Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основы конфликтологии.



Основы конфликтологии.

Деловое общение не всегда протекает гладко. Далеко не всегда удаётся сразу же найти полное взаимопонимание с собеседником. Главное не допустить, чтобы нормальный спор, дискуссия, диспут по деловым, политическим, научным вопросам перерос в межличностную конфронтацию.

Поскольку искусство ведения спора приобретает для каждого из нас все большее значение, то есть все основания для того, чтобы разобраться в его сущности, сравнить его с близкими понятиями.

Слово “диспут” происходит от лат. disputo – рассуждаю. В тех случаях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, общественных, религиозных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем.

Слово “дискуссия” происходит от лат. discussio - рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно понимается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия иногда рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы, который вклинивается в контекст, например, семинарского занятия.

Слово “полемика” происходит от греч. polemikos - враждебный, воинствующий. Нетрудно понять, что для полемики также характерна процедура спора, но спора, приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений и подходов в решении определенных проблем.

Известно, что дискуссии и диспуты чаще всего ведут к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины. Цель же полемического спора - одержать победу над противником, во что бы то ни стало, используя все возможные средства.

Спор - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.

В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного обсуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.

Андреев В. И.  выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора.

•   Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точке зрения другого или других собеседников, участников спора.

•   Логический подход к ведению спора, для которого характерен жесткий логический анализ и аргументация. Следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.

•   Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

•   Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.

•   Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах в позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

•   Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических целей, которые скрыты от собеседников.

Цели ведения спора могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

•   обсудить все возможные варианты решения проблемы;

•   выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;

•   привлечь к проблеме внимание заинтересованных и компетентных лиц;

•   опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблем;

•   привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;

•   оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:

•   расколоть участников спора на две непримиримые группы;

•   завести решение проблемы в тупик;

•   опорочить идею и ее авторов;

•   повести спор по ложному пути, используя заведомо ложную информацию.

Характер противоречий в споре нередко зависит от обсуждаемого вопроса, эмоционального фона при его обсуждении, психологической межличностной совместимости двух спорящих и от прочности и опыта профессиональных отношений.

Критика в споре.

Довольно часто споры сопровождаются всевозможными видами критики.

Словарь определяет критику как “обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки”. Но не всегда дело доходит до обсуждения. Критикой можно назвать и “отрицательное суждение о чем-либо”. Наконец, к предмету разговора имеют некоторое отношение и критическая реплика, и аргумент в споре. Точные, убедительные аргументы способны решить исход дела.

Критикуя кого-либо, позаботьтесь о том, чтобы из ваших слов было ясно:

•   в чем суть дела;

•   кто виноват в случившемся;

•   что нужно сделать, чтобы исправить положение;

•   как предотвратить подобное в будущем.

Критикуя, полезно упомянуть о  способностях и возможностях собеседника. В таком случае шансы, что он воспримет ваши слова по-деловому, возрастут. Показывайте пример самокритичности. Это поможет оппоненту стать вашим союзником. Постарайтесь, чтобы человек понял, что ему лично выгоднее следовать вашим советам, чем пренебрегать ими.

Критикующему запрещается:

•   сводить разговор к отрицанию.

•   делать выводы, не зная всех обстоятельств;

 •  лишать собеседника возможности возразить;

•   унижать его достоинство;

•   напоминать человеку о старых ошибках;

•   недобросовестная аргументация (преувеличения, использование авторитетов, взывание к чувствам, искажение позиций).

 

Д/з.

1. Заполнить таблицу

Вид спора Характеристика
Диспут
Дискуссия
Полемика

2.Спор, цели спора, варианты протекания спора – конспект (до 12.11).

3. Критика в споре – читать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.