи-натуралисты, за­нимавшиеся описанием и систематизацией растений и животных.

Особо следует выделить труд Ч. Дарвина «Происхождение ви­дов» (1859), в котором большое внимание уделяется приспособлени­ям (адаптациям) и взаимоотношениям организмов. Э. Геккель, вво­дя термин «экология», отмечал, что одной из задач данной науки яв­ляется исследование всех тех взаимоотношений организмов, кото­рые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование.

Из отечественных ученых наиболее существенный вклад в раз­витие отдельных разделов общей экологии и прежде всего систем­ный взгляд на природные явления внесли исследования почвоведа-географа В. В. Докучаева (1846-1903) и его школы (Г. Ф. Морозов, Г. Н. Высоцкий, В. И. Вернадский и др.). В. В. Докучаев показал тесную взаимосвязь живых организмов и неживой природы на при­мере почвообразования и выделения природных зон. Г. Ф. Морозов (1867-1920) раскрыл всесторонние связи в лесных сообществах и рассмотрел их как единые системы, включающие весь свойствен­ный им комплекс живых организмов и условий обитания, их средообразовательную роль. В этом же направлении, но применительно к решению конкретных вопросов степного лесоразделения, проводил свои исследования ботаник, почвовед, географ Г.Н.Высоцкий (1865-1940).

В. И. Вернадский (1863-1945) системный подход применил к рас­крытию основополагающих геологических явлений и их эволюции, показал определяющую роль живых организмов и продуктов их жиз­недеятельности в этих явлениях, стал автором учения о биосфере и закономерностях ее существования, устойчивости и развития.

Оригинальны и интересны исследования В. Н. Сукачева (1880-1967), посвятившего многие годы комплексному изучению лесных систем (сообществ), результатом чего явилось всесторон­нее рассмотрение единства и взаимообусловленности природных явлений, живой и неживой материи. Им в 1942 г. введен в науку термин «биогеоценоз», раскрыто его содержание.

Несколько раньше (в 1935 г.) подобные идеи сформулировал ан­глийский ботаник-эколог А. Тенсли и ввел в науку термин «экосис­тема», дал его определение. В настоящее время эти понятия явля­ются определяющими для экологии как науки.

В числе других ученых, которые либо развивали, либо обогаща­ли различные аспекты общей экологии как науки (многие из них являются авторами учебников и учебных пособий), следует назвать Д. Н. Кашкарова, Ч. Элтона, Н. П. Наумова, С. С. Шварца, М. С. Гилярова - труды по вопросам экологии животных; А. П. Шенникова, Ф. Клементса, В. Лархера и др. - комплекс работ по эколо­гии растений; Г. Одума, Ю. Одума, Р. Уиттекера, Р. Риклефса, М. Бигона и др., Р. Дажо, Н. М. Чернову, А. М. Былову, В. А. Радкевича, И. Н. Пономареву, И. А. Шилова и др. - учебники и учеб­ные пособия по проблемам общей экологии.

Одно из первых высказываний, относящихся к сфере социальной экологии, принадлежит французскому естествоиспытателю-эволю­ционисту Жану-Батисту Ламарку (1744-1829). Он, наряду с рас­крытием ряда закономерностей влияния среды на организмы, впер­вые обратил серьезное внимание на специфическую роль человека и ее возможные катастрофические последствия. Он писал: «Мож­но, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Это высказывание перекликает­ся с «Пророчествами» Леонардо да Винчи (1452-1519), предрекавшего появление существ, результаты деятельности которых «... ничего не оставят ни на земле, ни под водой, что не было бы преследуемо и не подвергалось искоренению...».

Различные аспекты экологии и смежных с ней дисциплин содер­жатся в трудах и учебниках М. И. Будыко, Н. Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А. В. Яблокова, Б. Г. Розанова, Б. Коммонера, а также в переведенных в последнее время на русский язык обстоятельных сводках по вопросам различных проблем экологии Б. Небела, Т. Миллера, П. Ревелля, Ч. Ревелля, Л. Р. Брауна и других авторов. Следует также обратить внимание на оригинальный труд «Пробле­мы экологии России», авторами которого являются К. С. Лосев, В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев и другие ученые.

В целом основная задача курса сводится к формированию об­щих основ системного взгляда на природные и техногенные про­цессы как базы для оптимизации деятельности и поведения чело­века в окружающем мире с целью поиска путей относительно ста­бильного, а в дальнейшем и устойчивого развития общества, к чему призвала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

На первый взгляд, казалось бы, возможно при знакомстве с эко­логией как дисциплиной ограничиться ее прикладными аспектами и прежде всего мероприятиями по оздоровлению среды, которые сводятся в конечном счете к определенной системе технологичес­ких требований, административных запретов и санкций. Однако та­кой подход недостаточен и односторонен, поскольку не позволяет видеть глубинные причины сложившейся экологической ситуации и тем более обоснованно прогнозировать возможные и часто труд-нопредсказуемые последствия планируемых или осуществляемых действий, в том числе и с самыми благими намерениями. Поэтому крайне важно рассмотреть основные положения общей экологии, которая, как отмечалось, является теоретической основой для ре­шения проблем рационального природопользования и охраны при­роды, базовой для социальной и прикладной экологии, а также для других, более частных экологических дисциплин.

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ

I.1. Основные понятия

Основным понятием и основной таксономической единицей в эко­логии является «экосистема». Этот термин, как упоминалось выше, введен в употребление А. Тенсли в 1935 г., т. е. более полувека спу­стя после выделения экологии как отрасли научных знаний (1866).

Под экосистемой понимается любая система, состоящая из живых существ и среды их обитания, объединенных в еди­ное функциональное целое. Основные свойства экосистем -способность осуществлять круговорот веществ, противосто­ять внешним воздействиям, производить биологическую продукцию. Выделяют обычно экосистемы различного ранга: от микроэкосистем (небольшой водоем, труп животного с населяю­щими его организмами или ствол дерева в стадии разложения, ак­вариум и даже лужица или капля воды, пока они существуют и в них присутствуют живые организмы, способные осуществлять кру­говорот веществ); мезоэкосистемы (лес, пруд, река и т.п.); макро­экосистемы (океан, континент, природная зона и т. п.) и глобальная экосистема - биосфера в целом.

Таким образом, более крупные экосистемы включают в себя экосистемы меньшего ранга. Образное (шутливое) определение экосистемы дал географ и писатель Г. К. Ефремов: это любое при­родное образование - «от кочки до оболочки» (географической).

Близкий по содержанию смысл вкладывается в термин «биогеоценоз», введенный в литературу академиком В. Н. Сукаче­вым несколько позднее, чем «экосистема» - в 1942 г.

Небольшие различия, которые свойственны этим терминам бу­дут рассмотрены в разд. IV. 1 (часть I).

Экосистемы (биогеоценозы) обычно включают два блока. Пер­вый из них состоит из взаимосвязанных организмов разных видов и носит название «биоценоз» (термин введен немецким зоологом К. Мебиусом в 1877 г.), второй блок составляет среда обитания, которую в данном случае называют «биотоп» или «экотоп».

Каждый биоценоз состоит из множества видов, но виды входят в него не отдельными особями, а популяциями или их частями. Популяция - это относительно обособленная часть вида (состоит из осо­бей одного вида), занимающая определенное пространство и способ­ная к саморегулированию и поддерживанию оптимальной численнос­ти особей. Каждый вид в пределах занимаемой территории (ареала), таким образом, распадается на популяции. Размеры их различны. В таком случае можно сказать, что биоценоз - это сумма взаимосвя­занных между собой и с условиями среды популяций разных видов.

В экологии часто пользуются также термином «сообщество». Содержание этого термина неоднозначно. Под ним понимается и совокупность взаимосвязанных организмов разных видов (синоним биоценоза), и аналогичная совокупность только растительных (фи­тоценоз, растительное сообщество), животных (зооценоз) организ­мов или микробного населения (микробоценоз).

Системность экологии. Экология как наука рассматривает си­стемы, звенья и члены которых находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Из этого вытекает необходимость учета мно­жества факторов при анализе тех или иных экологических явлений и тем более при планировании любых вмешательств в экосисте­мы. Такой подход, в свою очередь, невозможен без комплексного метода изучения, оценки и решения тех или иных экологических задач. По этим же причинам очевидна тесная связь экологии с дру­гими науками, сведениями из которых необходимо не только распо­лагать, но и уметь их грамотно использовать. К таким наукам от­носятся: биология, география, почвоведение, гидрология, химия, физика и другие отрасли знаний. Важно также уметь пользоваться необходимой информацией из различных отраслей хозяйства и свой­ственных им технологических процессов.

Говоря о системных явлениях, важно познакомиться с видами систем, общими положениями теории систем. Обычно различают три вида систем: 1) изолированные, которые не обмениваются с соседними ни веществом, ни энергией, 2) закрытые, которые об­мениваются с соседними энергией, но не веществом (например, космический корабль), и 3) открытые, которые обмениваются с соседними и веществом, и энергией. Практически все природные (экологические) системы относятся к типу открытых.

Существование систем немыслимо без связей. Последние де­лят на прямые и обратные. Прямой называют такую связь, при которой один элемент (А) действует на другой (В) без ответной реакции. Примером такой связи может быть действие древесного яруса леса на случайно выросшее под его пологом травянистое растение или действие солнца на земные процессы. При обратной связи элемент В отвечает на действие элемента А. Обратные свя­зи бывают положительными и отрицательными. И те и другие играют существенную роль в экологических процессах и явлениях.

Положительная обратная связь ведет к усилению процесса в одном направлении. Пример ее - заболачивание территории, на­пример, после вырубки леса. Снятие лесного полога и уплотнение почвы обычно ведет к накоплению воды на ее поверхности. Это, в свою очередь, дает возможность поселяться здесь растениям-влагонакопителям, например сфагновым мхам, содержание воды в которых в 25-30 раз превышает вес их тела. Процесс начинает дей­ствовать в одном направлении: увеличение увлажнения - обедне­ние кислородом - замедление разложения растительных остатков - накопление торфа - дальнейшее усиление заболачивания.

Отрицательная обратная связь действует таким образом, что в ответ на усиление действия элемента А увеличивается противо­положная по направлению сила действия элемента В. Такая связь позволяет сохраняться системе в состоянии устойчивого динами­ческого равновесия. Это наиболее распространенный и важный вид связей в природных системах. На них прежде всего базируется устойчивость и стабильность экосистем. Пример такой связи - вза­имоотношение между хищником и его жертвой. Увеличение чис­ленности жертвы как кормового ресурса, например полевых мы­шей для лис, создает условия для размножения и увеличения чис­ленности последних. Они, в свою очередь, начинают более интен­сивно уничтожать жертву и снижают ее численность. В целом чис­ленность хищника и жертвы синхронно колеблется в определенных границах. Второй пример. В истории биосферы имели место явле­ния локального увеличения содержания углекислого газа в ат­мосфере, например, при извержении вулканов. За этим следовало повышение интенсивности фотосинтеза и связывание углекислоты в органическом веществе, а также более интенсивное поглощение ее океаном. Третий пример. В природе закономерны периодичес­кие повышения уровней почвенно-грунтовых вод. За этим следует увеличение их контакта с корневыми системами растений, повы­шение расходования на испарение растительностью (транспирацию) и возвращение уровней грунтовой воды в исходное состояние.

Одно из отрицательных проявлений деятельности человека в природе связано с нарушением этих связей, что может привести к разрушению экосистем или переходу их в другое состояние. На­пример, умеренное загрязнение водной среды органическими и био­генными (необходимыми для жизнедеятельности организмов) ве­ществами обычно сопровождается интенсификацией деятельнос­ти организмов, потребляющих эти вещества, результатом чего яв­ляется самоочищение водоемов. Перегрузка же среды загрязняю­щими веществами на определенном этапе ведет к угнетению или уничтожению организмов-санитаров, переводу установившихся обратных связей в прямые, переходу системы на другой уровень. В результате неизбежным становится прогрессирующее загрязне­ние, обеднение водной среды кислородом и превращение чистых озерных или текущих вод в системы болотного типа.

Универсальное свойство экосистем - их эмерджентность (англ. эмердженс - возникновение, появление нового), заключающееся в том, что свойства системы как целого не являются простой сум­мой свойств слагающих ее частей или элементов. Например, одно дерево, как и редкий древостой, не составляет леса, поскольку не создает определенной среды (почвенной, гидрологической, метео­рологической и т. д.) и свойственных лесу взаимосвязей различных звеньев, обусловливающих новое качество. Недоучет эмерджент-ности может приводить к крупным просчетам при вмешательстве человека в жизнь экосистем или при конструировании систем для выполнения определенных целей. Например, сельскохозяйственные поля (агроценозы) имеют низкий коэффициент эмерджентности и поэтому характеризуются крайне низкой способностью саморегу­лирования и устойчивости. В них, вследствие бедности видового состава организмов, крайне незначительны взаимосвязи, велика вероятность интенсивного размножения отдельных нежелательных видов (сорняков, вредителей).

Энергетические процессы в экосистемах подчиняются пер­вому и второму началам термодинамики. В соответствии с ними энергия не возникает и не исчезает, она лишь переходит из одной формы в другую (первое начало термодинамики). При этом часть энергии при любых ее превращениях рассеивается (теряется) в виде тепла (второе начало термодинамики). Мерой необратимого рассе­ивания энергии является энтропия (греч. эн - внутрь, тропе - пре­вращение). Последнюю можно характеризовать и через степень упо­рядоченности системы. Так, живые организмы и нормально функци­онирующие экосистемы характеризуются высокой степенью упоря­доченности слагающих их элементов. Они сохраняют (поддержива­ют) определенный уровень энергии и тем самым противостоят энт­ропии. Мертвый организм характеризуется максимальной неупоря­доченностью элементов (структур), в результате чего приходит в равновесие с окружающей его средой (температура его тела вырав­нивается с температурой среды, составляющие его химические эле­менты и соединения включаются в процессы круговорота и стано­вятся частью среды). Это значит, что организм как система прихо­дит в состояние полной неупорядоченности, максимальной энтропии. Показатель, противоположный энтропии, носит название негэнтропии. Чем выше организованность системы (упорядоченность), тем значительнее ее негэнтропия. Опасно любое вмешательство в сис­тему, которое ведет к снижению ее негэнтропии, а следовательно, устойчивости и способности противостоять внешним возмущениям.

Основным свойством нормально функционирующих природных экосистем является способность извлекать негэнтропию из внешней среды (солнечную энергию) и тем самым поддержи­вать свою высокую упорядоченность.

Деятельность человека, если она превышает определенные пре­делы, ведет к снижению негэнтропии систем, а следовательно, уменьшает их способность поддерживать себя в устойчивом со­стоянии вплоть до перехода к полной неупорядоченности (макси­мальной энтропии) и гибели.

Видный американский эколог Б. Коммонер сделал удачную попыт­ку обобщить системность экологии как науки в виде четырех законов. Эти законы в основе своей не новы, но впервые сформулированы в образной простой форме. Их соблюдение - обязательное условие лю­бой экологически обусловленной деятельности человека в природе.

Первый закон Коммонера отражает по сути своей всеобщую связь процессов и явлений в природе и звучит так: «Все связано со всем». Второй закон базируется на положении сохранения вещества и энер­гии: «Все должно куда-то деваться». Какой бы ни была высокой труба завода, она не может выбрасывать отходы производства за пре­делы биосферы. В такой же мере загрязнители, попадающие в реки, в конечном счете оказываются в морях и океанах и с их продуктами возвращаются к человеку в виде своего рода «экологического буме­ранга». Третий закон ориентирует на действия, согласующиеся с при­родными процессами, сотрудничество с природой, или коадаптацию (лат. ко - с, вместе; адаптацио - приспособление), вместо покорения человеком природы, подчинения ее своим целям: «Природа знает лучше». Сущность четвертого закона заключается в ориентации че­ловека на то, что любое его действие в природе не остается бесслед­ным, мнимая выгода часто оборачивается ущербом, а охрана приро­ды и рациональное использование природных ресурсов немыслимы без определенных экономических затрат. Звучит этот закон так: «Ничто не дается даром». Дешевому природопользованию не должно быть места. Если не заплатим за него мы, то в многократном размере это должны будут сделать пришедшие нам на смену поколения.

Другие термины и понятия, а также закономерности (правила, прин­ципы) экологии, важные для решения социальных и прикладных ее за­дач, будут рассмотрены во второй части работы (см.разд.1.2 и 1.3).

I.2. Структура общей экологии

В «Общей экологии» обычно выделяют несколько взаимосвя­занных разделов, которые иногда рассматривают как отдель­ные дисциплины (табл. 1). Это: учение о факторах среды и за­кономерностях их действия на организмы (факториальная эко­логия); экология на уровне взаимоотношения отдельных орга­низмов и среды (экология организмов, или аутэкология); эколо­гия взаимосвязанных и относительно обособленных групп орга­низмов одних и тех же видов (популяционная, или демографи­ческая, экология), экология взаимосвязанных популяций различ­ных видов между собой (учение о биоценозах). Если биоценозы рассматриваются во взаимосвязи со средой обитания (как еди­ная система), то этот раздел выделяется в учение об экосисте­мах или биогеоценозах. Основополагающим и высшим рангом экологии является учение о биосфере как наиболее крупной (гло­бальной) экосистеме.

Таблица 1

Структура «Общей экологии»

В настоящем общеобразовательном курсе мы познакомимся с теми основными положениями «Общей экологии», которые состав­ляют базу для понимания наиболее существенных моментов функ­ционирования разных природных экосистем и биосферы в целом, раскрывают роль живых организмов (живого вещества, по В. И. Вернадскому) в создании, сохранении и стабилизации при­родной среды; рассматривают механизмы, обусловливающие ус­тойчивость природных систем различного ранга, и другие осново­полагающие проблемы. На этом фоне существенно увеличивается возможность научно обоснованного решения конкретных вопросов прикладной и других разделов экологии, ориентированных на чело­века, а также осуществление основного требования экологизации природопользования и других видов деятельности человека: «мыс­лить глобально, действовать локально».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.