|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕКОМЕНДАЦИИ. ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ВУЗов ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ. Учебно-методическое пособиеРЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ВУЗов ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
Рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки курсантов всех курсов по разделу « Методическая подготовка », а также для преподавателей физической подготовки. Данные рекомендации подготовлены доцентом кафедры физической подготовки Титаренко С.А. и ст. преподавателем кафедры Осадчим Е.В. в соответствии с требованиями приказа МЧС № 153 от 30.03.2011 г. и . № 402 “О внесении изменений в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153”, а так же учебного плана и программы по физической подготовке.
В В Е Д Е Н И Е
Физическая подготовка обучающихся учебных заведений ГПС МЧС России наряду с решением общих и специальных задач направлена на овладение теоретическими знаниями, организаторско-методическими умениями в руководстве физической подготовкой личного состава, ее организации и проведении.
В результате освоения программы по физической культуре ВУЗа обучающийся должен:
З Н А Т Ь -на 1 курсе - роль и место физической культуры в обществе; - влияние физической подготовки на повышение уровня подготовки сотрудников ГПС; - систему, цели и задачи физической подготовки. -на 2 курсе - содержание физической подготовки; - методику формирования основных физических качеств; - методику проведения форм физической подготовки. -на 3-5 курсе –порядок проверки и оценки физической подготовки сотрудников; - требования руководящих документов по организации и проведению спортивно-массовой работы.
У М Е Т Ь
- на 1 курсе - обучать физическим упражнениям, приемам и действиям - на 2 курсе - проводить утреннюю физическую зарядку; - проводить отдельные части учебного занятия -на 3-5 курсе – проводить учебные занятия по физической подготовке; - оценивать индивидуальную физическую подготовленность сотрудников; - проводить состязания по программе физической подготовки; - планировать физическую подготовку в подразделении, вести контроль и учет.
Организаторско-методические умения формируются путем выполнения практических действий изложенных в заданиях по методической практике. Материал заданий распределен по принципу от простого к сложному, и каждое последующее опирается на предыдущее. Обучающийся изучает задание на практических занятиях и совершенствуется в его выполнении, как в ходе этого занятия, так и самостоятельно. В процессе занятия формируются умения и навыки в объяснении техники выполнения упражнений, оказании помощи и страховки, определении и исправлении ошибок. Во время самостоятельной подготовки совершенствуется личная практическая подготовка, изучается порядок выполнения заданий, запоминаются команды и распоряжения.
ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Тема: « Обучение физическим упражнениям приемам и действиям» Задание по методической практике №1 « Проведение строевых приемов »
Последовательность действий обучающегося: - Выйти на место построения, скомандовать : «Отделение, РАЗОЙДИСЬ, КО МНЕ , в одну шеренгу СТАНОВИСЬ » -Выйти перед серединой строя, провести повороты на месте на лево, кругом, размыкание влево, применяя команды: «Отделение, РАВНЯЙСЬ, СМИРНО», «НАЛЕВО», «НАПРАВО», «КРУГОМ», «ВЛЕВО РАЗОМКНИСЬ», «ВПРАВО СОМКНИСЬ», «ОТДЕЛЕНИЕ ВОЛЬНО». Основные требования к обучающемуся: - в момент подачи команд принимать строевую стойку – четко отделять исполнительную часть команды: - определять и исправлять ошибки, применяя команду «ОТСТАВИТЬ».
Тема: « Обучение физическим упражнениям приемам и действиям » Задание по методической практике №2 « Проведение общеразвивающего упражнения на месте»
Последовательность действий обучающегося: - Назвать упражнение в соответствии с его предназначением, ( упражнение потягивающее, для мышц рук, туловища, ног, для мышц всего тела». - Образцово, однократно, в зеркальном отображении, с одновременным подсчетом показать упражнение. - Коротко выделить главное в упражнении ( направление, темп, точность и т.п.). - Скомандовать « ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИНЯТЬ » ( если упражнение выполняется из положения строевой стойки, то подать команду «СМИРНО». - Подать команду: «УПРАЖНЕНИЕ НАЧИНАЙ» (при необходимости указать в какую сторону). - Вместе с обучаемыми несколько раз выполнить упражнение, вести подсчет в его ритме, не прерывая упражнение, вносить коррективы в действия обучаемых, в случае невозможности исправить качество выполнения движения, подать команду «ОТСТАВИТЬ», сделать замечания и продолжить выполнение упражнения обучаемыми. - Для окончания упражнения вместо последнего счета подать команду «СТОЙ», обучаемые принимают положение строевой стойки, далее следует команда «ВОЛЬНО». - Подвести итог выполнения главного в упражнении. Основные требования к обучающемуся: - точное соблюдение последовательности при обучении: -умение предупреждать и исправлять ошибки. Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям» Задание по методической практике №3 « Проведение общеразвивающих упражнений в движении.»
Последовательность действий обучающегося: - Построить группу в одну шеренгу. - После поворота на право скомандовать: «Группа, в обход зала ШАГОМ МАРШ». - Назвать и показать упражнение, двигаясь навстречу строя. - При необходимости подать команду: « Исходное положение ПРИНЯТЬ.» - Скомандовать: « Упражнение НАЧИНАЙ (исполнительную команду подать в момент постановки левой ноги). - Двигаясь навстречу строя, вместе с обучаемыми несколько раз показать упражнение, подсчитывать, не нарушая ритм упражнения, вносить коррективы в действия подчиненных. - Для окончания выполнения упражнения, вместо двух последних счетов подать команду: « Упражнение ЗАКОНЧИТЬ». - Перевести группу на бег по команде «Бегом МАРШ », ритмично подсчитывать так, чтобы счет « РАЗ» совпадал с моментом постановки левой ноги направляющего. - Для перевода группы с бега на шаг подать команду «Шагом МАРШ» (исполнительная часть команды подается в момент постановки левой ноги), следить за тем, чтобы обучаемые после двух шагов по инерции одновременно начали движение шагом с левой ноги. - Провести перестроение из колонны по одному в колонну по два после поворота на лево, применив команду «Налево по два МАРШ», исполнительную часть команды подать под левую ногу в удобном для перестроения месте, разомкнув на дистанцию и интервал два – три шага по команде: «Интервал и дистанция ТРИ ШАГА», остановить группу командами: «Группа, на МЕСТЕ, СТОЙ». - После поворота направо перевести для движения в обход зала командой «Слева в колонну по одному в обход по залу «ШАГОМ МАРШ». Основные требования к курсанту: - уметь правильно выбирать для управления группой в движении; - уметь подавать команды в ритме упражнения под ногу.
Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям» Задание по методической практике №4 « Обучение физическому упражнению методом по-разделениям»
Последовательность действий обучающегося:: - Назвать, образцово, в зеркальном отображении показать 1 комплекс вольных упражнений. - Объяснить его назначение, выделить для обучения части на 4 или 8 счетов. - Если необходимо, подать команду: «Исходное положение ПРИНЯТЬ», предупредить «ПО-РАЗДЕЛЕНИЯМ назвать движение, скомандовать «Делай РАЗ», определить и исправить ошибки в выполнении. - Назвать следующее движение и скомандовать: «Делай ДВА», внести коррективы и так далее, в зависимости от количества счетов изучаемой части упражнения. - Повторить упражнения, не называя действий, а только указывая «Делай РАЗ» и так далее. - Приступить к тренировке в выполнении изучаемого упражнения слитно по команде: «Упражнение НАЧИНАЙ». - Подвести итог выполнения поставленной задачи. Основные требования к курсанту: - образцово показать 1 КВУ; - Умение выделить часть комплекса для его разучивания по-разделениям; - Знание названия и техники выполнения движений; - Умение определить, предупредить и исправить ошибки.
Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям» Задание по методической практике №5 « Проведение упражнений в движении и на месте поточным способом»
Последовательность действий обучающегося:: а) В движении - группа движется шагом в обход зала; - назвать упражнение, и для его начала подать команду «МАРШ», например: «На носках МАРШ», двигаясь навстречу строя, показать упражнение, ритмично подсчитывая, в темп выполнения задания вносить коррективы в действия обучаемых; - не подавая команды об окончании выполнения упражнения, назвать новое действие, и, после команды «МАРШ», приступить к его выполнению, действуя аналогично, провести три-четыре упражнения в ходьбе и беге. б) На месте - указать предназначение упражнения, например:» упражнение для мышц рук, для развития гибкости и подвижности в суставах», при необходимости дать команду о принятии исходного положения; - предупредить о поточном характере выполняемого задания начать упражнение, например: «Вместе со мной, потоком, упражнение начи-НАЙ»; - вместе с обучаемыми выполнять упражнения, ритмично подсчитывая, вносить коррективы, не нарушая темпа выполнения, на последнем счете предпоследнего такта повысить голос и вместо последнего счета выполняемого движения принять новое исходное положение и, после небольшой паузы, перейти к выполнению очередного упражнения: Основные требования к обучающемуся: - знать названия выполняемых упражнений, владеть интонацией и показом.
Тема: « Методика проведения форм ФП» Задание по методической практике №6 « Проведение подготовительной части учебного занятия» Последовательность действий обучающегося:
- изучить данное задание, подобрать строевые упр., и по два упражнения, для всех мышечных групп, выполняемых на месте и в движении. - построить отделение в одну шеренгу. - провести два упражнения в ходьбе, применяя метод назвать, показать, выполнить. - перевести отделение на бег и провести два упражнения потоком, применяя команду «МАРШ». - перестроить отделение поворотом налево по два, разомкнуть на интервалы и дистанцию два шага, остановить группу; - провести общеразвивающие упражнения на месте в последовательности: на плечевой пояс, туловище, ноги, на все основные группы (комплексное упражнение) это упражнение провести методом по - разделениям; - упражнения в прыжках провести потоком, подав команду: «Вместе со мной, потоком, упражнение начи-НАЙ»; - перестроить отделение для движения в обход зала по команде: «Слева в колонну по одному в обход зала шагом МАРШ»; - остановить отделение на месте исходного построения; - затратить на проведение 8-10 мин.; - основные требования к обучающемуся: уметь применять на практике предыдущие знания и навыки.
Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям» Задание по методической практике №7а « Обучение на отдельном снаряде, учебном месте »
Последовательность действий курсанта: - построить отделение у места занятия (снаряда); - выйти из строя и скомандовать: «гимнастическую стойку ПРИНЯТЬ»; - назвать и показать упражнение; - объяснить главное в технике его выполнения; - указать метод его изучения ( по частям или в целом, по-разделениям или слитно, с помощью подготовительных упражнений; - вызвать на исходное положение по команде: «Петров, на исходное положение шагом МАРШ», потребовать правильного выхода, четкого ответа на команды; - подать команду: « К снаряду», проследить за тем, чтобы очередной обучающийся своевременно и правильно вышел на исходное положение; - при выполнении оказать своевременную помощь и надежную страховку. Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям» Задание по методической практике №7б « Организация обучения на многопролетных снарядах»
Последовательность действий обучающегося: - подвести строй к месту выполнения упражнений; - назвать, и при необходимости показать упражнение; - объяснить условия выполнения упражнения, особенности помощи и страховки; - рассчитать по звеньям и разомкнуть по снарядам, например: «На первый, второй и третий РАССЧИТАЙСЬ», к местам занятий шагом МАРШ»; - вызвать на исходное положение, указать последовательность действий в расчетах и дозировку выполнения, дать команду для начала выполнения заданий, например: «Первые номера для выполнения, вторые для страховки на исходное положение шагом МАРШ», « Выполнивший упражнение остается для оказания страховки, выполнить пять подходов по 6 раз, группа, потоком к СНАРЯДУ»; - если не было указаний о количестве подходов, для окончания выполнения скомандовать: « Группа, упражнение ЗАКОНЧИТЬ»; - подвести итоги выполнения поставленной задачи; - основные требования к курсанту:- показать умение управлять подразделением.
Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки» Задание по методической практике №8 « Тренировка в выполнении упражнений»
Последовательность действий курсанта: - изучить условие выполнения упражнения – поднимание гири 24 кг. по длинному циклу; - по команде руководителя занятия: «К выполнению упражнения ПРИСТУПИТЬ», выйти из строя и скомандовать: «Гимнастическую стойку ПРИНЯТЬ»; - поставить учебную задачу, например: « Совершенствование техники толчка гирь от груди»; - распределить занимающихся по учебным местам, показать упражнение и выделить главное в технике его выполнения, назвать количество подходов и движений, действия во время отдыха; - подать команду: «Потоком к СНАРЯДУ», вносить коррективы в ходе выполнения задания, подвести итог и поставить очередную задачу; - основные требования к обучающемуся: - уметь ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения.
Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки» Задание по методической практике №9 « Проведение игр, эстафет, комплексных тренировок»
Последовательность действий курсанта: А) При проведении игры:- назвать игру, объяснить условия ее проведения и определение победителя; - расположить играющих на исходном положении и провести опробование (при необходимости внести коррективы в действия играющих); - провести игру; - подвести итоги; б) При проведении эстафеты:- действовать в той же последовательности, что и при проведении игры; в) При проведении комплексной тренировки:- фронтальным методом:- подобрать три, четыре упражнения, которые можно выполнять одновременно всеми обучаемыми, назвать общую задачу тренировки, например: « Упражнение для развития силы и быстроты», дать команду о принятии исходного положения, подчеркнуть характер выполнения и количество повторений, скомандовать: « К выполнению упражнений ПРИСТУПИТЬ», следить за качеством выполнения задачи, для окончания подать команду: «Упражнение ЗАКОНЧИТЬ», подвести итоги. - поточным методом: подобрать упражнения и приготовить места занятий, назвать содержание, показать и объяснить последовательность действий, построить на исходном положении, скомандовать, например: «Комплексная тренировка для развития быстроты и ловкости, дистанция два шага, выполнить пять раз по одному (по два, по три и т.д.) ВПЕРЕД»; - подвести итоги; - методом круговой тренировки: подобрать упражнения , подготовить места занятий, рассчитать занимающихся по снарядам (тренажерам), объяснить упражнения и последовательность смены мест по кругу, скомандовать: «Исходное положение ПРИНЯТЬ», «Упражнение начи-НАЙ», для окончания скомандовать «Упражнение ЗАКОНЧИТЬ», сменить места занятий по команде «Для смены мест занятий шагом (бегом) МАРШ», исходное положение ПРИНЯТЬ, действовать таким образом в течении всей круговой тренировки, внося коррективы в ходе выполнения заданий, подвести итоги; Основные требования к курсанту;- умело управлять действиями подразделения.
Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки» Задание по методической практике №10 « Проведение основной части учебного занятия »
Последовательность действий обучающегося: - определить количество мест занятий согласно его плану; - рассчитать подразделение в соответствии с количеством мест занятий; - указать отделениям места занятий и подать команду: «К местам занятий шагом (бегом) МАРШ»; - отделения следуют к местам занятий и самостоятельно переходят на шаг так, чтобы снаряд (место занятий) был слева от него, после остановки и поворота налево следует команда: « К выполнению упражнения ПРИСТУПИТЬ», помощники руководителя занятия выходят из строя и подают команду «Гимнастическую стойку ПРИНЯТЬ», проводят тренировку в выполнении или разучивании упражнения; - проследить за действиями помощников, внести коррективы; - для тренировки перед сменой мест подать команду «К тренировке ПРИСТУПИТЬ»; - для смены мест занятий скомандовать: «Группа, упражнения ЗАКОНЧИТЬ», «СМИРНО», «Напра-ВО», « Для смены мест занятий шагом (бегом) МАРШ», далее действовать аналогично описанному выше; - после прохождения запланированного количества мест построить группу для проведения игр, эстафет или комплексных тренировок; - провести игру или эстафету, комплексную тренировку, подвести итоги занятия; Основные требования к обучающемуся: знать команды для управления группой, умело их подавать, добиваться правильности их выполнения.
Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки» Задание по методической практике №11 « Составление плана-конспекта учебного занятия »
Последовательность действий курсанта: - изучить руководящие документы; - подобрать упражнения для разучивания и совершенствования их в основной части учебного занятия, в соответствии с общими задачами, сформулированными преподавателем; - подобрать упражнения для подготовительной части занятия так, чтобы они помогли решению задач основной части учебного занятия; - распределить время для выполнения поставленных задач; - выбрать методы проведения упражнений; - оформить план-конспект; -Основные требования к обучающемуся: уметь планировать выполнение поставленных задач в занятии.
Тема: «Организация физической подготовки в подразделении» Задание по методической практике №12 « Проведение инструктажа помощников руководителя занятия»
Последовательность действий обучающегося: - изучить план-конспект предстоящего учебного занятия; - выбрать и записать вопросы предстоящего инструктажа, а именно, название и техника выполнения упражнения, методы его обучения, приемы помощи и страховки, возможные ошибки и способы их устранения, рациональное размещение обучаемых относительно места занятий, необходимые для управления команды и распоряжения; - при инструктаже по выделенному вопросу сочетать метод объяснения, с методом показа и методом проверки качества усвоения инструктируемыми задания; -Основные требования к обучающемуся: умение передавать свои знания подчиненным.
Тема: «Организация физической подготовки в подразделении» Задание по методической практике №13 « Проверка и оценка упражнений согласно НФП МЧС 2011»
Последовательность действий курсанта: - изучить главу в НФП МЧС 2011; - составить ведомость проверки физической подготовки подразделения; - подготовить места проверки; - проинструктировать помощников (судей); - определить последовательность выполнения упражнений (не менее двух); - построить подразделение и объявить условия проверки; - провести проверку выполнения двух физических упражнений; - подвести итоги и объявить оценку подразделению; Основные требования к курсанту: уметь организовать проверку и оценку физической подготовленности подразделения.
Тема: «Проведение основных форм физической подготовки» Задание по методической практике №14 « Проведение упражнений служебно-профессиональной деятельности»
Последовательность действий обучающегося: - изучить специфику предложенной служебно-профессиональной деятельности и особенности конкретной ситуации; - подобрать и выучить комплекс физических упражнений; - определить степень физической нагрузки и критерии для ее оценки; - быть готовым провести комплекс физических упражнений; основные требования к обучающемуся: уметь применять физические упражнения в процессе служебно-профессиональной деятельности.
Тема: « Проведение основных форм физической подготовки» Задание по методической практике №15 « Проведение утренней физической зарядки»
Последовательность действий обучающегося: - подобрать физические упражнения в соответствии с предложенным вариантом УФЗ; - быть готовым провести УФЗ в качестве руководителя; Основные требования к обучающемуся: уметь проводить УФЗ.
Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки» Задание по методической практике №16 « Проведение учебно-тренировочных занятий»
Последовательность действий обучающегося: - ознакомиться с программой вида спорта, предложенной преподавателем; - составить план учебно-тренировочного занятия; - быть готовым провести любую часть (учебный вопрос) УТЗ. Основные требования к обучающемуся: уметь готовить и проводить тренировку в выполнении упражнений учебной программы.
Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки» Задание по методической практике №17 « Проведение состязаний по упражнениям учебной программы и видам спорта включенных в спартакиаду университета»
Последовательность действий обучающегося: -Изучить:- положение запланированных на данный период состязаний; - правила состязаний по запланированному виду; - разрядные нормативы и требования для присвоения разрядов; Ознакомиться: - с необходимой для проведения состязаний документацией; порядок работы судейской коллегии; Участвовать:- в подготовке мест соревнований, в выполнении обязанности судьи; Составить:- отчет о проведении соревнований; Основные требования к курсанту: уметь провести в подразделении состязания по упражнениям учебной программы.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Обучающийся ВУЗа оценивается по качеству выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению физической подготовки и по знанию ее теоретических основ. При оценке выполнения задания учитывается: Внешний вид: - строевая выправка, умение подавать команды, опрятность формы одежды. На этапе ознакомления: - правильность названия упражнения, наглядность показа, точность объяснения с выделением главного. На этапе разучивания и совершенствования: - выбор соответствующего упражнению и подготовленности обучаемых метода, умение предупредить и исправить ошибки, своевременность помощи и надежности страховки. При проведении форм физической подготовки: - знание команд, рациональность размещения обучаемых на местах занятий, контроль за физической нагрузкой и плотностью занятия. Правильность составления конспекта, подготовленность мест занятия, инструктаж помощников.
Оценка методической подготовленности у обучающегося: слагается из оценок, полученных за ответ на теоретический вопрос, и выполнение задания, и определяется: «ОТЛИЧНО» - если получены две оценки «Отлично»; «ХОРОШО» - если получена одна оценка «Отлично», а вторая «Хорошо», или одна оценка «Отлично», а вторая «Удовлетворительно», или обе оценки «Хорошо». «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - если одна оценка «Хорошо», а вторая «Удовлетворительно», или обе оценки «Удовлетворительно». «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - если получена одна из оценок «Неудовлетворительно».
Литература:
1. Наставление по физической подготовке личного состава ФПС (Приказ № 153 от 30.03.2011 года). 2. Приказ МЧС России от 26 июля 2016 г. № 402 “О внесении изменений в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153” 3. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие/(Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов, И.В.Кулишенко, Е.В.Крякина); под. ред. Ю.Д.Железняка. – 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2013. - 272 с. 4. Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Физкультура и спорт, 2014. 5. Гимнастика: Учебник для вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.– М.: Издательский центр «Академия», 2014. 6. Наставление по физической подготовке ВС РФ / НФП-2001/
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|