|
||||||||||
Методика организации слушания музыки. Подготовка восприятия детей дошкольного возраста к слушанию музыки.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий Методика организации слушания музыки. Подготовка восприятия детей дошкольного возраста к слушанию музыки.
С чего начинается музыка? Музыка начинается с тишины. Слова Генриха Нейгауса, учителя Святослава Рихтера.
Основная цель этого вида деятельности - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. Основные Задачи. ♦ знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам; ♦ формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам; ♦ развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке; ♦ воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса; ♦ формирование навыка слушания музыки; ♦ создание фонда любимых детских произведений. ФОРМЫ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах. 1. Дети встречаются со слушанием музыки в других видах музыкальной деятельности- в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный материал. То есть слушание музыки является методическим приемомработы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности. 2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов. 3.Целое занятие посвящено слушанию. (доминантное). (Доминирует один вид деятельности). С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее характер, средства выразительности и способны более длительное время 4.Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь Слушание как часть обычного музыкального занятия может занимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на котором дети только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной группах.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ПРОХОДИТ ПО ТРЕМ ЭТАПАМ:
1. Целостное восприятие. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением. 2. Дифференцированное восприятие. Повторное слушание, уточнение отдельных эпизодов. Разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности.. 3. Узнавание произведения. Повторное целостное восприятие, создание образа
На каждом из этих этапов применяются определенные методические приемы обучения. На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание. Важно тщательно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, которые будут сопутствовать исполнению. В младших группах в ходе пояснений педагог может использовать художественную игрушку, помогающую восприятию музыкального образа. Судить об активном музыкальном восприятии следует по высказываниям детей, а также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые свидетельствуют о заинтересованности детей или об отсутствии таковой. На втором этапе - повторном слушании - перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно использовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, педагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти. На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь пережить вызванные ими чувства. Желательно, чтобы знакомые детям музыкальные произведения исполнялись на разных инструментах - аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкально память, воображение.
Литература для изучения 1..Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с. 2.Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998 https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.
3.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М., 4. « Настроения, чувства в музыке» /О.П. Радынова/ Москва ТЦ Сфера.,2009
|
||||||||||
|