Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр



Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр

Определение понятий и терминов имеет важное значение для проведения занятий по спортивным играм на должном профессиональном уровне, для взаимопонимания специалистов-преподавателей и тренеров, научных работников. В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины, в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если в нем сформулированы критерии отличия одного понятия от других, способы его повторения и употребления. Ниже дается определение основных понятий и терминов, которые используются в спортивных играх.

Игровая деятельность - управляемая сознанием внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность спортсменов, направленная на достижение победы над соперником в условиях противоборства специфическими средствами и при соблюдении установленных правил.

Комбинация подразумеваются заранее разученные и согласованные действия игроков команды, направленные на создание выгодных условий одному из игроков для завершения атаки.

Соревновательная деятельность - игровая деятельность спортсменов в условиях официальных соревнований.

Прием игры - обусловленное правилами двигательное действие (технический прием) для ведения игровой и соревновательной деятельности. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры - совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности с целью достижения выигрыша, победы. Выделяют технику нападения (атаки) и технику защиты (обороны).

Техническая подготовка - педагогический процесс, направленный на совершенное освоение спортсменами приемов игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическое действие - рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.


Тактика игры - теоретические основы и совокупность тактических действий - индивидуальных и коллективных (групповых и командных), направленных на достижение победы над соперником.

Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на совершенное освоение спортсменами теории тактики и тактических действий, обеспечивающих высокую эффективность в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическая комбинация - групповое действие с четким определением сюжета для участвующих игроков. Типична для нападения, каждая комбинация имеет кодовое название, жест.

Система игры - командное действие, когда конкретизированы действия всех игроков команды в определенный момент игры в нападении или защите.

Стиль игры - характерные отличительные особенности игры команды, отдельного игрока, их «почерк».

Физические способности спортсменов - индивидуальные особенности личности, создающие условия для успешного овладения и осуществления ими игровой и соревновательной деятельности. В значительной мере предопределены генетически.

Физические качества - отдельные качественные проявления физических способностей (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых, координационных).

Физическая подготовка - педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способствующих высокой надежности игровых действий.

Психологическая подготовка - воспитание нравственных, волевых и тех психических качеств, которые адекватны специфике спортивной игры и содействуют формированию личности спортсменов и высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка - вооружение спортсменов специальными знаниями, повышающими эффективность обучения спортивным играм, решение задач тренировочной и соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка - педагогический процесс, направленный на интеграцию тренировочных воздействий технической, тактической, психологической, интеллектуальной и физической подготовки в целостный эффект игровой и соревновательной деятельности.

Система подготовки - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели; комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам сильнейших спортсменов мира (в конкретной игре) и способных показывать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка - составная часть системы подготовки спортсменов, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры, тактике и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, освоение системы знаний, создание условий для высоких спортивных достижений.

Тренировочная деятельность - совместная деятельность тренера, спортсменов, коллектива специалистов по успешному достижению целей тренировки.

Структура тренировки - исходным компонентом структуры является тренировочное задание, комплекс заданий составляет тренировочное занятие; два тренировочных занятия и более образуют малый цикл (микроцикл), несколько малых циклов образуют средний цикл (мезоцикл); средние циклы образуют годичный цикл (макроцикл), несколько годичных циклов образуют многолетний цикл.

Тренировочная нагрузка - составная часть (компонент) тренировки, отражает количественную меру воздействий на спортсменов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки определяется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, сложность). Выражается в академических часах.

Спортивные соревнования - составная часть системы подготовки спортсменов в игровых видах; с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой - являются эффективным средством специальной соревновательной подготовки.

Соревновательная деятельность - совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по эффективной реализации тренировочных эффектов в условиях официальных соревнований. По своему содержанию эта деятельность складывается из индивидуальных действий и взаимодействий партнеров по команде и противодействий индивидуальным и коллективным действиям игроков соперника.

Структура соревновательной деятельности - набор атакующих и оборонительных действий и операций, которые выполняют спортсмены обеих команд в специфических условиях противоборства. Компоненты структуры органически связаны между собой, образуя целостное единство соревновательной деятельности двух противоборствующих команд.

Соревновательная нагрузка - объем соревновательной деятельности в определенный промежуток времени, выражается в количестве игр (календарных и контрольных).

Структура соревнований по спортивной игре - разнообразные виды соревнований, упорядоченные иерархически по определенным признакам: масштабу, уровню мастерства и возрастному цензу.

Управление - процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки спортсменов на основе получения, передачи и переработки информации, выработки и принятия решений. Выделяют управление подготовкой спортсменов, управление их тренировкой и управление соревновательной деятельностью команды и отдельных игроков.

Планирование и контроль - основные функции управления. Планирование есть процесс выбора направления движения (траектории)- системы подготовки спортсменов и определения средств и методов достижения конечной цели. Это определение содержания деятельности на период времени, лежащий в будущем. Контроль - процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки спортсменов с плановым заданием, координацию и коррекцию компонентов системы подготовки по достижению цели на основе получаемой информации.

Отбор спортсменов - составная часть системы подготовки спортсменов, комплекс мероприятий по выявлению лиц, обладающих высоким уровнем способностей к конкретной игре и свойствами организма, обеспечивающими эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в спортивной игре.

Предупреждение травматизма при занятиях СИ.

Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнений, а затем выработать соответствующие рекомендации.

При занятиях СИ часто необходимы внезапные и большие напряжения органов движения и опорно-двигательного аппарата занимающихся. Передвигающиеся с большой скоростью игроки нередко сталкиваются друг с другом, преподаватель в таких случаях должен предусмотреть возможные столкновения и тренировочный процесс по ходу занятий перестраивать с учетом предупреждения травматизма. На первых занятиях организовываются теоретические занятия по вопросам предупреждения травматизма, где преподавателем раскрываются вопросы возможных ситуаций возникновения травм при выполнении специальных упражнений или технических приемов игры, прививать им знание правил игры, соблюдение которых предупреждает от нежелательных последствий — столкновений, неправильнойборьбы за мяч, плохого состояния инвентаря и игровой площадки. Внимание занимающихся должно направлено на предупреждение не только тяжелых повреждений, но и легких травм, которые приповторении их могут стать причиной понижения спортивной работоспособности. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности занимающихся; условия проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения); особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Среди индивидуальных особенностей людей наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическая зрелость и практический опыт. В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в начале и в конце учебного года, когда учащиеся еще функционально не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями.

Очень важно, по возможности, индивидуализировать обучение и совершенствование подготовки, обращая внимание на отстающих и пропустивших занятия занимающихся. На начальном этапе необходимо подбирать соперника, чтобы он был близок по своей физической и спортивной технической подготовленности.

Особое внимание на учебно-тренировочных занятиях следует уделять предупреждению травматизма повреждений верхних и нижних конечностей. У занимающихся наблюдаются повреждения суставов пальцев и лучезапястного сустава, возникающие в большинстве случаев при недостаточном развитии мышц. При недостаточном развитии мышц ног происходит подвертывание стопы, а иногда это приводит к переломам лодыжки и повреждению менисков коленного сустава. Серьезность этих травм может быть различна. Однако при правильной организации учебно-тренировочного процесса, направленного на постепенность повышения нагрузок, обучения техническим приемам, начиная от простых комбинационных ситуаций с постепенным переходом к более сложным, может стать лучшей профилактикой против любого родаповреждений.

Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к специфическим для этих видов спорта травмам.

Для предотвращения травм рекомендуется выполнять следующие правила: иметь для занятий соответствующие одежду, обувь (не по размеру подобранная обувь может оказаться причиной тяжелых повреждений связанных с вывихами и переломами); исправный инвентарь и оборудование; не стремиться сразу же к рекордным результатам, а улучшать свои спортивные показатели постепенно, без ущерба для здоровья; перед каждым занятием непременно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий; обязательно пользоваться в необходимых случаях защитным снаряжением (эластичные наколенники, налокотники и голеностопники).

В основном травмы случаются из-за плохой организационной и методической подготовки; недостаточной технической и физической подготовленности занимающихся (примеры).

1. Методическая область

Упущения и ошибки в методике тренировки могут повести к целому ряду травм и функциональных отклонений. Устранение этих опасностей достигается строгим соблюдением закономерностей тренировочного процесса.

ОШИБКИ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

 

Недостаточное разогревание, особенно перед интенсивными упражнениями Общая и специальная разминка согласно физиологическим принципам
Несистематическое или ошибочное дозирование нагрузки Соблюдение принципов дозирования нагрузки
Тренировка при заболеваниях Сократить или отложить тренировку
Отсутствие учета особенностей кон­тингента при комплектовании новых тренировочных групп или прием недостаточно подготовленных спортсменов в уже существующую длительное время тренировочную группу Анализ состояния тренированности занимающихся и уточнение на этой основе всех требований, предъявляемых тренером
Возобновление тренировки после длительных перерывов Индивидуальная дозировка нагрузок
Несоблюдение методической после­довательности при изучении сложных упражнений Соблюдать принципы и правила обучения (например, от известного к неизвестному)
Несоблюдение правил игры или соревнования Четкая договоренность о правилах до начала игры или соревнования
Неправильное техническое выполнение упражнений в тренировке с дополнительными отягощениями Использование отягощений, допускающих хорошее техническое выполнение упражнения; следить за техникой
Резкое снижение нагрузки после завершения «карьеры» в большом спорте Постепенное сокращение нагрузки; использование разнообразных средств физической культуры
2. Организационная область Недостатки в организации также могут создать опасные ситуации. Необходимо основательным продумыванием и соответствующими организационными мероприятиями заранее обеспечить высокую степень безопасности занятий.  
ОШИБКИ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Недостаточная организационная подготовка В оперативных планах фиксировать предварительные организационные мероприятия
Тренировка на неисправных или плохо отлаженных снарядах Проверить и отремонтировать снаряды
Не обеспечена или плохо организована страховка при выполнении сложных движений Организовать страховку и помощь (подложить маты и т. д.)
Непродуманная тренировка на незнакомой местности Разведать, осторожно!
Недостаточная экипировка Обеспечить тренировочную и соревновательную одежду и снаряжение
Противоречащее правилам движения поведение на транспортных трассах общественного пользования (на суше и на воде) Обучить порядку движения по дорогам и на спортивных судах
Неорганизованное возвращение детей после спортивных мероприятий Организовать возвращение детей домой, например группами
Непорядок в раздевалках и душевых Надзор с помощью технического персонала; воздействие и контроль со стороны тренера

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.