Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема Этносоциология. Национально-этнические процессы и отношения.



Тема Этносоциология. Национально-этнические процессы и отношения.

1.Предмет и место социологии наций. Основные понятия социологии наций.

2. Национальные и этнические процессы в современном мире.

3. Практика решения национальных вопросов в современных условиях.

Этносоциология является сравнительно молодой специальносоциологической наукой, которая возникла на грани этнографии и социологии. Сам термин "Этносоциология" состоит из двух слов различного происхождения: этнос (греч. ethnos - народ) и социология (от лат. societas-общество и греч. logos-учение). Поэтому буквально это выражение означает учение об обществе и место в нем народов.

Этносоциология - это область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межнациональные отношения и разрабатывает основные принципы их изучения.

Этнос - устойчивая группа людей, объединенная общеисторическими, генетическими корнями, которой свойственны общие черты и стабильные особенности культуры и ментальности (мироощущения).

К признакам, которые отражают системные свойства этноса, относят:

- речь, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения.

Формирование этноса происходит на определенной территории. В дальнейшем развитии этнос может потерять территориальное единство.

Этническим является такое сообщество, которое осознает само себя как таковое (этническое самосознание), отличает себя от других этнических групп. К этническим сообществам относят род, племя, нацию, народность.

Главными условиями их возникновения выступают: наличие общей территории и языка.

Одновременно это и главные признаки этнических общностей.

Во время образования этнической общности формируются характерные для него черты материальной и духовной культуры, быта, психологии. Первыми историческими сообществами людей по этническим признакам были родоплеменные сообщества:

- род – первичное историческое звено этнической организации,

- племя – объединение нескольких родов.

С появлением классов начинает формироваться народность, для которой характерна общность языка, культуры и много общих психологических черт характера.

Народность – языковая, территориальная и культурная совокупность людей, которая сложилась исторически и предшествует нации.

В процессе дальнейшего развития народность существует рядом с нацией, которая возникает во время распада феодального строя и зарождения, формирования и развития капитализма.

Нация - высшая форма социально-этнической общности людей, ей свойственна общность экономической жизни, территории, национального самосознания и некоторые специфические черты культуры, обычаев, быта, традиций.

Признаки нации - общность происхождения, общность языка, общность территории, общность экономической жизни, общность интересов людей, которые к ней относятся.

Доминирующей чертой нации является высокий уровень национального самосознания, которая базируется на сознании своего единства и отличия от других.

Высокий уровень национального самосознания, присущий нации, находит свое отражение в стремлении нации создать свою государственность. Этим нация отличается от народности.

Современная нация - это социальная этническая общность, которая включает развитие этнического (национального) самосознания со всеми его компонентами (общность происхождения и исторической судьбы, особенности психологии, характера, а также языковая, экономическая и территориальная общность), которая сыграла выдающуюся роль на этапе национальной консолидации, но теперь более склонна к интеграционным процессам и поэтому не всегда однозначно влияет на национальную жизнь.

Нацию составляют представители большинства одного этноса.

Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, которые компактно проживают на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они не проживали, в том числе на территориях других народов и государств.

Следует отличать чисто этнические категории (нация, народность, национальная группа) от понятия народ, который часто встречается в социологии. Народ, как социально-политическое образование, объединяет в себе представителей многих национальностей, которые проживают в одном государстве.

Народ определенной страны - это все население вольных людей, связанных общностью территории, экономической и политической жизни, интересов и целей, которое обладает суверенитетом и выступает единственным источником власти и политики. Как объективная реальность, народ является закономерностью для становления и функционирования правового государства и гражданского общества.

Межнациональные отношения - это отношения, которые складываются в ходе взаимодействия национальных сообществ по поводу реализации ими своих интересов, как непосредственных, так и национальных, и общенациональных.

В зависимости от позиции и подхода субъектов национальных отношений к национальной политике, которая проводится в многонациональном государстве, межнациональные отношения могут иметь как консесуальный, так и конфронтационный характер, откуда впрочем, не вытекает неизбежность межнациональных (этнических) конфликтов.

Уровень межнациональных отношений в значительной мере зависит от путей решения национального вопроса в многонациональных государствах.

Национальный вопрос – это вопрос о наличии и ликвидации какого-нибудь национального гнета, национальной розни и национального неравенства, о создании условий для жизнедеятельности больших и малых народов, их свободного развития на основе общечеловеческих принципов гуманизма и демократизма.

История цивилизации имеет многовековую историю борьбы народов, в ходе которой суть этнополитики основывалась на принципе "разделяй и властвуй". Но человечество всегда стремилось к настоящей национальной гармонии.

Принципами решения национального вопроса выступают гуманизм, равенство народов во всех сферах жизни, демократизм. Только поиск консенсуса, плюрализм, отказ от социально-политических экспериментов над нациями и народами, укрепление национального самосознания, суверенизация и образования государств и их интеграция могут стать основанием действительно человеческих взаимоотношений между нациями и народами.

В связи с резким обострением национальных конфликтов, значительного внимания заслуживает проблема национализма, который является идеологической основой этих конфликтов. Современное, распространенное толкование национализма охватывает и преданность нации собственным интересам, и самостоятельность, и национально-освободительное движение, и как крайнюю форму - элементы преимущества и даже расизма.

Национализм - теория и практика этнических отношений, которые основаны на самоидентификации нации в решении своих проблем, реализуются в различных формах деятельности, обусловленных спецификой экономического, политического, духовного развития страны, традициями, общественной психологией и т.д.

Следует различать две идейно-политические формы национализма. Но прежде всего, нужно отметить, что вообще национализм, по сути, не должен бы иметь негативного смысла, потому, что он воплощает в себе патриотизм, чувство этнической самобытности, национальной гордости. Он является движущей силой образования государства, творческого подъема нации. Это закономерное проявление ее здравого смысла. И до тех пор, пока не появятся признаки экстремизма, то есть чрезмерное акцентирование национального своеобразия за счет унижения других наций, такой национализм остается вполне полезным фактором.

В первом случае национализм - это идейно-политический принцип, суть которого заключается в том, что политическая и национальная единица должна сохраняться. Существуют этнические группы и существуют политические системы - государства с границами. Национализм как теория политической законности как раз и заключается в том, что этнические границы не должны пересекаться с политическими. В противном случае возникает националистическое чувство (возмущение) и потом определенное националистическое движение, задача которого "исправить" такую несправедливость.

Таким образом, национализм - это принцип, установленный в основу государственного устройства большинства стран мира, именно он стал причиной распада империй на мононациональные государства. Поэтому, во-первых, с национализмом как с принципом политического устройства не нужно "бороться". Решение проблемы: или по пути образования мононациональных государств, или жизнедеятельность федераций и конфедераций. Во-вторых, поскольку на Земле есть и будут этнические группы, которые не имеют в той или иной ситуации государственности (а вполне "однородных в национальном плане государств" в мире практически нет), национализм всегда в той или иной степени будет проявляться там и эффективная борьба с ним возможна только в правовом государстве с развитой социальной инфраструктурой.

Однако существует и другой национализм. Имеется в виду национализм, который заключается в том, что "природа" (или "кровь") провозглашается сильнейшей основой "национальной идеи". Для подобного национализма присущ ряд аксиом:

- приоритет национальных (этнических) ценностей перед лицом;

- приоритет своей национальной культуры перед другими;

- прославление войны, насилия как высшего проявления биологической жизнедеятельности нации.

Такая идеология национализма является настоящим горем для многих стран и народов. Важное значение имеет и то обстоятельство, что национализм - простейший психологический вариант выхода из сложного экономического, политического положения, в котором оказалось общество. Поэтому и распространяется он, как правило, в условиях роста экономического и политического кризиса.

Современный мир считает базовым такие принципы национального развития:

- право на существование (оспаривает законность таких явлений, как геноцид или энтноцид, насильственное уничтожение какого-либо народа или культуры);

- право на самоидентификацию (предполагает самоопределение гражданами своей национальной принадлежности;

- право на суверенитет (реализуется благодаря самостоятельному регулированию своей жизнедеятельности, без вмешательства извне;

- право на сохранение культурной самобытности (основное внимание сосредотачивается на вопросах языка, образования, сохранения традиций, культурного наследия);

- право на контроль над использованием природных богатств и ресурсов территорий их проживания;

- право на использование достижений современной цивилизации.

Вопросы:

1. Что такое социология наций и какие процессы и явления она изучает?

2.Охарактеризуйте основные направления исследования этничности в современной социологической науке.

3.В чем заключаются основные отличия этносоциологии от этнографии?

4.В чем заключается различие между терминами "этнос", "народ", "нация"?

5.Опишите этнические стереотипы, присущие отдельному народу.

6. Что такое национальное возрождение?

Литература:

1. Социология. Пособие /Под ред.. В.Г. Городяненка. - К.: Изд. центр "Академия", 2004.- 384с

2. Социология: Учебник/ Под ред. В.М.Печи. - Львов, 2010,-296с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.