|
|||
Основные понятия теории надежности1.1. Основные понятия теории надежности Основные термины, понятия и определения приведены в ГОСТ 27.002- 89 «Надежность в технике. Термины и определения». Надежность– свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выпол- нять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, тех- нического обслуживания, хранения и транспортирования. В определении имеются следующие особенности. Во-первых, подчеркнута непрерывность выполнения объектом заданных функций. Нет смысла говорить о надежности объекта в период проведения на нем профилактических, ремонтных работ, замены изношенных элементов и других мероприятий с остановкой объекта. Объект в это время не выполняет заданных функций. Во-вторых, в определение надежности включено понятие «установлен- ные пределы». Сложная система при отказе отдельных элементов или подси- стем может сохранить свою работоспособность и выполнить функциональ- ное предназначение, но с меньшей эффективностью. В-третьих, надежность объекта целесообразно определять за определен- ные промежутки времени или наработку. То есть за время до прекращения эксплуатации. Надежность является сложным комплексным свойством, которое в зави- симости от назначения объекта и условий его применения может включать свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемо- сти или определенные сочетания этих свойств. Безотказность– свойство объекта непрерывно сохранять работоспо- собное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Если нас интересуют возможность работы объекта до полного исполь- зования его технических возможностей, применяется понятие долговечно- сти. Долговечность– свойство объекта сохранять работоспособное состоя- ние до наступления предельного состояния при установленной системе тех- нического обслуживания и ремонта. После отказа работоспособность объекта, как правило, может быть восстановлена. Поэтому в характеристику надежности введено понятие, определяющее пригодность объекта к ремонту – ремонтопригодность. Ремонтопригодность– свойство объекта, заключающееся в приспособ- ленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния пу- тем технического обслуживания и ремонта. Изменение состояния объекта возможно не только во время его исполь- зования, но и при хранении на складе, при транспортировании и т.д. Есть случаи, когда после транспортирования объект либо вовсе теряет свою ра- ботоспособность, либо его показатели настолько снижаются, что он практи- чески становится не пригодным к эксплуатации. Это свойство объекта ха- рактеризуется свойством сохраняемости. Сохраняемость– свойство объекта сохранять в заданных пределах зна- чения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требу- емые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования. В процессе применения, хранения, транспортирования, технического об- служивания и ремонта технический объект может находиться в одном из не- скольких состояний. Исправноесостояние – состояние объекта, при котором он соответ- ствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Неисправноесостояние – состояние объекта, при котором он не соот- ветствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Неисправный объект, в свою очередь, может находиться в следующих состояниях – работоспособном, неработоспособном и предельном. Работоспособноесостояние – состояние объекта, у которого значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функ- ции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) кон- структорской (проектной) документации. Неработоспособноесостояние – состояние объекта, при котором зна- чения хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Предельное состояние– состояние объекта, при котором его даль- нейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо приведение его в работоспособное состояние невозможно или нецелесообразно. Дополнительно для систем железнодорожной автоматики и телемехани- ки (СЖАТ) различают два вида неработоспособного состояния: защитное и опасное состояние. Защитное состояние– неработоспособное состояние объекта, при ко- тором значения всех параметров, характеризующих его способность выпол- нять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, со- ответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации. Опасное состояние– неработоспособное состояние объекта, при кото- ром значение хотя бы одного параметра, характеризующего его способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поез- дов, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) кон- структорской документации. Переход объекта из одного состояния в другое происходит вслед- ствие возникновения дефекта, повреждений и отказов, восстановлений и ремонтов. Событие, заключающееся в нарушении исправности объекта, называется дефектом. Если объект переходит в неисправное, но работо- способное состояние, то такой дефект называют повреждением. Если объект переходит в неработоспособное или предельное состояние, то это событие называют отказом. Обратный процесс называется процессом восстановления работоспо- собности. Если объект находился в неработоспособном состоянии, то производится его ремонт. Если объект находится в предельном состоя- нии, то производится его капитальный ремонт, состоящий в замене от- дельных деталей и восстановление его ресурса. Если ремонт экономиче- ски нецелесообразен, производится списание объекта. В соответствии с ГОСТ 27.002-89 объекты разделяются на невосста- навливаемые и восстанавливаемые. Невосстанавливаемым называется объект, для которого в рассматрива- емых условиях восстановление работоспособности не предусмотрено в нормативно-технической документации. Восстанавливаемый объект – объект, для которого проведение восста- новления работоспособного состояния предусмотрено в нормативно- технической и конструкторской документации. 1.2. Классификация и причины возникновения отказов Отказ– событие, которое заключается в нарушении работоспособного состояния объекта. Отказ– событие, после возникновения которого, харак- теристики (параметры) технического объекта выходят за установленные пре- делы. По характеру и скорости изменения параметров объекта до момен- та возникновения отказы делят на внезапные и постепенные. Внезапные отказыхарактеризуются скачкообразным изменением зна- чений одного или нескольких параметров объекта. Причинами внезапных отказов могут быть как естественные постепенные изменения в физической структуре объекта, которые при определенных условиях приобретают лави- нообразный характер, так и условия применения объекта. Внезапный отказ может наступить в любой момент времени. Предвидеть и предупредить его нельзя. Постепенный отказхарактеризуется постепенным изменением значе- ний одного или нескольких параметров объекта. Постепенный отказ являет- ся следствием накопления сравнительно малых и медленных изменений свойств объекта, например, изнашивание поверхностей трения. Постепен- ные отказы можно предвидеть и даже избежать, своевременно заменяя из- ношенные объекты. По типу отказы делят на: - отказы функционирования, при которых прекращается выполнение объектом основных функций (например, поломка зубьев шестерни); - отказы параметрические, при которых параметры объекта выходят за установленные пределы (потеря точности измерения напряжения вольтмет- ром). По наличию причинно-следственной связи отказы делят на: - независимые; - зависимые. Независимый отказ– отказ объекта, возникающий в результате про- цессов, происходящих в его внутренней структуре, и не обусловлен возник- новением отказов других объектов. Зависимые отказыявляются следстви- ем возникновения отказов других объектов. По своей природе отказы могут быть: - случайные, обусловленные непредусмотренными перегрузками, де- фектами материала, ошибками персонала, сбоями системы управления и т.д.; - систематические, обусловленные закономерными явлениями, вызы- вающими постепенное накопление повреждений – усталость, износ, старе- ние, коррозия и т.д. По причине возникновения отказы могут быть - конструкционные; - производственные; - эксплуатационные. Конструкционные отказывозникают в результате ошибок и наруше- ний правил и норм конструирования в период разработки объекта: недоста- точной заданной прочности, неправильного выбора режима, неудачной компоновки объекта. Производственные отказывозникают в результате несовершенства процесса или нарушений технологии изготовления объек- тов. Часто к таким отказам приводит нарушение сортности материалов и других комплектующих объектов. Эксплуатационные отказысвязаны с воздействием недопустимо больших нагрузок, высоких или низких темпера- тур, ударов, тряски и других воздействий, непредусмотренных режимами их эксплуатации. По характеру проявления отказы делят на - явные; - скрытые. Явнымназывают отказ, который мгновенно проявляется при его воз- никновении. Скрытымназывают отказ, который обнаруживается только при проведении профилактических работ. По возможности последующего использования объекта: - полные; - частичные. В случае полного отказа применение объекта до восстановления его ра- ботоспособного состояния невозможно. В случае частичного отказа приме- нение объекта возможно, хотя значение одного или нескольких параметров не будет соответствовать требованиям нормативно-технической документа- ции. По возможности устранения: - устранимые; - неустранимые. При устранимом отказе возможно восстановление системы, как в усло- виях эксплуатирующих подразделений, так и на ремонтных предприятиях. В случае неустранимого отказа система или изделие подлежит списанию и утилизации. По последствиям: - защитные; - опасные. Защитный отказ – это событие, которое заключается в нарушении рабо- тоспособного состояния системы при сохранении защитного состояния. Опасный отказ – это событие, которое заключается в нарушении работоспо- собного и защитного состояний.
|
|||
|