Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музейная педагогика в детском саду



Музейная педагогика в детском саду

 

Много замечательных традиций есть у нашего народа. Это то, что объединяет народ, связывает поколения. Хочется сохранить их и передать подрастающему поколению, в руках которого будущее нашего славного Отечества. Как же передать детям все эти ценные знания достоверно и доступно. Дошкольный период – это самый благоприятный «нежный» возраст, когда ребенок восприимчив и как губка впитывает все, что его окружает; впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Именно в детстве начинают развиваться те чувства, черты характера, которые определяют последующий путь жизни, связывают человека со своим народом.

Я, Устюжанова Наталья Викторовна, педагог-организатор в детском саду. На своих занятиях я работаю по программе «Здравствуй, музей!», разработанной сотрудниками Государственного Русского музея. Цель этой программы:

Программное содержание занятий

1. Создание условий для формирования у старших дошкольников проявлений эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, творческой деятельности.

Формировать ценностное отношение к искусству, музейным сокровищам; желание принимать участие в их сохранении. Воспитывать чувство гордости, желание сохранять культурное наследие Санкт-Петербурга и России; развивать стремление изучать историю и культуру города, интересоваться культурной жизнью города (посещать музеи, театры, выставки).

Воспитывать уважительное отношение к художественным произведениям, национальным традициям, мировым культурным ценностям. Стимулировать проявления интереса к созерцанию красоты в окружающем мире и искусстве.

Обогащать опыт созерцания и переживания красоты. Развивать эстетический вкус, эмоции, умение окликаться на прекрасное в окружающей среде и в искусстве. Формировать эстетическую оценку и активизировать высказывание эстетических суждений по поводу предметов и явлений окружающей среды, произведений искусства.

1.Освоение искусства. Развитие устойчивого интереса к произведениям искусства (рассматривание произведений искусства, восприятие средств выразительности, освоение видов и жанров).

Обогащать опыт восприятия разных по содержанию и средствам выразительности произведений.

Развить художественное восприятие, умение понимать художественный образ, соотносить художественный образ и средства выразительности на материале разных видов искусства.

Учить выделять средства выразительности разных видов искусства (цвет, линия, ритм, композиция и др.).

Продолжать знакомить детей с общеизвестными произведениями живописи.

- пейзажами И.И. Шишкина, И.И. Левитана, В.А. Серова, И.К. Айвазовского, И.Э. Грабаря, Н.К. Рериха, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, К.Ф. Юона и др.;

- портретами И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Тропинина и др.;

- натюрмортами П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, М.С. Са- Рьяна, И.Т. Хруцкого и др.;

- жанровыми полотнами А.Г. Венецианова, А.А. Пластова, Й.Е. Репина, З.С. Серебряковой и др.

Продолжать знакомить детей с графикой на примере иллюстраций к детским книгам Ю.А. Васнецова, И.Я. Билибина, Т.Г. Юфы, А-Ф. Пахомова, В.М. Канашевича и др.;

Продолжать знакомить детей со скульптурой на примере творчества П.К. Клодта, Ф. Фальконе, А.М. Опекушина, М.А. Аникушина и др.;

Продолжать знакомить детей с архитектурой на примере ансамбля Дворцовой площади, Петропавловской крепости, Михайловского замка, Летнего дворца Петра I, фонтанов, мостов, декоративной скульптуры (содержание может уточняться па основе ознакомления с художественно-краеведческими достопримечательностями).

Продолжать знакомить детей с народными промыслами России на примере произведений Гжели, Хохломы, Семенова и т.д.

Обогащать представления об искусстве. Подводить к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир. Учить различать народное и профессиональное искусство. Способствовать размышлению (на доступном уровне, в специально созданных образовательных ситуациях) об общих и особенных чертах разных видов и жанров искусства (портрет в живописи и скульптуре и т.д.).

Углублять и обогащать представления о живописи и ее средствах выразительности. Познакомить с изобразительной манерой некоторых художников. На конкретных примерах обращать внимание детей на такие средства выразительности, как цвет, точка, линия, штрих, контур, симметрия, ритм, пропорции. Познакомить с такими изобразительными материалами и техниками, как масляные краски, акварель, гуашь и др.

Создавать условия для начального обобщения опыта и сложившихся представлений о жанрах искусства:

- натюрморте, его видах (по содержанию), особенностях средств выразительности. Обратить внимание на символический характер некоторых используемых в натюрмортах деталей;

- пейзаже и его видах (морской, городской и др.) и возможностях в передаче настроения и переходных состояний;

- портрете и его видах (автопортрет, детский, парадный портрет и т.д.), композиционных и колористических особенностях;

- жанровой (бытовой) живописи и особенностях ее содержания.

Способствовать первоначальному обобщению представлений детей о графике. Обогащать опыт восприятия разных видов графики (станковая, книжная). Развивать умения выделять некоторые средства выразительности (линия, точка, штрих, контур, цвет) и особенности композиционного решения графических работ. Подводить к пониманию назначения и особенностей иллюстрации. Подводить к пониманию того, что художник создает иллюстрации и макет книги, учитывая особенности текста литературного произведения. Формирование первоначальных представлений о манере автора в создании сказочной и анималистической иллюстрации. Вызывать интерес к графическим работам и показать возможности некоторых изобразительных материалов и техник (графитный карандаш, сангина, пастель и т.д.).

Расширять (на доступном уровне), углублять и обобщать представления о скульптуре как виде изобразительного искусства, создающем объемные образы человека, животных; ее видах (монументальной, станковой; объемной и рельефной). Формирование понимания назначения скульптуры; обогащение представлений о средствах выразительности и особенностях материала, техник его обработки, композиции произведения; его связи с окружающей средой (если речь идет о монументальных скульптурах) и т.д. Показать специфику труда скульптора, познакомив детей с техниками лепки и высекания, инструментами скульптора.

Развивать представления о разнообразии народных промыслов, используемых мастерами материалах. Продолжать знакомить с произведениями народных промыслов Гжели, Семенова (хохлома), Жостово и др., историей их создания, функциональным назначением произведений народных промыслов и их стилевыми особенностями. Подводить к пониманию связи предметов народных промыслов с народным бытом, природой, культурой, традициями и обычаями, а также выявлению их художественных особенностей (яркости, нарядности, обобщенности, стилизации, декоративности). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям народного искусства.

Продолжать знакомить с архитектурой, расширять представления о видах зданий и их назначении (промышленные, общественные, жилые), устанавливать связь между словами «польза», «прочность», «красота». Развивать умение выделять сходство и различие в архитектурных сооружениях одинакового назначения. Замечать их особенности в зависимости от использованных архитектором материалов, цветового решения, доминирования в облике зданий вертикальных или горизонтальных линий, декора (колонны, портики, арки, решетки, скульптура, мозаика и т.д.). Познакомить с известными краеведческими архитектурными памятниками.

Расширять знания о творческой деятельности, ее особенностях, учить называть виды деятельности, профессию деятеля искусства (художник, скульптор, архитектор, дизайнер).

Стимулировать использование в речи слов, обозначающих виды и жанры искусства, средства выразительности, названия произведений искусства и памятников, творческих профессий (скульптор, архитектор, художник, дизайнер, иллюстратор), изобразительных материалов и инструментов.

3.Обогащение опыта посещения музеев. Поддерживать и активизировать интерес к посещению музеев и освоению музейных предметов. Расширять и углублять представления о специфике коллекций разных музеев. Поощрять выполнение правил поведения в музее, общения с музейным предметом. Расширять и углублять опыт восприятия музейного подлинника. Совершенствовать навыки музейной коммуникации. Активизировать проявление самостоятельности и инициативы в процессе освоения предметов в условиях музея.

4.Обогащение представлений об окружающей среде, способствующих более глубокому (на доступном уровне) пониманию воплощенного в произведении искусства художественного образа.

5.Развитие сенсорных, эстетических, творческих, познавательных способностей и сенсорного опыта как основы художественно-эстетического развития дошкольников. Обогащать сенсорный опыт детей, активизировать обследование различных свойств и качеств предметов (прозрачности, шероховатости, прочности и т.д.). Дифференцировать различение оттенков, различных форм, пропорциональных соотношений. Углублять обследование различных материалов и веществ, используемых в процессе художественной деятельности (глина, песок, вода, мрамор, камень, сталь и т.д.). Расширять и активизировать использование сенсорных эталонов и представлений о цвете, оттенках, формах, фактурах, материалах в творческой деятельности.

Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), умение наблюдать, всматриваться в явления мира, замечать их изменение. Активизировать и поддерживать проявление исследовательского поведения в отношении освоения средств выразительности видов и жанров искусства; замечать противоречия, проблемы, выдвигать предположения, участвовать в экспериментировании с различными материалами, инструментами (на доступном уровне).

Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии и др.).

Развивать творческие способности в процессе восприятия объектов окружающей среды, произведений искусства и собственной изобразительной деятельности.

Обогащать представления и умения, способствующие созданию выразительного образа в собственной изобразительной деятельности и дифференцированному восприятию произведений изобразительного искусства, обогащать представления о разнообразии цветов и оттенков, продолжать учить созданию цвета и оттенков (стимулировать самостоятельный поиск получения оттенков). Обращать внимание на изменчивость цвета в природе в связи с климатическими и временными особенностями освещения и т.д.; развивать композиционные умения.

6.Активизация субъектных проявлений детей. Активизировать самостоятельность, инициативу, субъектные проявления в процессе освоения произведений изобразительного искусства и собственной изобразительной деятельности, восприятия эстетически привлекательных объектов. Активизировать желание детей высказывать собственные предпочтения, ассоциации, понимание художественного образа произведения и т.д. Развивать (на доступном уровне) у дошкольников рефлексию собственного опыта («Я чувствую...», «Я люблю заниматься...», «Мне интересно узнать о...», «Я хотел бы научиться, посмотреть»), Поощрять отражение впечатлений, переживаний и ассоциаций в продуктивных видах деятельности, игре, речевом творчестве (см. методическую подсказку № 3).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.