Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика организации слушания музыки.  Подготовка восприятия детей дошкольного возраста к слушанию музыки.



 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Методика организации слушания музыки.  Подготовка восприятия детей дошкольного возраста к слушанию музыки.

 

С чего начинается музыка? Музыка начинается с тишины.

Слова Генриха Нейгауса, учителя Святослава Рихтера.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

 

В течении 30 секунд сосредоточиться и послушать «тишину» в групповой комнате.
В течении 30 секунд послушать звуки за пределами групповой
В течении 30 секунд послушать звуки за пределами дошкольного учреждения (звуки улицы)

 

Основная цель этого вида деятельности - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.

Основные Задачи.

♦ знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;

♦ формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

♦  развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

♦ воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

♦ формирование навыка слушания музыки;

♦ создание фонда любимых детских произведений.

                              ФОРМЫ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах.

1. Дети встречаются со слушанием музыки в других видах музыкальной деятельности- в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям пред­лагается послушать соответствующий музыкальный материал. То есть слушание музыки является методическим приемомработы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности.

2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слу­шанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слу­шают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов.

3.Целое занятие посвящено слушанию. (доминантное). (Доминирует один вид деятельности). С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее харак­тер, средства выразительности и способны более длительное время
сосредоточивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как
оно является спокойным видом деятельности, не требующим боль­шой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4-5 произведений, из которых 1-2 инструментальные, а осталь­ные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном - простейший анализ музыкальное произведения. Кроме музыки в.такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, сти­хотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. Например: «Песни и пляски нашего народа», «Зима», «Хорошо у нас в саду» и т. д. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более одного-двух произведений) и уже знакомый детям мате­
риал. Новый впоследствии закрепляется в ходе обычных музы­кальных занятий.

4.Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слу­шанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь
не проводится анализ музыкальных произведений. Даются назва­ния пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают произведение. Положительным моментом
на концертах является знакомство детей с различными музыкаль­ными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада. Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает инте­рес к музыкальным произведениям, они невнимательно слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал.

Слушание как часть обычного музыкального занятия может за­нимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на котором дети только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной группах.

 

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ПРОХОДИТ ПО ТРЕМ ЭТАПАМ:

 

1. Целостное восприятие. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.

2. Дифференцированное восприятие.  Повторное слушание, уточнение отдельных эпизодов. Разбор произведения, привлечения внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности..

3. Узнавание произведения. Повторное целостное восприятие, создание образа

 

На каждом из этих этапов применяются определенные методические приемы обучения.

На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка.

На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание. Важно тщательно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, которые будут сопутствовать исполнению.

В младших группах в ходе пояснений педагог может использовать художественную игрушку, помогающую восприятию музыкального образа.

Судить об активном музыкальном восприятии следует по высказываниям детей, а также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые свидетельствуют о заинтересованности детей или об отсутствии таковой.

На втором этапе - повторном слушании - перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно использовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, педагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь.

Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях о музыке.

В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь пережить вызванные ими чувства.

Желательно, чтобы знакомые детям музыкальные произведения исполнялись на разных инструментах - аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкально память, воображение.

 

Литература для изучения

1..Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

2.Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.

 

3.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М.,

4. « Настроения, чувства в музыке» /О.П. Радынова/ Москва ТЦ Сфера.,2009

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.