Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи  по курсу Психология развития



Задачи  по курсу "Психология развития

и возрастная психология"

1. Наблюдение — один из основных методов изучения развития детей.

Перечислите симптомы (признаки), которые фиксируются при осу­ществлении метода наблюдения.

Почему важно при регистрации факта зафиксировать явления, сопутствующие ему?

Ответ:

Симптомами наблюдения являются:

1. движения, действия, деятельность;

2. Высказывания и речь;

3. Мимика и пантомимика;

4. Вегетативные реакции;

5. Поступки, совершаемые в повседневной жизни.

В процессе наблюдения можно зафиксировать множественные внешние проявления: мимику, движения, жесты, высказывания и так далее. Эти действия важно фиксировать, так как за ними скрываются важные процессы, состояния ребенка. Для учителя важно учитывать эти моменты для того, чтобы понимать как вести себя с данным ребенком и каким образом настраивать его на учебу, корректировать поведение.

 

2. При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, что развитие запоминания содер­жания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и вклю­чения этих приемов в процесс запоминания.

Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?

Какой основной принцип положен в основу формирующего экспе­римента? Чем отличается формирующий эксперимент от констатирующего?

Ответ:

В течении дооперационального периода дети хорошо справляются с задачами на узнавание и плохо – с задачами на воспроизведение по памяти. Им еще трудно пользоваться приемами запоминания, даже такими простыми, как повторение про себя. Однако с 5 лет способность перечислять по памяти запомненные предметы значительно возрастает. В это время большинство детей начинает осознанно ставить себе задачу запомнить определенный материал. Ребенок начинает повторять его про себя до появления уверенности, что он его запомнил. Для подтверждения смысловой группировки, можно предложить ребенку пересказать какой-либо рассказ. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при произведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Для опосредственного запоминания требуется не столько сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать, т.е. не только память, но и развитое мышление.

Констатирующий эксперимент в процессе специально организованной (естественной) деятельности выявляет определенные психические особенности и дает возможность сделать предварительные выводы об уровне развития у ребенка соответствующего качества. Например, сведения об определенных особенностях памяти дают в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент организуют путем специального воздействия на ребенка для формирования у него определенного качества. На специально организованном занятии воспитатель прослеживает, как изменение в обучении влияет на особенности памяти при усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включении этих приемов в процесс запоминания.
Если формирование протекает в процессе обучения, то такой эксперимент называют обучающим. Если педагог в процессе эксперимента воспитывает какое-либо качество личности ребенка, то такой эксперимент называют воспитывающим.

 

3. Студентка педучилища во время педагогической прак­тики в детском саду подошла к Коле (5 лет) и сказала ему: “Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать!” Мальчик остановился и недоуменно посмотрел на нее. Сту­дентка начала с ним беседовать...

Правильно ли поступила студентка, решив воспользоваться методом беседы?

Какие условия должен соблюдать исследователь, применяя метод беседы?

Ответ:

Нет, не правильно. Среда, в которой проводится беседа должна оставаться естественной, тем более в детском возрасте. Ребенок не должен знать, что с ним будет проводиться серьезная целенаправленная беседа.

 

4. Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается. Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равно­весия, падениями)?

Ответ:

В первую очередь, родители не должны показывать беспокойства, и тем более, проявлять агрессию в сторону ребенка. Ведь это может привести к тому, что ребенок будет избегать падения и может отказаться ходить вовсе. Родителям необходимо, наоборот, поддерживать своего ребенка, хвалить его. Если придать этому игровой формат, особенно хорошо, если оба родителя принимают участие в процессе, то ребенок будет с большим удовольствием ходить, и, в итоге, придет к хорошему результату.

 

5. Мама, одевая Диму (мальчику 1 г. 1 мес.), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай её мне. Дай мне колготки. Принеси мне сандалики» и так далее. А Дима, хотя и медленно, но выполняет указания мамы. Согласны ли вы с тем, как поступает мама? О воспитании каких сторон речи заботится мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?

Ответ:

Мама несомненно права. Тем, что она просит ребенка подавать вещи, она учит ребенка сопоставлению названия предмета с самим предметом. Ребенок начинает понимать, что рубашечка отличается кофточки и, тем более, от штаников. В процессе ребенок начинает понимать речь, понимать ее звуковую сторону. Надо отметить, что ребенок будет охотно одеваться, так как мама создала все условия для того, чтобы это было познавательно и интересно.

 

6. Лена (3 г.) поет песенку «Елочка». Вместо «мороз снежком укутывал», она произносит «мороз мешком укуты­вал».

Наташа (2 г. 10 мес.) поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал» (вместо «рысцою пробегал»).

Закономерно ли это явление для детей раннего возраста? Дайте психологический анализ причин искажения слов. Как поступать взрослым в этих ситуациях?

Ответ:

Это явление вполне свойственно детям раннего возраста. Это связано с ориентацией ребенка на звуковую форму слова, когда ребенок сопоставляет одно слово с другим, похожим. В таких ситуациях взрослый должен исправить ребенка, объяснить ему смысл слова, разобрать его вместе с ребенком и попросить повторить правильно.

 

7. Родители Кати (девочке 2 г. 5 мес.) работают и учатся на вечернем отделении института. Так как на воспи­тание дочери времени не оставалось, решено было отвезти Катю к бабушке в деревню.

Через год, когда дочь вернулась домой, родители обна­ружили у нее неправильное произношение. Чем объяснить подобное явление? В каком возрасте наблюдается сензитивность речи?

Ответ:

В возрасте от 2 до 5 лет наблюдается сензитивность развития речи. Поэтому развитие речи Кати шло под влиянием речи бабушки.

На 2-м и 3-м году жизни ребёнок легко и быстро овладевает речью именно потому, что в этот период он особенно сензитивен к лингвистическим явлениям. Психическое развитие ребёнка протекает неравномерно, и каждому периоду детства присуща особая отзывчивость, возрастная чувствительность к воздействиям окружающей среды. Она изменяется на протяжении жизни. На одних возрастных этапах ребёнок проявляет повышенное внимание к одним сторонам действительности, на других — к иным, ранее вроде бы и не представлявшим для него особого интереса. Психологи выделяют так называемые сензитивные — наиболее благоприятные, оптимальные сроки для развития определённых психических процессов.

 

8. Увидев первый раз волка в зоопарке, Петя спросил маму: «Почему тут Рекс?» (Рекс — собака соседей.)

Определите примерный возраст ребенка. Объясните, почему ребенок так воспринял волка.

Ответ:

Пете приблизительно 3 года. В этом возрасте восприятие ребенка становится более точным и осмысленным. Он осознает предметы, явления на основе имеющегося у него опыта. В данном случае Петя собаку ассоциативно (по общему внешнему сходству) отождествляет с волком, которого видит в первый раз.

 

9. Алеша забросил мячик на шкаф и пытается безуспеш­но его достать. Мама предлагает ему подумать, как можно достать мячик. Алеша отвечает: «Не надо думать, надо доставать!»

Определите примерный возраст малыша.

Какие особенности мышления проявились у мальчика в данном случае?

Ответ:

Примерный возраст мальчика – 2 года и 7 месяцев. В данном возрасте появляются элементы наглядно-действенного мышления, то есть момента, когда ребенок мыслительные задачи пытается решить практически.

 

10. Миша (2 г. 2 мес.), увидев, что мама надевает пальто, спросил: «Мама, ты куда?» — «Гулять», — ответила мама. «А мы меня возьмем с собой?» — спросил малыш.

Через несколько дней Миша подошел к маме и сказал: «Миша хочет кушать!»

Почему ребенок назвал себя в третьем лице? Как формируется у ребенка самосознание?

Ответ:

С середины 3 года жизни в течение некоторого времени ребенок говорит о себе в третьем лице. В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке. Миша называет себя в третьем лице, так как он пока еще не осознает себя как отдельно взятого человека, не связанного со взрослым. Это происходит к концу 3 года под влиянием возрастающей самостоятельности ребенка. К этому времени он уже может без помощи взрослого выполнять разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате малыш начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Тогда ребенок начинает говорить о себе уже в первом лице, у него развивается самосознание.

 

11. Ваня (1 г. 3 мес.) увидел на голове у мамы меховую шапку и, радостно улыбаясь, сказал: «Кис-кис».

Какое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает это явление? Приведите примеры.

Ответы:

В развитии мышления детей раннего возраста большое место занимает обобщение, т.е. мысленное объединение предметов или действий, имеющих общие признаки. Дети часто обобщают предметы на основе сходства по случайным признакам (одному, двум). Признаки предметов могут все время меняться.

Ребенок трогает шетину на бороде папы и говорит: «Ежик коль-коль».

 

12. Не хочу кашу», — кричит Коля и отталкивает от себя тарелку. «Может быть, картошки поешь?» — услуж­ливо спрашивает бабушка. «Хочу картошки», — кричит Коля. Бабушка подает ему картошку, но внук снова отталки­вает тарелку, кричит и не ест.

Проанализируйте поведение бабушки. Назовите причину такого поведения Коли. Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста?

Ответ:

Такая позиция бабушки вызывает у внука дух противоречия (стремление все сделать наоборот). При общении с трехлетним ребенком взрослые часто испытывают трудности из–за упрямства малыша. Проявление упрямства, негативизма в основном направлено против тех взрослых, которые за ним ухаживают. К другим взрослым или к своим сверстникам негативное отношение малыш проявляет редко.

Необходимо изменить способы общения взрослого с ребенком: постараться понять его, предоставить ему разумную самостоятельность.

 

13. Я тоже хочу варить кашу», — говорит трехлетняя Нина, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще малень­кая, — отвечает мама, — кашу варят только взрослые». «Я хочу», — настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Нины? Какова роль взрослого в этот период развития дошкольника?

Ответ:

Поведение девочки – характерный пример «кризиса трех лет», который выражается в стремлении ребенка делать то, что делают взрослые.

На протяжении начального периода формирования личности очень важна роль взрослого, организующего совместную деятельность с дошкольником. Взрослый поощряет разумную самостоятельность и активность ребенка. В данном случае мама должна была помочь дочке «сварить» кашу для кукол: взять необходимую игрушечную посуду, показать и выполнить соответствующие действия, связанные с приготовлением каши. Мама должна понимать, что удовлетворение потребностей ребенка в ранний период может быть только в игре.

 

14. Ребенку подготовительной к школе группы предло­жили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»

Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления.

Ответ:

У ребенка на данном этапе не сформирована способность учиться в школе из-за чего он не может отличить обычную школьную задачку от обыденной ситуации, в следствие чего дает такой ответ.

 

15. Мама Наташи (девочке 6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управляюсь по хозяйству». Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?

Ответ:

Мама не права, так как ее ребенок пытается приспособиться к миру взрослого тем, что повторяет действия взрослых людей. В данном случае, девочка пытается помогать своей маме. Необходимо, наоборот, активно вовлекать ребенка в взрослую деятельность, рассказывать и объяснять, как нужно делать правильно, так как от этого зависит дальнейшее формирование личности и мышления ребенка, его приспособление к окружающему взрослому миру.

 

16. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: — Я расскажу и покажу тебе, как надо стирать платье для куклы. Сначала замочи его в тазике с теплой водой, а потом мокрое платье намыль мылом и потри вот так. (По­казывает.) Потом надо поменять воду и прополоскать в чис­той воде. Затем, отжав платье, повесь сушить. Когда оно высохнет, погладь его и надень чистое платьице кукле. В чем смысл такого подробного объяснения? Можно ли после подробного объяснения трудового процесса предос­тавить детям полную самостоятельность?

Ответ:

Смысл подобного объяснения в том, что ребенок узнает последовательность действий, способы их выполнения и понимает взаимосвязь между действиями и результатом.

Самостоятельность в действиях ребенку сразу предоставлять нельзя, так как у него не сформированы в достаточной степени трудовые навыки и навыки самоконтроля.

Раскрывайте перед ребенком суть процесса труда, так как она скрыта в конечном его продукте.

 

17. Пятилетний Сережа растет в неблагополучной семье: папа любит выпить, часто оскорбляет жену в присутствии сына.

На занятии по изодеятельности в детском саду Сережа изобразил на рисунке некрасивого человека. На вопрос пе­дагога: «Кто это?» — мальчик не признался, что это его отец, он уклончиво сказал, что это просто хулиган, и добавил: «Плохо, когда пьют». Объясните мотивы поведения Сережи.

Ответ:

Дети 5-6 лет любят изображать на своих рисунках членов семьи. В этом возрасте они уже хорошо осознают внутрисемейные отношения и то, кого они любят и предпочитают, а кого боятся.

Тех, кого ребенок любит, он изображает более тщательно. Если ребенок из неблагополучной семьи (как в приведенном примере с Сережей) рисует некрасивого человека, то чаще всего он не признается, что это его отец. Он просто пояснит: «Плохо, когда пьют. Это пугает детей».

Воспитателю необходимо осторожно высказываться о родителях ребенка, даже если они и заслуживают осуждения. Дошкольник очень внимателен к чужому мнению о своих родных. Для ребенка они остаются хорошими людьми, даже если не совсем правильно ведут себя.

 

18. Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Дошкольникам разных групп детского сада было предложе­но обследовать разными способами натуру. Дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерст­ке и т. д. Дети старшей группы изучали белку с опорой на зрительное ощущение. Будут ли отличаться рисунки детей разных групп? Дайте психологи­ческое обоснование своим выводам.

Ответ:

Различия в рисунках будут. Дети первой группы могут упустить многие детали строения

тела зверька, но максимальное внимание уделят изображению шерсти белочки. Дети второй группы передадут общий вид белки, но нарисуют ее без достаточной прорисовки шерсти и других особенностей. Характер изображения определяется влиянием тех или иных анализаторных систем, способом обследования и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования.

 

19. Воспитатель подготовительной к школе группы на за­нятиях по математике заметил, что Петя никогда не начи­нает выполнять задание сразу после объяснения, а старается посмотреть, как это задание делает его соседка Катя. Проанализируйте поведение Пети, укажите причины такого поведе­ния мальчика.

Ответ:

Если исключить возможное непонимание Петей задачи, то причиной такого поведения мальчика может быть несформированность у него учебной деятельности: неумение использовать средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.), отсутствие навыков самоконтроля.

 

20. Игра в «магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое — продав­цы, один — кассир, один — принимает товар, двое — сгру­жают его, покупатель — Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупки в сумку.

Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили возраст детей.

Ответ:

В данном случае описана игра детей старшего дошкольного возраста. В игре участвуют 7 человек, каждый из которых выполняет действия, связанные с определенной ролью. Игры детей более осознанные, групповые и достаточно сложные, со сложным распределением ролей и обязанностей.

 

21. Если наблюдать за рисующими детьми, перед кото­рыми поставили предмет, то можно установить общую для дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бу­маге.

Объясните причину этого явления. Каково воздействие взрослого на изобразительную деятельность детей?

Ответ:

Изобразительная деятельность дошкольника имеет свои характерные признаки. Главное для ребенка – процесс рисования, а не результат. Во время рисования ребенок много говорит, жестикулирует. Рисунки отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный опыт ребенка и его представление о предмете. Характер изображения определяется тем, что выделяет для себя ребенок. У него нет потребности в наблюдении натуры. Чаще он рисует по представлению.

Детским рисункам присуща тенденция к использованию шаблонов–образцов. Задача взрослого – разрушить застывшие шаблоны и стимулировать детское творчество.

В приведенном примере дети рисуют по представлению, стремясь передать общее впечатление. У них отсутствует потребность в систематическом наблюдении натуры.

 

22. Саша (6 лет) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку!» На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка ответил: «Машинка под диван ука­тилась, ее надо достать».

Какой вид мышления свойствен Саше? Отметьте значение данного вида мышления для психического развития ребенка.

Какие приемы использует взрослый, развивая такой вид мышления у ребенка?

Ответ:

У Саши наблюдается наглядно–образное мышление, служащее основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Этот вид мышления можно успешно развивать, применяя наглядные изображения предметов и явлений окружающей действительности.

 

23. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не де­лает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает в комнате. Проанализируйте ответ детей, объясните, чем он вызван.

Ответ:

 

Подобные ответы детей вызваны тем, что у них не сформировано понятие «труд». Без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость.

 

24. Позиция школьника не всегда связана с желанием ребенка учиться, овладевать знаниями. Его могут привлекать только внешние атрибуты школьной жизни: портфель, тетради. Выделить содержательные аспекты школьной жизни должен помочь учитель. Но чтобы ему удалось выполнить эту задачу, ребенок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Какой вид общения должен быть развит у ребенка до поступления в школу?

Ответ:

По определению М. И. Лисиной, должна быть развита внеситуативно-личностная форма общения. В этом случае он будет воспринимать учителя как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования ребенок будет выполнять точно и быстро, а на замечания не обижаться. При таком взаимоотношении с учителем школьник работает па уроке, не отвлекаясь на разговоры по посторонним вопросам.

 

25. Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рассказывает маме, что было интересно. Он с радостью говорит, что узнал, понял, чему научился. Развитие какой мотивации учения можно предположить у Вани?

Ответ:

В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мо­тивы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.