Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Направления апологетики и патристики в средневековой философии



Направления апологетики и патристики в средневековой философии

№ п/п Философское направление Философ Суть учения

 

Апологеты

Юстин Мученик -
Квинт Тертуллиан Вера не требует рационального обоснования, вера несовместима с разумом.  «Верую, потому что это абсурдно» - это открытие и признание надразумной реальности, которая дается не разуму, а высшей интуиции, божественному откровению. Внешние доказательства, постулаты интеллекта не могут породить веру. Они могут только подвести к ней человека, который уже готов к этому. Духовная чистота – путь, что ведет к истинной вере.  
Восточные патристы Григорий Богослов Василий Великий Григорий Нисским Дионисий Ареопагит Иоан Лествичник Максим Исповедник -

Западные патристы

Амвросий, Иероним -
Аврелий Августин Прошел духовную эволюцию от язычества и философских представлений поздней античности к христианству. Становится большим авторитетом западноевропейской философско-теологической мысли. Опираясь на принципы платонизма и неоплатоников систематизирует христианское мировоззрение. Работал над такими проблемами: противоречия человеческой души, связь человека с Богом, проблема добра и зла, проблемы истории и вечности и др. Наиболее известно сочинение «Исповедь». Основным смыслом человеческой жизни считал стремление к счастью, которое заключается в богопознании. Познание Бога и самопознание человека взаимосвязаны в концепции - «познай бога через душу и душу – через Бога», отсюда – особое внимание к внутреннему духовному миру человека. Сущностью человеческой души считал волю, способность делать свободный выбор, свободно отдавать свое сердце, любить. Добродетель – это любовь. Познать Бога можно только через любовь к нему. Свобода выбора, воли – и великий дар, и великое испытание для человека. Бог как абсолютное добро и любовь создал мир чистым, совершенным, свободным от зла. Свобода воли – великое зло в мире, т.к. зло вошло в мир через грехопадение. С грехом вошла в род людской и смерть. Сущность зла состоит в нарушении Божьей воли, его заповедей и морального закона, лежащего в основе человеческой совести. Зло – это свободный выбор человека. Он несет за него ответственность. Именно своеволие человека порождает зло. Рассматривая проблему соотношения веры и разума, отдает предпочтение вере. Разум нужен для восприятия христианского вероучения, но его должна опережать вера. «Веруй, чтобы понимать». Благая воля и чистое сердце – обязательные условия познания истины. Полнота истины раскрывается только через познание глубины собственной души. Человеку только кажется, что знание он получает благодаря собственному разуму из внешнего мира. На самом деле истина находится в человеческой душе и открывается она интуитивно-мистическим способом через просветление человеческого мышления божественным светом. Классическое решение проблемы времени и вечности: Божественное существование – существование абсолютной вечности, время же характеризует созданный мир. В божественной сущности не может быть «до» и «после», есть вечное «теперь». Реально существующим временем, его сущностью есть вечное «сейчас», настоящее время. Поэтому время и вечность не разные сущности, они есть разными определениями одного и того же. Проблема соотношения вечности и времени связана с христианской идеей спасения: человеческая жизнь ограничена временем, поэтому должна быть ориентирована на вечность. Сделал попытку создания философско-исторической концепции: вся человеческая история – это борьба двух царств - «царства Божьего» и «царства человеческого».  Царство Божье – символическое обозначение меньшинства праведных людей. Царство земное – образ живущих без божественной благодати. Смысл истории – моральный прогресс человечества, расширения царства Божьего благодаря вмешательству божественной воли в человеческую историю. Сторонник эсхатологии – учения о конце истории, о переходе исторического времени в божественную вечность.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.