Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 21,22 ЭГС-19-1 08.11.2021г.



Урок 21,22 ЭГС-19-1 08.11.2021г.

Здравствуйте, уважаемые студенты!

Задание: Вам необходимо самостоятельно изучить материал, выполнить задания.

Выполненную работу оформить в тетради и отправить отдельным файлом (электронный документ) в личное сообщение через социальные сети VK или на электронную почту: irapetrovskaa24@gmail.com

Если такой возможности нет, выполненное задание предоставить в распечатанном (рукописном) виде после возобновления занятий.

Тема: Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность встать на защиту Отечества. Требования к моральным, индивидуально­-психологическим и профессиональным качествам личности военнослужащего и призывника.

Цель: рассмотреть основные качества личности военнослужащего, требования к моральным, индивидуально­-психологическим и профессиональным качествам личности военнослужащего и призывника.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

 

Тысячелетия существуют армии. История развития вооруженных сил и вооруженной борьбы неразрывно связана с историей государств. Армия всегда была зеркалом того общества, того народа, того государства, которые она представляла.

Во все времена побеждала единая, более сплоченная армия, действовавшая как одно целое во имя достижения победы, т. е. обладающая какой-то великой силой, объединяющей людей разных взглядов, убеждении и культур в единый организм, проникнутый единым чувством в достижении общей цели — победы над врагом.

Историки, изучавшие историю войн, не раз задавались вопросом, в чем же заключается та могучая непреодолимая сила, которая заставляет воина отрешиться от личной воли, чувства страха и идти в бой, почти на верную смерть. Определение этой силы звучит так — воинская дисциплина. Воинская дисциплина — душа армии, делающая ее тем, чем она должна быть.

Только высокая воинская дисциплина может объединить волю каждого в единую, объединить энергию, храбрость и профессионализм каждой отдельной личности в единое целое и обеспечить в конечном итоге победу в вооруженной борьбе.

 

1. Основные качества личности военнослужащего.

Защита Отечества, согласно Конституции ДНР, является долгом и обязанностью её граждан. Она требует от военнослужащего огромного напряжения физических и духовных сил, постоянного совершенствования морально-боевых качеств. Вспомните примеры из истории и беспримерных подвигах воинов.

Великие полководцы и военачальники неизменно подчёркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Наполеон, например, отмечал, что “духовные силы относятся к физическим как три к одному”. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал А.В. Суворов, а Г.К. Жуков отмечал: “При прочих равных условиях крупнейшие битвы выигрывают воины, которые отличаются железной волей к победе, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой”.

Особое место среди духовных качеств занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм, которые лежат в основе военной системы.

Патриотизм – это любовь гражданина к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Патриотизм воинов Вооруженных Сил ДНР проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.

Долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством, которые всегда связаны с общественными интересами и потребностями людей. Нравственно–правовой нормой поведения военнослужащих является воинский долг, который заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности ДНР, обеспечении ее безопасности, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует от него мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянной работы над повышением своих морально–боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Патриотизм и верность воинскому долгу проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. Они выражаются в постоянной морально–психологической, физической и профессиональной подготовке к вооруженной защите Отечества, в готовности к преодолению любых трудностей при исполнении воинского долга в условиях мирного и военного времени. Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально–духовные качества воинов, которые делают армию непобедимой.

Воинская дисциплина - строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Правовую основу воинской дисциплины составляют Конституция ДНР, законы, общевоинские уставы, Военная присяга и основанные на них приказы командиров и начальников, которые подлежат неукоснительному соблюдению. Функции воинской дисциплины заключаются в том, чтобы обеспечивать согласованность и единство действий военнослужащих, а также моделировать поведение военнослужащих, вырабатывая у них необходимые морально-психологические и боевые качества. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за безопасность Отечества. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение.

 

2. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива. Качественное освоение техники и вооружения, поддержание высокой боевой готовности и достижение победы в современном бою возможны только в условиях согласования совместных действий военнослужащих в сплоченном воинском коллективе.
Сплоченность - социально-психологическая характеристика воинского коллектива, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций военнослужащих по отношению к людям, идеям, событиям, наиболее значимым для воинского подразделения в целом. Конкретными показателями сплоченности являются: - сходство главных ценностных ориентации членов группы; - ясность и определенность групповых целей; - взаимозависимость членов воинского коллектива в процессе совместной деятельности; - уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; - степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сплоченность; - оптимальный стиль лидерства (руководства); - относительно небольшой объем группы; - отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; - престиж и традиции группы. Термин «сплоченность» в русском языке трактуется как единение, общность, единомыслие и единодействие группы людей. В военной среде существует понятие «сплотить ряды бойцов», т.е. прижаться плечами друг к другу, стать как бы единым организмом перед лицом опасности. На базе такого физического сплочения возникало и особое состояние психики, или, как раньше говорили, состояние морального духа сражающихся воинов. Подлинная сплоченность, по сути, является результатом развития взаимоотношений между военнослужащими, которые принято называть коллективистскими. Обычно считается, что подобные взаимоотношения реализуются в трех основных, тесно связанных между собой сферах совместной деятельности: морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой.
Морально-политическая сфера совместной воинской деятельности призвана сформировать морально-политическое единство членов воинского коллектива или, по крайней мере, стремление к нему у военнослужащих на начальных этапах сплочения. Морально-политическое единство предполагает отсутствие противоречий по идеологическим и религиозным вопросам, общность гуманистических позиций, наличие прогрессивных взглядов на предназначение вооруженных сил, необходимость защиты Отечества, качественное освоение боевой техники и оружия, формирование и поддержание высокого уровня воинского мастерства и крепкой воинской дисциплины. Морально-политическое единство реализуется в общности мировоззрений военнослужащих подразделения, их знаний, взглядов и убеждений, потребностей, целей, мотивов и установок на совместную воинскую деятельность. Расхождения во взглядах на политику, религию, мораль, различные понятия о ценностях, добре, справедливости могут стать непреодолимым барьером на пути к установлению' морально-политического единства воинского коллектива. И, наоборот, ценностно-ориентационная общность во многом сглаживает шероховатости взаимоотношений во всех сферах совместной деятельности. Морально-политическое единство актуализируется во взаимном доверии членов воинского коллектива как единомышленников, сознательно сотрудничающих во имя достижения общей цели. В военно-профессиональной сфере сплоченность проявляет себя как боевая сработанность, слаженность, сколоченность. Выполнение функциональных обязанностей в составе подразделения способствует своеобразной притирке социально-психологических различий, их взаимному уменьшению. В результате улучшается взаимопонимание, снижается процент малознакомых в совместном ратном труде действий и решений, появляется уверенность в партнере, его мастерстве и надежности. Таким образом, повышается эффективность совместной боевой деятельности. Военнослужащие могут применять одни и те же навыки и умения, у них формируются одинаковые привычки, даже внешне они во многом копируют друг друга. Но боевая сработанность может достигаться не только через снижение различий между партнерами, появление внешней похожести поведения и личностных особенностей при длительной совместной работе, но и за счет взаимного дополнения недостающих психологических качеств. Так, осмотрительность и основательность командира танка может дополняться быстротой исполнения механика-водителя, а физические данные подносчика снарядов - тактической хитростью наводчика орудия. Боевая сработанность объективно реализуется в таких показателях боевой деятельности, как общая производительность и экономичность совместного ратного труда, большая скорость реагирования и безошибочность действий членов экипажа, боевого расчета. Хорошая слаженность проявляется в легкости достижения взаимопонимания по служебным и профессиональным вопросам, возможности предвидения, прогнозирования будущих действий напарника и подстраховки его в случае необходимости. В межличностно-бытовой сфере сплоченность реализует себя как психологический результат такого сочетания индивидуально-личностных характеристик членов группы, как общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т.д., что приводит к их высокой субъективной удовлетворенности, межличностной симпатии, психологической совместимости. Кроме психологической совместимости, существует и совместимость психофизиологическая, которая проявляется на уровне динамических характеристик поведения и деятельности членов воинского коллектива. Психологическая совместимость проявляется прежде всего во взаимной эмоциональной удовлетворенности партнеров друг другом, в бесконфликтности общения в бытовой, внеслужебной обстановке, во время занятий в спортивных секциях, посещения кружков, библиотек и т.п. Большое влияние на формирование психологической совместимости оказывают морально-политическое единство и боевая сработанность воинов, так как удельный вес морально-политической и военно-профессиональной сфер деятельности является определяющим в структуре армейской службы, в межличностных отношениях. Однако много в психологической совместимости зависит и от специфики межличностно-бытовой сферы, где влияние стихийно складывающихся обстоятельств порой трудно поддается учету и контролю со стороны официальных лиц. Если в морально-политической сфере согласие на совместную деятельность базируется на чувстве долга, на принципиальных моральных, религиозных и политических установках, то в межличностно-бытовой сфере стремление к взаимодействию возникает на основе землячества, общности увлечений на отдыхе, при занятиях спортом, художественной самодеятельностью, а порой даже на основе неподдающихся объяснению ситуативных факторов и случайных впечатлений. Основанием для стремления к дружбе и приятельству может быть также преклонение перед силой, ловкостью, верностью, отзывчивостью, начитанностью, умом товарища, желанием войти в круг наиболее авторитетных и уважаемых сослуживцев. В конечном итоге все это складывается в эмоциональную оценку возможного кандидата (причем не всегда на хорошо осознаваемом уровне) и переходит в принятие или недопущение военнослужащего в систему неофициальных взаимоотношений. По сравнению со зрелым возрастом в юношеские годы такие отношения очень высоко ценятся, а их отсутствие тяжело переживается. В целом психологическая совместимость оказывает положительное воздействие на взаимоотношения военнослужащих и способствует скорейшему сплочению воинского коллектива. Но в некоторых случаях психологическая совместимость, основанная на землячестве, на прошлой дружбе и эмоциональных впечатлениях, усложняет совместную служебную деятельность и может привести безответственных и беспринципных военнослужащих к стремлению получить незаслуженные льготы в ущерб сослуживцам, способствовать возникновению неформальных групп с негативной общественной направленностью. Говоря о сплоченности коллектива, не следует забывать, что взаимоотношения в нем строятся по уставу, вместившему в себя многовековой опыт и результаты современных научных исследований. Любое отступление от требований устава, стремление к изменению, улучшению «устаревших», по мнению некоторых военнослужащих, положений этого документа, в конечном итоге приводит к возникновению межличностных конфликтов и нарушений воинской дисциплины, к снижению уровня боеготовности и эффективности совместного ратного труда. Наряду с официальной, уставной организацией жизни и деятельности в воинском коллективе существуют и неофициальные, скрытые взаимоотношения. Переплетаясь, официальные и неофициальные взаимоотношения формируют специфические социальные роли военнослужащих в сфере их межличностного общения. Среди них особого рассмотрения заслуживают социальные роли так называемых лидеров, конформных и изолированных личностей. Лидеры - это военнослужащие, чье поведение в значимых ситуациях оказывает существенное влияние на воинов подразделения. Они могут быть официальными и неофициальными. К числу официальных лидеров можно отнести наиболее авторитетных командиров. Неофициальные лидеры в отличие от официальных не несут никакой ответственности за состояние дел в подразделении в юридическом порядке. Они могут быть известны командованию или находиться в тени, скрыто выполняя свои функции. При общественно-полезной направленности неофициальное лидерство со временем может быть официально закреплено. Негативный неофициальный лидер способен нанести существенный вред боеспособности подразделения, так как он подрывает авторитет командира, способствует насаждению неуставных взаимоотношений, разобщает военнослужащих, потворствует нарушителям воинской дисциплины. К конформным личностям относятся военнослужащие, внешне уступающие влиянию товарищей по службе при внутреннем несогласии с их позицией и высказываниями. Являясь негативным качеством личности применительно к принципиальным политическим и моральным вопросам, конформность может сыграть положительную роль в улучшении бытовых и семейных взаимоотношений, в сплочении воинского коллектива. Понимая, что зачастую конфликты начинаются из-за пустяковых причин, прямолинейности или юношеской горячности, конформный военнослужащий соблюдает внешнюю разумную уступчивость в малозначимом споре, не стремится во что бы то ни стало доказать свою точку зрения (особенно в конфликтах с болезненно самолюбивыми сослуживцами), но и не теряет при этом собственного достоинства. Особое положение занимают в подразделении так называемые изолированные военнослужащие с нейтральной жизненной позицией, пассивным отношением к службе, безразличием к общественной работе и межличностным контактам. Как правило, они замкнуты и не проявляют активного желания к изменению своей социальной роли. Причиной такого поведения может быть принадлежность к деструктивным религиозным сектам, наличие скрываемой или мнимой болезни, сильные переживания из-за трудностей сугубо личного характера (измена девушки, неизлечимая болезнь близкого человека, потеря друга и т.д.). Влияние изолированных военнослужащих на сплоченность подразделения не столь велико, как лидеров, но при невыясненности мотивов такого поведения от них можно ожидать весьма непредсказуемых поступков, вплоть до самоубийств. Таким образом, сплоченность можно определить как социально- психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений военнослужащих в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах совместной деятельности и выражается степень единомыслия и единодействия членов воинского коллектива.
Сплочение малой группы - это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, который позволяет достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов в подразделении. Термин «ценностно-ориентационное единство» означает, что для членов воинского коллектива совпадают ориентации на общественные ценности совместной деятельности. К основным направлениям сплочения воинских коллективов можно отнести: формирование морально-политического единства, совершенствование боевой слаженности (сработанности) подразделения и оптимизация взаимоотношений военнослужащих подразделения. Формирование морально-политического единства признается в качестве ведущего направления сплочения воинских коллективов, которое реализуется через развитие мировоззренческих взглядов и убеждений военнослужащих. Для достижения морально-политического единства необходимо оценить реальный уровень развития и содержательных характеристик мировоззрения каждого из членов воинского коллектива. Затем надо сопоставить политические, нравственные, религиозные и другие позиции каждого из сослуживцев, в результате чего выявляется степень их идентичности, отсутствие принципиальных расхождений во взглядах и убеждениях на предназначение армии, на необходимость вооруженной защиты Отечества, совершенствование воинского мастерства, на укрепление воинской дисциплины и т.д. И наконец, это преобразование общности во взглядах во внутреннее чувство взаимного доверия членов воинского коллектива как единомышленников. Много для формирования сплоченности воинского коллектива значит общественное мнение как форма выражения общих взглядов на важнейшие вопросы жизни. Давно замечено: если коллектив дружный, сплоченный, то общественное мнение выступает строгим судьей во взаимоотношениях между его членами. Формирование единой системы ценностей на основе нравственного воспитания членов группы, разъяснения требований законов, достижение ценностно-ориентационного единства являются одним из важнейших путей сплочения воинского коллектива. Большие возможности сплочения воинского коллектива скрыты в совершенствовании боевой слаженности (сработанности) в рамках боевой подготовки. Это может осуществляться через достижение высокого уровня как индивидуального, так и группового воинского мастерства. Мастерство выступает одним из условий эффективной совместной деятельности и реализации ее на личностном уровне во взаимопонимание между специалистами-профессионалами. Формированию боевой сработанности способствует взаимная осведомленность членов воинского коллектива о профессионально важных качествах друг друга. Решению этой задачи помогает использование напряженных ситуаций, которые не только способствуют быстрому раскрытию основных индивидуально-психологических качеств личности сослуживца, но и позволяют проверить его ценность для совместного боевого действия, приемлемость в качестве надежного товарища-профессионала. Поэтому оправданным бывает целенаправленное моделирование таких чрезвычайных ситуаций с целью ускорения вхождения новичка в сложившийся коллектив. Весьма полезно также для целей формирования профессионально-боевой слаженности использовать повседневные, порой незначительные на первый взгляд эпизоды совместной боевой работы в процессе групповых теоретических занятий, при несении караульной и внутренней служб в составе подразделения, в ходе отработки нормативов на полевых занятиях и учениях, при работе на специальных тренажерах. Должно стимулироваться шефство, наставничество опытных военнослужащих над только что пришедшими в подразделение новичками. Причем этот процесс не следует ограничивать простой передачей профессионального мастерства и опыта - необходимо знакомить пришедшего военнослужащего с традициями, достижениями, особенностями взаимоотношений, тонкостями внутригруппового общения. По сути дела, опытный военнослужащий берет новичка под свою опеку, защиту, покровительство, снимает для него силой своего авторитета многие шероховатости адаптационного периода. Другими словами, наставник не только помогает новичку стать высококвалифицированным мастером своей специальности, но и содействует признанию этого факта членами всего коллектива, способствует ускорению процесса слаживания, установлению профессионального взаимопонимания, без которого невозможно качественное решение совместных боевых задач. Важную роль в сплочении воинского коллектива играют межличностные взаимоотношения, которые представляют собой различные формы и виды отношений между его членами, образующиеся в процессе повседневного общения, выполнения различных задач, в быту и на отдыхе. Главное, что влияет на них, - это те отношения, которые сложились в нашем обществе. К ним в процессе взаимодействия постепенно добавляются личностные психологические факторы: взгляды и привычки отдельных людей, обусловленные уровнем их культуры, национально-психологические черты, симпатии и антипатии, взаимные оценки, мнения, которые существенно влияют на обстановку и атмосферу в воинском коллективе. И здесь необходимо добиваться выполнения одного из ведущих условий формирования сплоченности - уставных взаимоотношений между военнослужащими подразделения. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются вынужденно необходимыми и строго регламентированными, то в быту они устанавливаются более естественно под влиянием эмоциональных увлечений и случайных впечатлений. Несмотря на это, и здесь роль опытного наставника весьма существенна. Шуткой, поддержкой, тактичным замечанием он может легко снять внезапно возникшую конфликтность, создать благоприятную установку у членов коллектива на положительную эмоциональную оценку новичка, на снисхождение к его промахам. Большое влияние на психологическую совместимость может оказать организация встречи прибывающего пополнения. С одной стороны, новичков необходимо сразу ориентировать на уважение к опыту, знаниям и умениям ветеранов, на вежливое признание их достижений с одновременным тактичным, но настойчивым поддержанием чувства собственного достоинства, с другой стороны, у опытных военнослужащих следует вырабатывать установку на восприятие молодежи в качестве нуждающихся в поддержке младших братьев, неопытных в службе. Опытным воинам полезно вспомнить их впечатления в аналогичной ситуации. Оправдывают себя творческие вечера «Представляюсь коллективу», встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются военнослужащие с общностью судеб до службы в армии. Длительно существующий коллектив имеет свои традиции и обычаи, которые являются, по выражению А. Макаренко, «социальным клеем», сплачивающим всех его членов в крепкий монолит. Их немало в каждом подразделении. Они обеспечивают преемственность, сохраняют все позитивное, позволяют быстрее вводить в строй молодое пополнение. Существенную роль в сплочении воинского коллектива играют дружба и войсковое товарищество, присущие всем поколениям российских военнослужащих и являющиеся замечательной традицией нашей армии. Следует помнить об особой зависимости психологической совместимости от наличия в группе лиц, стремящихся к завоеванию и упрочению своего негативного лидерского статуса через создание преднамеренных конфликтов, культивирующих групповой эгоизм, противопоставляющих себя группе или своим конфликтным поведением вносящих раскол в ее единство. Поэтому одним из направлений работы по сплочению воинского коллектива является выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп. Вопросы изучения личностных особенностей военнослужащих тесно связаны с предопределяющими сплоченность вопросами подбора и комплектования подразделения. Содержательная сторона этих понятий не имеет принципиальных различий. Но на практике термин «подбор» чаще всего употребляется тогда, когда нужно подобрать к имеющимся членам экипажа, боевого расчета оптимально подходящего недостающего специалиста. В более редких случаях, когда речь идет о замене большей части подразделения (вплоть до создания нового экипажа), целесообразнее использовать термин «комплектование подразделения». Причем если комплектование предусматривает поиск наилучшего сочетания партнеров в подразделении, то при подборе приходится ориентироваться как на уже изученные ранее особенности неукомплектованного подразделения, так и на изучение находящихся вне его кандидатов. Требования к кандидатам основываются на следующих положениях: выявлении у них необходимого уровня индивидуального профессионального мастерства, соответствии социальной роли кандидата в системе неофициальных взаимоотношений требуемому типу социальной роли в подразделении, недопущении в число кандидатов лиц, склонных к конфликтам. Сплоченность воинского коллектива в немалой степени зависит от коллективных настроений. Они протекают в форме общей радости и удовлетворенности, веры и оптимизма по поводу каких-то событий, а иногда, наоборот, в форме разочарования, упадка, пессимизма, неверия, а в военное время - паники. Самыми желательными настроениями в коллективе являются жизнерадостность и оптимизм. Подводя итог, можно отметить, что сплочение воинского коллектива - дело тонкое, требующее активного отношения к этой работе всех членов воинского коллектива.

 

4. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Для нынешнего периода времени характерны мощный прогресс науки и техники, а также возросшая роль информационных средств и информационного поля. В этих условиях значительно усложнился характер воинского труда и углубилась его специализация. Сегодня в Вооруженных Силах ДНР существует большое количество специальностей, по которым производят подготовку личного состава. Процесс обучения осуществляют в системе боевой подготовки войск. Руководящий принцип этой подготовки: «Учить войска тому, что необходимо на войне». Главная цель боевой подготовки — научить военнослужащих мастерскому обращению с оружием и боевой техникой, умелому выполнению обязанностей в сложных условиях обстановки, в разное время года, суток и в любую погоду, на разнообразной местности. Боевая подготовка включает в себя учения, боевые стрельбы, занятия, тренировки и др. В ходе ее военнослужащие изучают теоретические вопросы и осваивают практические навыки по тактической, огневой, строевой, технической подготовке, изучают уставы Вооруженных Сил ДНР и другие дисциплины.

Тактическая подготовка — один из важнейших предметов боевой подготовки. Основные цели и задачи этой дисциплины — изучение военнослужащими основ теории боя, организации, вооружения, боевых возможностей, приемов и способов действий в бою своих войск и войск вероятного противника, овладение навыками и умениями по умелому и согласованному выполнению задач в бою.

В ходе огневой подготовки воинов обучают применению оружия для поражения противника в бою. Ее составляющие — изучение материальной части оружия, основ, правил и приемов стрельбы, разведка целей и совместные действия расчетов и экипажей при стрельбе.

Серьезное внимание в системе боевой подготовки отведено выработке у военнослужащих строевой выправки и подтянутости, умения правильно и быстро выполнять команды и строевые приемы с оружием и без него, а также слаженно и быстро действовать в различных строях.

Физическую подготовку организуют и проводят с учетом характера боевой деятельности личного состава различных видов Вооруженных Сил и родов войск. Она направлена на развитие наиболее важных для каждой воинской специальности физических и волевых качеств. Общие задачи физической подготовки — развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости, овладение навыками преодоления препятствий и выполнения приемов нападения и самозащиты, выработка способности успешно действовать в условиях психического и физического напряжения.

Сложная техника и вооружение, которыми оснащена наша армия, требуют от личного состава определенного уровня образованности и культуры, познаний в области точных наук. Поэтому один из основных предметов боевой подготовки — техническая подготовка. Военнослужащие изучают материальную часть военной техники, правила ее эксплуатации, практически осваивают ее обслуживание и производство текущего ремонта.

Все военнослужащие изучают общевоинские уставы — официальные нормативные правовые документы, регламентирующие их повседневную деятельность, жизнь, быт и несение службы в Вооруженных Силах. Изучая Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб и Строевой устав, воины получают знания о положениях, определяющих взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб и т. д.

Индивидуальное обучение воинов проводят в рамках одиночной подготовки молодых солдат и матросов после прихода их в подразделение. Цель этой подготовки — дать воинам знания, умения и навыки, требующиеся для выполнения обязанностей в боевых условиях, при обращении с оружием и техникой и в повседневной жизни. Однако в современных условиях наряду с одиночной подготовкой военнослужащих большое значение имеют согласованные действия воинов в составе подразделений и частей. Это один из важных элементов боевой подготовки. От него зависит правильность действий при применении группового оружия и согласованное выполнение боевых задач.

Таким образом, система боевой подготовки дает воину военные знания и формирует у него необходимые навыки и умения, а также обучает его согласованным и слаженным действиям в составе воинского коллектива.

 

4. Военнослужащий – подчиненный, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

А. В. Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать» приводит основные слагаемые победы в их гениальной простоте и последовательности.

Первое — субординация (подчинение) — альфа и омега всего воинского единства. Затем экзерциция (упражнение, развитие, закалка). Далее дисциплина, слагаемая из элементов подчинения и совместного обучения. Дисциплина дает победу. Победа рождает славу.

Каждый военнослужащий — это прежде всего подчиненный, который обязан беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою.

В условиях современной войны роль и значение воинской дисциплины постоянно возрастают.

Овладение новейшими видами оружия и военной техники, умение в полной мере использовать их возможности в бою требуют согласованных действий большого количества воинов разных специальностей, общей организованности, технической грамотности каждого воина, безупречной исполнительности, превращения воинского коллектива в единый, крепкий сплоченный организм, подчиненный воле командира. Только такой воинский коллектив способен действовать в бою и одерживать победу.

Беспрекословное выполнение приказа командира, вера в него — залог победы. Душой воинской дисциплины является повиновение, т. е. сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение приказу или его неисполнение является воинским преступлением. Исполнительность, т. е. беспрекословное повиновение, является важнейшим требованием воинской дисциплины, особенно в боевых условиях.

Приведем пример из истории России. Генерал М. Д. Скобелев (1843—1882) в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. успешно командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке-Шейково. В разгар сражения с турками Скобелев обратился к батальону, который он посылал в атаку: «Братцы, я посылаю вас на смерть. Видите позицию? Взять ее нельзя. Да я брать ее и не думаю. Но нужно, чтобы турки перебросили туда все свои силы, а я тем временем ударю им в центр. Вы дадите России победу. Смерть ваша будет честной, славной смертью!» Бодрым, могучим «Ура!» ответил батальон, посылаемый на смерть, и бросился в атаку.

В бою все построено на исполнительности каждого воина, на жесткой дисциплине, на четком и пунктуальном исполнении своих обязанностей и приказов командира. Малейшее отклонение от установленного порядка и плана действий может привести к невыполнению боевой задачи.

Напомним: не случайно одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил ДНР, руководства ими и взаимоотношений военнослужащих между собой является принцип единоначалия.

Единоначалие выражается в праве командира единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

За неисполнение подчиненным приказа начальника, за нанесенный ущерб интересам военной службы предусмотрено уголовное наказание.

Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Оценка последствий неисполнения приказа как тяжких зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления. Ими могут быть несчастные случаи с людьми, причинение им тяжких телесных повреждений, повреждение боевой техники и вооружения, причинение крупного материального ущерба и т. д. Наказание «Ограничение по военной службе» назначается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Наказание «Содержание в дисциплинарной воинской части» назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также проходящим военн



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.