Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания школьного этапа олимпиады по биологии



Задания школьного этапа олимпиады по биологии

11 класс

.

 

Часть 1. Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

1.В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по

А) строение и составу                  В) плотности и массе

Б) выполняемым функциям        Г) расположению в цитоплазме

2. Что служит доказательством единства происхождения органического мира?

А) наличие органических и неорганических веществ

Б) существование одноклеточных организмов и неклеточных форм жизни

В) сходство в строении клеток организмов разных царств           

Г) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах

3.Каковы конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена?

А) углекислый газ и вода                        В) триглецириды и аммиак

Б) мочевина и молочная кислота               Г) аминокислоты и глюкоза

4.Клеточная инженерия занимается

А) создание чистых линий              

Б) пересадкой ядер соматических клеток в яйцеклетки

В) получением гетерозисных организмов

Г) синтезом новых генов и внедрением их в клетки бактерий

5.Анализ стадий эмбриогенеза позвоночных животных служит основой для изучения их

А) особенностей размножения           В) модификационной изменчивости

Б) уровня обмена веществ                 Г) эволюционного происхождения

6.Микориза – это

А) паразит, живущий за счет других организмов                           

Б) симбиоз мицелия с корнями растений
Б) болезнь растения, вызванная грибами                                   

Г) гифы гриба, на которых развивается плодовое тело

7. Взрослая особь человеческой аскариды обитает в

А) желудке          Б) надпочечниках      В) кишечнике           Г) легких

8.Внутренняя оболочка сердца, выстилающая его камеры, называется

А) эпикардом         Б) эндокардом       В) миокардом       Г) перикардом

9.Что характерно для внешнего торможения

А) формируется в нейронах вегетативной нервной системы                 

Б) образуется под влиянием условного раздражителя
В) появляется при возникновении сильного раздражителя                        

Г) не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги

10.  Стабилизирующая форма естественного отбора способствует

А) полному вытеснению редких рецессивных мутаций                     

Б) сохранению в популяции среднего значения признака

В) формированию новых признаков                     

Г) увеличению внутривидового разнообразия

11.  Копчиковая кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека – это

А) аналогичные органы   Б) гомологичные органы В) атавизмы Г) рудименты                              

12.  Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

А) клеща и собаки                          В) щуки и карася

Б) сосны и маслят                           Г) растения росянки и насекомого

13.  Наиболее существенные и постоянные преобразования в биосфере вызывают

А) климатические условия        В) сезонные изменения в природе

Б) природные катаклизмы         Г) живые организмы

14. Кислотные дожди наиболее опасны для

А) ивы         Б) липы          В) сосны          Г) березы

15.  Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?

1. В световой фазе происходит преобразование энергии света в энергию химических связей глюкозы.

2. Реакции темновой фазы протекают на мембранах тилакоидов, в которые поступают молекулы углекислого газа.

А) верно только 1.         В) верны оба суждения

Б) верно только 2.          Г) оба суждения неверны

 

Часть 2.

2.1. Выберите три верных ответа из шести.

  В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относят

А) лосей и зубров             В) зайцев и косуль       Д) волков и лисиц

Б) кротов и бурозубок     Г) клестов и снегирей  Е) синиц и поползней

2.2.Проанализируйте таблицу «Строение органа слуха». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Запишите выбранные цифры в ответ.

  Строение органа слуха

Название отдела Строение Функция
__________________(А) Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка Улавливает и проводит звуки
Среднее ухо __________________(Б) Проводит звуковые колебания. Обеспечивает выравнивание давления в среднем ухе и наружном ухе.
Внутреннее ухо Улитка с перепончатым лабиринтом внутри _________________(В)

Список терминов и понятий:

1) Рецепторы слуха                        

2) Евстахиева труба                                           

3) Наружное ухо

4) Поддержание равновесия

5) Возникновение звуковых ощущений

6) содержит евстахиевую трубу и слуховые косточки

7) содержит преддверие и полукружные каналы

8) восприятие изменения положения тела

9) восприятие звука                                                                                     

 

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

3.1. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом.

Характеристика органоида Вид органоида
А)система канальце, пронизывающих цитоплазму Б) система уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков В) накапливает продукты биосинтеза белков Г) на мембранах могут размещаться рибосомы Д)участвуют в образовании лизосом Е) обеспечивает выведение органических веществ из клетки 1) комплекс Гольджи 2) эндоплазматическая сеть

 

3.2. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

Особенность строения и функции Ткани
А)состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток Б) имеют устьица, чечевички В) образованы клетками удлиненной формы, сообщающимися между собой Г) обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды Д) осуществляют газообмен и испарение воды Е) включают в себя сосуды и ситовидные трубки 1) покровные 2) проводящие

 

3.3.Установите соответствие между характеристикой регуляции функций и её способом.

Характеристика Способ регуляции
А)скорость проведения информации сравнительно невысокая Б) является древней формой взаимодействия клеток и органов В) эволюционно более поздний способ регуляции Г) осуществляется посредством нервных импульсов Д) осуществляется посредством химически активных веществ, поступающих в кровь, лимфу и тканевую жидкость Е) скорость проведения информации высокая 1) нервная 2) гуморальная

 

3.4. Установите соответствие между характеристикой и способом видообразования.

Характеристика Способ видообразования
А)изменение исходного ареала вида Б) освоение новой среды обитания внутри ареала исходного вида В) пространственная изоляция популяций Г) изменение пищевых потребностей популяции Д) расхождение признаков в популяциях на границах ареала Е) возникновение приспособлений в связи с освоением засушливых мест обитания 1) географическое 2) экологическое

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

4.1. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

4.2. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?Приведите не менее трёх причин.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.