|
|||
Конспект Урока толерантности.. Познавательное развитие в средней группе.. Цель: Показать, что, мы, как люди XXI века, должны быть восприимчивы ко всему разнообразию, которое есть в мире. Различия кого-либо – это показатель его индивидуальности, именно неп
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 222 г. Челябинска» Россия, 454048, г. Челябинск, ул. Верхнеуральская, 20а; ул. Образцова 7; ул. Худякова 23а; тел/факс (351)260-83-32; E-mail: mdouds110@yandex.ru Конспект Урока толерантности. Познавательное развитие в средней группе. Номинация: акции в образовательных учреждениях города Челябинска: «проведение Урока толерантности». Разработал: Воспитатель: Мишина Екатерина Александровна
Челябинск 2021 г. Воспитатель:Мишина Екатерина Александровна. Стаж работы: 5 лет. Средняя группа: занятие (20 мин.) Форма проведения: фронтальная (15-20 чел.) Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие. Цель: Показать, что, мы, как люди XXI века, должны быть восприимчивы ко всему разнообразию, которое есть в мире. Различия кого-либо – это показатель его индивидуальности, именно непохожесть на окружающих делают человека уникальным. Образовательные: 1. Дать первоначальные представления на тему толерантности; 2. Формировать навыки эффективного взаимодействия с педагогом через умение слушать его, выстраивать элементарные логические цепочки (ослика не принимали окружающие из-за цвета шерстки не такого, как у остальных); 3. Показать, что внешние различия между людьми (детьми), такие как: цвет кожи, разрез глаз, манера одеваться, - ни коим образом не влияют на их способности в чем - либо; 4. Выяснить, что гораздо важнее в человеке – это его поступки и именно на них надо обращать внимание в оценке этого человека; 5. Формировать представление о причинно-следствненной связи между явлениями и событиями. Развивающие: 1. Развитие любознательности и познавательной мотивации; 2. Формирование первичных представлений об окружающем мире, о себе, других людях; 3. Развивать понимание таких понятий как индивидуальность, терпимость, уважение; 4. Обогащать словарный запас дошкольников; существительные: (поэзия, строфа, окрас, художник, холст, бремя), прилагательные: (знаменитый, перламутровый, непринужденный, тягловый, исключительный), глаголы: (отличается, замечает, обращает) и пр. 5. Поощрять инициативу, отвечать на вопросы; (Почему ослика не принимали окружающие? Что разглядел в нем художник?). 6. Развивать внимание, воображение, восприятие, память; Воспитательные: 1. Помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности (уважение индивидуальности, принятие человека таким какой он есть, видеть в нем достоинства в первую очередь). 2. Воспитывать чувство коллективизма и совместной деятельности; 3.Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство милосердия и сострадания. Планируемые результаты:усвоение картины мира, при которой, все существа на Земле отличаются друг от друга – это и делает наш мир прекрасным и удивительным. В тоже время всегда можно найти того, кто будет любить тоже самое, что и ты, тем же самым увлекаться и это может быть мальчик или девочка; из этого города или из другого; с совершенно разнообразными внешними данными, главное, чтобы вам вместе было интересно и вы заряжались друг от друга волшебными частичками доброты. Технологии: 1. Личностно - ориентированные; 2. Проектная деятельность. Материалы и оборудование: проектор, где будут иллюстрироваться картинки для сказки и упражнения, игрушка мягкая розового ослика. Предварительная работа: Выяснить, что детям вообще известно на тему толерантности - принятие других людей как самого себя, в том числе с тем, что может быть не понятно, но при этом принимать все равно. Есть ли в группе конфликты, связанные с нетерпимостью по отношению к какому-либо ребенку (очень маленький или, напротив, очень высокий и крупный, молчаливый или, наоборот, слишком докучающий ). Поиграть всем вместе в подвижные игры, направленные на командную работу, для развития чувства локтя, для формирования дружественной и позитивной обстановки. Если есть уголок примирения – использовать его для решения конфликтов, возникающих в группе. Ход занятия: Организационный момент:1. Приветствие (1 мин.) 2. Основная часть (17-18 мин.) 3. Рефлексия (1-2 мин.) Приветствие: Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Александровна, рада Вас видеть!» Ответ детей: «Здравствуйте!» Основная часть17-18 мин.): Воспитатель: Сегодня, я пришла к вам не одна, а с другом, познакомьтесь пожалуйста – это ослик, зовут его Пинк. Как вы думаете, есть ли что-то необычное в этом ослике? Дети: Он розового цвета. Воспитатель: Правильно, он пришел вместе со мной, чтобы рассказать вам сказку. Сказку о розовом ослике. Послушаем? Дети: Да! Воспитатель: итак, Пинк, давай расскажем ребятам сказку про ослика. В некотором царстве, в некотором государстве, никто уже не помнит, когда именно это было, но помнят, что события тех лет стали знаменательными и очень поучительными для всех, всех людей. В семье самого обыкновенного ослика, где все поколения: и бабушки, и прабабушки несли тягловое бремя всю свою жизнь, неожиданно для всех родился маленький ослик с розовой шерсткой. С самого его детства над ним смеялись братья и сестры, соседи и даже хозяйские собаки облаивали его, выделяя среди других. Маленький ослик был совершенно непохож на всех остальных: его уши были слишком длинные, шерстка была очень пушистая с ярко-выраженным розовым окрасом, еще и с перламутровым отливом. Но хуже всего было то, что ослик был совершенно не способен возить телегу, его тельце было слишком неразвитым, копыта неустойчивыми, а сам он вовсе не отличался координацией и расторопностью. Так и протекали длинные серые дни маленького розового ослика. Мать жалела его, подкидывая ему то маленькую морковку, то сушеную редиску, но все равно Пинк был очень тощим и едва волочил ноги. Однако он вовсе даже не отличался суровым нравом, злобой и агрессией по отношению к окружающему миру. Напротив, он писал стихи. Его поэзия была легка и непринужденна. Он складывал строфы, черпая вдохновение из всего, что его окружало. Например, в минувшую среду, когда хозяйка привезла новых поросят, он сочинил: «Хрю да хрю звучит повсюду, На потеху всему люду! Пятачки и хвост крючком, Бодро бегают кругом!» Никто не жаловал маленького ослика и стихи его всерьез никто не воспринимал. Но как-то раз, когда зима еще не вступила в полные свои права, а осень едва решилась покинуть свое пристанище, произошла удивительная история, которая перевернула жизнь юного Пинка с ног на голову. В ту пору знаменитейший и талантливейший художник Морель странствовал по свету в поисках вдохновения. Он прославился своим умением находить необыкновенное и красивое в самых заурядных вещах. Он во всем видел нечто прекрасное. Морель не делал различие между богатыми и бедными, он не понимал, как можно считать одного красивым, а другого нет. Чтобы попасть к нему на холст достаточно было проявить одно из своих добрых качеств, а таких, считал художник в каждом существе необъятное множество. Морель остановился на ночлег на ферме, где жил Пинк. Он сделал несколько набросков дивных деревенских пейзажей, его заинтересовали гуси, важно вышагивающие по двору с видом, что только они здесь по-настоящему занимаются делом. И тут, о чудо! Он не поверил своим глазам! Его взору представился ослик удивительного ни на что не похожего цвета! Пожалуй, постойте-ка, он видел его раньше! Пролетая на аэроплане над Соляными озерами Сан-Франциско, Морель дивился кораллово-перламутровому оттенку таинственной глади воды! Воистину, природа настолько прекрасна, что передать ее великолепие не под силу даже самому искусному мастеру! И вы не поверите, но именно такой окрас был у ослика! Пинк был очень удивлен восхищением Мореля, однако, набравшись храбрости, рассказал ему еще и о том, что он пишет стихи! Художник был ошеломлен. Беседуя друг с другом два исключительных существа на планете делились друг с другом своим даром – первый из которых была терпимость к недостаткам других, к собственной непохожести, к умению быть выше и мудрее происходящих подле нас обстоятельств. Каждый важен, мы все особенные. Критикуя или обращаясь уничижительно к кому-либо, мы в одном заглушаем его необъятный потенциал, а в другом уничтожаем веру в человечество, что в каждом есть достоинства. И все мы имеем право на сочувствие, уважение и любовь. Ну что, ребята, понравилась вам история Пинка? Дети: Да, а как он здесь оказался? Воспитатель: Ну это очень просто. Художник забрал его с собой в путешествие. Ослик прожил много лет, а потом пожелал стать игрушкой в детском саду и радовать ребятишек. А заодно своим примером показывать, что все мы разные. Посмотрите друг на друга. Есть девочки, есть мальчики. У вас разный рост, разная длина волос, разные глаза. Кто-то из вас хорошо бегает, а кто-то не очень. Кто-то легко запоминает стихи, а кому-то нужно больше времени. Но все вы важны! Таких больше нет во всем мире! Нужно беречь друг друга, ценить и уважать. Я предлагаю вам сделать упражнение. У меня в руках цветочки. Каждый из вас выходит в центр и называет одного из группы по имени и говорит ему что-то приятное. Тот встает и принимает цветок, в свою очередь называя следующего. Игра называется «Эстафета доброты». Дети проводят «Эстафету доброты» Воспитатель: Вы все молодцы, в хороших словах заключена огромная волшебная целительная сила! Они могут даже излечить больного! Каждое, произнесенное нами, хорошее слово облетает Землю вокруг и возвращается к нам и становится частью нас. Чем меньше вы произносите плохих слов и чем больше хороших, тем более хорошими людьми вы станете, когда вырастите: отзывчивыми и заботливыми. Теперь давайте сделаем упражнение, которое не смотря на наши различия поможет нам общаться всем вместе, находить общий язык. Я показываю вам картинки, а вы говорите любите вы то, что изображено или нет. (Показывает картинки: мороженное, конфеты, летний пейзаж, зимние горки, картинка с дедом Морозом, затем картинки ребенка, который болеет (с градусником во рту), дождливая мрачная погода, лекарства и т.д. После чего делает вывод, вот ведь как, почти всем вам нравится и не нравится одно и тоже! Я тоже люблю мороженное и терпеть не могу болеть, значит нам всегда будет о чем поговорить, не смотря на все наши различия. Рефлексия: Сегодня вы узнали много интересного о том, что наш мир очень многообразен. Чего в нем только нет! И каждое, населяющее его существо, имеет ценность. Мы все важны независимо от того как мы выглядим, откуда мы. Нас многое связывает и многое различает. Подумайте сами, разве интересно было бы жить на белом свете если бы все были одинаковыми. Ника, представляешь себе, смотришь на Ксюшу и видишь свое отражение как в зеркале! Наши друзья дополняют нас. Они с нами играют потому что им интересно тоже самое, в то же время, что-то делаете вы хорошо, а что-то ваш друг. Например, Артем хорошо бегает, а Саша прыгает, вы можете вместе поиграть в Салки, а потом в Чехарду и обоим будет весело. Спасибо Вам большое за такое познавательное занятие! Вера знает столько добрых слов! Какая молодец! А Миша, Паша, Даша, Илюша, Вера….так внимательно меня слушали, молодцы! Понравился вам ослик Пинк? Будете с ним играть? Спасибо Вам, я очень рада! До новых встреч друзья! Использованная методическая литература: 1. Анисимов В.В. «Общие основы педагогики». – М., г. 2006, 311с.; 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968, 267с.; 3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия. Первая младшая группа. По программе «От рождения до школы» Волгоград: Учитель 2012, 271с.; 4. Высокова. Т.П.Сенсомоторное развитие детей раннего возраста : программа, конспекты занятий / авт.-сост. - Волгоград : Учитель, 2010.,168с.; 5. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования под редакцией Москва Обруч, 2010 г.; 431с.; 6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений под ред. В.А.Сластенина. – 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 7. Томашевская Л.В., Е.Ю. Герц «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду», УМК, СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г., 96с. 8. Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», 125с.; 9. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д.Б.Эльконин. М.: Академия, 2004, 262с.; 10. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.
|
|||
|