Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕКОМЕНДАЦИИ. ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ВУЗов ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ. Учебно-методическое пособие



РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ВУЗов ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки курсантов всех курсов по разделу « Методическая подготовка », а также для преподавателей физической подготовки.

Данные рекомендации подготовлены доцентом кафедры  физической подготовки Титаренко С.А. и ст. преподавателем кафедры Осадчим Е.В. в соответствии с требованиями приказа  МЧС № 153 от 30.03.2011 г. и . № 402 “О внесении изменений в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153”, а так же учебного плана и программы по физической подготовке.

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Физическая подготовка обучающихся учебных заведений ГПС МЧС России наряду с решением общих и специальных задач направлена на овладение теоретическими знаниями, организаторско-методическими умениями в руководстве физической подготовкой личного состава, ее организации и проведении.

 

В результате освоения программы по физической культуре ВУЗа обучающийся должен:

 

З Н А Т Ь

-на 1 курсе - роль и место физической культуры в обществе;

                - влияние физической подготовки на повышение уровня                             

                     подготовки сотрудников ГПС;

                - систему, цели и задачи физической подготовки.

-на 2 курсе - содержание физической подготовки;

                - методику формирования основных физических качеств;

                  - методику проведения форм физической подготовки.

-на 3-5 курсе –порядок проверки и оценки физической подготовки 

                       сотрудников;

                   - требования руководящих документов по организации и    

                      проведению спортивно-массовой работы.

 

У М Е Т Ь

 

- на 1 курсе - обучать физическим упражнениям, приемам и действиям

- на 2 курсе - проводить утреннюю физическую зарядку;

                  - проводить отдельные части учебного занятия

-на 3-5 курсе – проводить учебные занятия по физической подготовке;

- оценивать индивидуальную физическую подготовленность

                 сотрудников;

                  - проводить состязания по программе физической

                    подготовки;

                  - планировать физическую подготовку в подразделении,

                     вести контроль и учет.

 

Организаторско-методические умения формируются путем выполнения практических действий изложенных в заданиях по методической практике. Материал заданий распределен по принципу от простого к сложному, и каждое последующее опирается на предыдущее.

Обучающийся изучает задание на практических занятиях и совершенствуется в его выполнении, как в ходе этого занятия, так и самостоятельно.

В процессе занятия формируются умения и навыки в объяснении техники выполнения упражнений, оказании помощи и страховки, определении и исправлении ошибок.

Во время самостоятельной подготовки совершенствуется личная практическая подготовка, изучается порядок выполнения заданий, запоминаются команды и распоряжения.

 

ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

№№ Содержание заданий Семестр
Проведение строевых приемов
Обучение общеразвивающему упражнению на месте
Проведение физических упражнений в движении
Обучение физическому упражнению методом по - разделениям
Проведение физических упражнений поточным методом
Проведение подготовительной части учебного занятия
7.а Обучение физическому упражнению на отдельном снаряде ( месте)
7.б Организация обучения на многопролетных снарядах
Тренировка в выполнении упражнений
Проведение игр, эстафет, комплексных тренировок
Проведение основной части занятия
Составление плана-конспекта учебного занятия
Проведение инструктажа помощников руководителя занятия
Проверка и оценка упражнения
Проведение упражнений в процессе служебной деятельности
Проведение утренней физической зарядки
Проведение учебно-тренировочного занятия
Проведение состязаний по упражнениям программы 8,9

 

Тема: « Обучение физическим упражнениям приемам и действиям»

Задание по методической практике №1

« Проведение строевых приемов »

 

Последовательность действий обучающегося:

- Выйти на место построения, скомандовать : «Отделение, РАЗОЙДИСЬ, КО МНЕ , в одну шеренгу СТАНОВИСЬ »

-Выйти перед серединой строя, провести повороты на месте на лево, кругом, размыкание влево, применяя команды: «Отделение, РАВНЯЙСЬ, СМИРНО», «НАЛЕВО», «НАПРАВО», «КРУГОМ», «ВЛЕВО РАЗОМКНИСЬ», «ВПРАВО СОМКНИСЬ», «ОТДЕЛЕНИЕ ВОЛЬНО».

Основные требования к обучающемуся: - в момент подачи команд принимать строевую стойку – четко отделять исполнительную часть команды: - определять и исправлять ошибки, применяя команду «ОТСТАВИТЬ».

 

Тема: « Обучение физическим упражнениям приемам и действиям »

Задание по методической практике №2

« Проведение общеразвивающего упражнения на месте»

 

Последовательность действий обучающегося:

- Назвать упражнение в соответствии с его предназначением,

( упражнение потягивающее, для мышц рук, туловища, ног, для мышц всего тела».

- Образцово, однократно, в зеркальном отображении, с одновременным подсчетом показать упражнение.

- Коротко выделить главное в упражнении ( направление, темп, точность и т.п.).

- Скомандовать « ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИНЯТЬ » ( если упражнение выполняется из положения строевой стойки, то подать команду «СМИРНО».

- Подать команду: «УПРАЖНЕНИЕ НАЧИНАЙ» (при необходимости указать в какую сторону).

- Вместе с обучаемыми несколько раз выполнить упражнение, вести подсчет в его ритме, не прерывая упражнение, вносить коррективы в действия обучаемых, в случае невозможности исправить качество выполнения движения, подать команду «ОТСТАВИТЬ», сделать замечания и продолжить выполнение упражнения обучаемыми.

- Для окончания упражнения вместо последнего счета подать команду «СТОЙ», обучаемые принимают положение строевой стойки, далее следует команда «ВОЛЬНО».

- Подвести итог выполнения главного в упражнении.

Основные требования к обучающемуся: - точное соблюдение последовательности при обучении:

-умение предупреждать и исправлять ошибки.

Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям»

Задание по методической практике №3

« Проведение общеразвивающих упражнений в движении.»

 

Последовательность действий обучающегося:

- Построить группу в одну шеренгу.

- После поворота на право скомандовать: «Группа, в обход зала ШАГОМ МАРШ».

- Назвать и показать упражнение, двигаясь навстречу строя.

- При необходимости подать команду: « Исходное положение ПРИНЯТЬ.»

- Скомандовать: « Упражнение НАЧИНАЙ (исполнительную команду подать в момент постановки левой ноги).

- Двигаясь навстречу строя, вместе с обучаемыми несколько раз показать упражнение, подсчитывать, не нарушая ритм упражнения, вносить коррективы в действия подчиненных.

- Для окончания выполнения упражнения, вместо двух последних счетов подать команду: « Упражнение ЗАКОНЧИТЬ».

- Перевести группу на бег по команде «Бегом МАРШ », ритмично подсчитывать так, чтобы счет « РАЗ» совпадал с моментом         постановки левой ноги направляющего.

- Для перевода группы с бега на шаг подать команду «Шагом МАРШ» (исполнительная часть команды подается в момент постановки левой ноги), следить за тем, чтобы обучаемые после двух шагов по инерции одновременно начали движение шагом с левой ноги.

- Провести перестроение из колонны по одному в колонну по два после поворота на лево, применив команду «Налево по два МАРШ», исполнительную часть команды подать под левую ногу в удобном для перестроения месте, разомкнув на дистанцию и интервал два – три шага по команде: «Интервал и дистанция ТРИ ШАГА», остановить группу командами: «Группа, на МЕСТЕ, СТОЙ».

- После поворота направо перевести для движения в обход зала командой «Слева в колонну по одному в обход по залу «ШАГОМ МАРШ». Основные требования к курсанту: - уметь правильно выбирать для управления группой в движении; - уметь подавать команды в ритме упражнения под ногу.

 

Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям»

Задание по методической практике №4

« Обучение физическому упражнению методом по-разделениям»

 

Последовательность действий обучающегося::

- Назвать, образцово, в зеркальном отображении показать 1 комплекс вольных упражнений.

- Объяснить его назначение, выделить для обучения части на 4 или 8 счетов.

- Если необходимо, подать команду: «Исходное положение ПРИНЯТЬ», предупредить «ПО-РАЗДЕЛЕНИЯМ назвать движение, скомандовать «Делай РАЗ», определить и исправить ошибки в выполнении.

- Назвать следующее движение и скомандовать: «Делай ДВА», внести коррективы и так далее, в зависимости от количества счетов изучаемой части упражнения.

- Повторить упражнения, не называя действий, а только указывая «Делай РАЗ» и так далее.

- Приступить к тренировке в выполнении изучаемого упражнения слитно по команде: «Упражнение НАЧИНАЙ».

- Подвести итог выполнения поставленной задачи.

Основные требования к курсанту: - образцово показать 1 КВУ;

- Умение выделить часть комплекса для его разучивания по-разделениям;   

- Знание названия и техники выполнения движений;

- Умение определить, предупредить и исправить ошибки.

 

Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям»

Задание по методической практике №5

« Проведение упражнений в движении и на месте поточным способом»

 

Последовательность действий обучающегося::

а) В движении - группа движется шагом в обход зала;

- назвать упражнение, и для его начала подать команду «МАРШ», например: «На носках МАРШ», двигаясь навстречу строя, показать упражнение, ритмично подсчитывая, в темп выполнения задания вносить коррективы в действия обучаемых;

- не подавая команды об окончании выполнения упражнения, назвать новое действие, и, после команды «МАРШ», приступить к его выполнению, действуя аналогично, провести три-четыре упражнения в ходьбе и беге.

б) На месте - указать предназначение упражнения, например:» упражнение для мышц рук, для развития гибкости и подвижности в суставах», при необходимости дать команду о принятии исходного положения;

- предупредить о поточном характере выполняемого задания начать упражнение, например: «Вместе со мной, потоком, упражнение начи-НАЙ»;

- вместе с обучаемыми выполнять упражнения, ритмично подсчитывая, вносить коррективы, не нарушая темпа выполнения, на последнем счете предпоследнего такта повысить голос и вместо последнего счета выполняемого движения принять новое исходное положение и, после небольшой паузы, перейти к выполнению очередного упражнения:

Основные требования к обучающемуся: - знать названия выполняемых упражнений, владеть интонацией и показом.    

 

 

Тема: « Методика проведения форм ФП»

Задание по методической практике №6

« Проведение подготовительной части учебного занятия»

Последовательность действий обучающегося:

 

- изучить данное задание, подобрать строевые упр., и по два упражнения, для всех мышечных групп, выполняемых на месте и в движении.

- построить отделение в одну шеренгу.

- провести два упражнения в ходьбе, применяя метод назвать, показать, выполнить.

- перевести отделение на бег и провести два упражнения потоком, применяя команду «МАРШ».

- перестроить отделение поворотом налево по два, разомкнуть на интервалы и дистанцию два шага, остановить группу;

- провести общеразвивающие упражнения на месте в последовательности: на плечевой пояс, туловище, ноги, на все основные группы (комплексное упражнение) это упражнение провести методом по - разделениям;

- упражнения в прыжках провести потоком, подав команду: «Вместе со мной, потоком, упражнение начи-НАЙ»;

- перестроить отделение для движения в обход зала по команде: «Слева в колонну по одному в обход зала шагом МАРШ»;

- остановить отделение на месте исходного построения;

- затратить на проведение 8-10 мин.;

- основные требования к обучающемуся: уметь применять на практике предыдущие знания и навыки. 

 

Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям»

Задание по методической практике №7а

« Обучение на отдельном снаряде, учебном месте »

 

Последовательность действий курсанта:

- построить отделение у места занятия (снаряда);

- выйти из строя и скомандовать: «гимнастическую стойку ПРИНЯТЬ»;

- назвать и показать упражнение;

- объяснить главное в технике его выполнения;

- указать метод его изучения ( по частям или в целом, по-разделениям или слитно, с помощью подготовительных упражнений;

- вызвать на исходное положение по команде: «Петров, на исходное положение шагом МАРШ», потребовать правильного выхода, четкого ответа на команды;

- подать команду: « К снаряду», проследить за тем, чтобы очередной обучающийся своевременно и правильно вышел на исходное положение;

- при выполнении оказать своевременную помощь и надежную страховку.

Тема: « Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям»

Задание по методической практике №7б

« Организация обучения на многопролетных снарядах»

 

Последовательность действий обучающегося:

- подвести строй к месту выполнения упражнений;

- назвать, и при необходимости показать упражнение;

- объяснить условия выполнения упражнения, особенности помощи и страховки;

- рассчитать по звеньям и разомкнуть по снарядам, например: «На первый, второй и третий РАССЧИТАЙСЬ», к местам занятий шагом МАРШ»;

- вызвать на исходное положение, указать последовательность действий в расчетах и дозировку выполнения, дать команду для начала выполнения заданий, например: «Первые номера для выполнения, вторые для страховки на исходное положение шагом МАРШ», « Выполнивший упражнение остается для оказания страховки, выполнить пять подходов по 6 раз, группа, потоком к СНАРЯДУ»;

- если не было указаний о количестве подходов, для окончания выполнения скомандовать: « Группа, упражнение ЗАКОНЧИТЬ»;

- подвести итоги выполнения поставленной задачи;

- основные требования к курсанту:- показать умение управлять подразделением.

 

 

Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки»

Задание по методической практике №8

« Тренировка в выполнении упражнений»

 

Последовательность действий курсанта:

- изучить условие выполнения упражнения – поднимание гири 24 кг. по длинному циклу;

- по команде руководителя занятия: «К выполнению упражнения ПРИСТУПИТЬ», выйти из строя и скомандовать: «Гимнастическую стойку ПРИНЯТЬ»;

- поставить учебную задачу, например: « Совершенствование техники толчка гирь от груди»;

- распределить занимающихся по учебным местам, показать упражнение и выделить главное в технике его выполнения, назвать количество подходов и движений, действия во время отдыха;

- подать команду: «Потоком к СНАРЯДУ», вносить коррективы в ходе выполнения задания, подвести итог и поставить очередную задачу;

- основные требования к обучающемуся: - уметь ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения.

 

 

Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки»

Задание по методической практике №9

« Проведение игр, эстафет, комплексных тренировок»

 

Последовательность действий курсанта:

А) При проведении игры:- назвать игру, объяснить условия ее проведения и определение победителя;

- расположить играющих на исходном положении и провести опробование (при необходимости внести коррективы в действия играющих);

- провести игру;

- подвести итоги;

б) При проведении эстафеты:- действовать в той же последовательности, что и при проведении игры;

в) При проведении комплексной тренировки:- фронтальным методом:- подобрать три, четыре упражнения, которые можно выполнять одновременно всеми обучаемыми, назвать общую задачу тренировки, например: « Упражнение для развития силы и быстроты», дать команду о принятии исходного положения, подчеркнуть характер выполнения и количество повторений, скомандовать: « К выполнению упражнений ПРИСТУПИТЬ», следить за качеством выполнения задачи, для окончания подать команду: «Упражнение ЗАКОНЧИТЬ», подвести итоги.

- поточным методом: подобрать упражнения и приготовить места занятий, назвать содержание, показать и объяснить последовательность действий, построить на исходном положении, скомандовать, например: «Комплексная тренировка для развития быстроты и ловкости, дистанция два шага, выполнить пять раз по одному (по два, по три и т.д.) ВПЕРЕД»;

- подвести итоги;

- методом круговой тренировки: подобрать упражнения , подготовить места занятий, рассчитать занимающихся по снарядам (тренажерам), объяснить упражнения и последовательность смены мест по кругу, скомандовать: «Исходное положение ПРИНЯТЬ», «Упражнение начи-НАЙ», для окончания скомандовать «Упражнение ЗАКОНЧИТЬ», сменить места занятий по команде «Для смены мест занятий шагом (бегом) МАРШ», исходное положение ПРИНЯТЬ, действовать таким образом в течении всей круговой тренировки, внося коррективы в ходе выполнения заданий, подвести итоги;

Основные требования к курсанту;- умело управлять действиями подразделения.

    

Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки»

Задание по методической практике №10

« Проведение основной части учебного занятия »

 

Последовательность действий обучающегося:

- определить количество мест занятий согласно его плану;

- рассчитать подразделение в соответствии с количеством мест занятий;

- указать отделениям места занятий и подать команду: «К местам занятий шагом (бегом) МАРШ»;

- отделения следуют к местам занятий и самостоятельно переходят на шаг так, чтобы снаряд (место занятий) был слева от него, после остановки и поворота налево следует команда: « К выполнению упражнения ПРИСТУПИТЬ», помощники руководителя занятия выходят из строя и подают команду «Гимнастическую стойку ПРИНЯТЬ», проводят тренировку в выполнении или разучивании упражнения;

- проследить за действиями помощников, внести коррективы;

- для тренировки перед сменой мест подать команду «К тренировке ПРИСТУПИТЬ»;

- для смены мест занятий скомандовать: «Группа, упражнения ЗАКОНЧИТЬ», «СМИРНО», «Напра-ВО», « Для смены мест занятий шагом (бегом) МАРШ», далее действовать аналогично описанному выше;

- после прохождения запланированного количества мест построить группу для проведения игр, эстафет или комплексных тренировок;

- провести игру или эстафету, комплексную тренировку, подвести итоги занятия;

Основные требования к обучающемуся: знать команды для управления группой, умело их подавать, добиваться правильности их выполнения. 

 

Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки»

Задание по методической практике №11

« Составление плана-конспекта учебного занятия »

 

Последовательность действий курсанта:

- изучить руководящие документы;

- подобрать упражнения для разучивания и совершенствования их в основной части учебного занятия, в соответствии с общими задачами, сформулированными преподавателем;

- подобрать упражнения для подготовительной части занятия так, чтобы они помогли решению задач основной части учебного занятия;

- распределить время для выполнения поставленных задач;

- выбрать методы проведения упражнений;

- оформить план-конспект;

-Основные требования к обучающемуся: уметь планировать выполнение поставленных задач в занятии.

 

 

Тема: «Организация физической подготовки в подразделении»

Задание по методической практике №12

« Проведение инструктажа помощников руководителя занятия»

 

Последовательность действий обучающегося:

- изучить план-конспект предстоящего учебного занятия;

- выбрать и записать вопросы предстоящего инструктажа, а именно, название и техника выполнения упражнения, методы его обучения, приемы помощи и страховки, возможные ошибки и способы их устранения, рациональное размещение обучаемых относительно места занятий, необходимые для управления команды и распоряжения;

- при инструктаже по выделенному вопросу сочетать метод объяснения, с методом показа и методом проверки качества усвоения инструктируемыми задания;

-Основные требования к обучающемуся: умение передавать свои знания подчиненным.

 

Тема: «Организация физической подготовки в подразделении»

Задание по методической практике №13

« Проверка и оценка упражнений согласно НФП МЧС 2011»

 

Последовательность действий курсанта:

- изучить главу в НФП МЧС 2011;

- составить ведомость проверки физической подготовки подразделения;

- подготовить места проверки;

- проинструктировать помощников (судей);

- определить последовательность выполнения упражнений (не менее двух);

- построить подразделение и объявить условия проверки;

- провести проверку выполнения двух физических упражнений;

- подвести итоги и объявить оценку подразделению;

Основные требования к курсанту: уметь организовать проверку и оценку физической подготовленности подразделения.

 

Тема: «Проведение основных форм физической подготовки»

Задание по методической практике №14

« Проведение упражнений служебно-профессиональной деятельности»

 

Последовательность действий обучающегося:

- изучить специфику предложенной служебно-профессиональной деятельности и особенности конкретной ситуации;

- подобрать и выучить комплекс физических упражнений;

- определить степень физической нагрузки и критерии для ее оценки;

- быть готовым провести комплекс физических упражнений;

 основные требования к обучающемуся: уметь применять физические упражнения в процессе служебно-профессиональной деятельности.

 

Тема: « Проведение основных форм физической подготовки»

Задание по методической практике №15

« Проведение утренней физической зарядки»

 

Последовательность действий обучающегося:

- подобрать физические упражнения в соответствии с предложенным вариантом УФЗ;

- быть готовым провести УФЗ в качестве руководителя;

Основные требования к обучающемуся: уметь проводить УФЗ.

 

 

Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки»

Задание по методической практике №16

« Проведение учебно-тренировочных занятий»

 

Последовательность действий обучающегося:

- ознакомиться с программой вида спорта, предложенной преподавателем;

- составить план учебно-тренировочного занятия;

- быть готовым провести любую часть (учебный вопрос) УТЗ.

Основные требования к обучающемуся: уметь готовить и проводить тренировку в выполнении упражнений учебной программы.

 

Тема: « Методика проведения основных форм физической подготовки»

Задание по методической практике №17

« Проведение состязаний по упражнениям учебной программы и видам спорта включенных в спартакиаду университета»

 

Последовательность действий обучающегося:

-Изучить:- положение запланированных на данный период состязаний;

            - правила состязаний по запланированному виду;

           - разрядные нормативы и требования для присвоения разрядов;

Ознакомиться: - с необходимой для проведения состязаний документацией; порядок работы судейской коллегии;

Участвовать:- в подготовке мест соревнований, в выполнении обязанности судьи;

Составить:- отчет о проведении соревнований;

Основные требования к курсанту: уметь провести в подразделении состязания по упражнениям учебной программы.

 

 

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

 

Обучающийся ВУЗа оценивается по качеству выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению физической подготовки и по знанию ее теоретических основ.

При оценке выполнения задания учитывается:

Внешний вид: - строевая выправка, умение подавать команды, опрятность формы одежды.

На этапе ознакомления: - правильность названия упражнения, наглядность показа, точность объяснения с выделением главного.

На этапе разучивания и совершенствования: - выбор соответствующего упражнению и подготовленности обучаемых метода, умение предупредить и исправить ошибки, своевременность помощи и надежности страховки.

При проведении форм физической подготовки: - знание команд, рациональность размещения обучаемых на местах занятий, контроль за физической нагрузкой и плотностью занятия.

Правильность составления конспекта, подготовленность мест занятия, инструктаж помощников. 

 

Оценка методической подготовленности у обучающегося: слагается из оценок, полученных за ответ на теоретический вопрос, и выполнение задания, и определяется:

«ОТЛИЧНО» - если получены две оценки «Отлично»;

«ХОРОШО» - если получена одна оценка «Отлично», а вторая «Хорошо», или одна оценка «Отлично», а вторая «Удовлетворительно», или обе оценки «Хорошо».

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - если одна оценка «Хорошо», а вторая «Удовлетворительно», или обе оценки «Удовлетворительно».

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - если получена одна из оценок «Неудовлетворительно». 

 

Литература:

 

1. Наставление по физической подготовке личного состава ФПС (Приказ № 153 от 30.03.2011 года).

2. Приказ МЧС России от 26 июля 2016 г. № 402 “О внесении изменений в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153”
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71373472/#ixzz5dcIx4oTR

3. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие/(Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов, И.В.Кулишенко, Е.В.Крякина); под. ред. Ю.Д.Железняка. – 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2013. - 272 с.

4. Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Физкультура и спорт, 2014.

5. Гимнастика: Учебник для вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.– М.: Издательский центр «Академия», 2014.

6. Наставление по физической подготовке ВС РФ / НФП-2001/

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.