Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 1. Культурология как наука



Лекция 1. Культурология как наука

План

1. Предмет, задачи и методы культурологи

2. Основные культурологические теории

3. Культурологическая мысль в России

4. Понятие «культура». Морфология культуры

Учебники:

1.Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2007.

2. Гуревич П. С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2004.

3. Кравченко А. И. Культурология. Учебник. М.: Проспект, 2004.

4. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г. В. Драча. М.: Альфа-М, 2003.

 

1. Культурология – наука о культуре. Данный термин появился в 1913 г., об этом сообщает Оксфордский словарь. Однако становление культурологии как науки относится ко второй половине XX в. Основоположником культурологии считают американского антрополога Л. Уайта (1900 – 1975). Культурология, как справедливо полагал ученый, перевернула наши воззрения на культуру. Она утверждает, что люди ведут себя тем или иным образом потому, что воспитаны в определенных культурных традициях. Л. Уайт первым стал рассматривать культуру как систему, став основоположником системного подхода. В культуре как организованной целостной системе он выделял три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Технологическая подсистема характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, тип жилищ и т.п. Социальная подсистема отражает общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономических, военных, этических и других подобных отношений. Идеологическая подсистема включает в себя верования, обычаи, различные виды знания.

Центральным в понимании культуры для Уайта выступает вопрос о роли системы знаков (символов), которыми оперируют люди.

Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: художественно-эстетический, научный, производственно-технический, этико-политический и другие аспекты.

В нашей стране первые работы по культурологии появились в 60-е гг. XX в., а в 90-е гг. культурология вошла в систему российского высшего и среднего специального образования.

Культурология – интегрирующая наука, т.е. она соединяет в единое целое все знания о культуре, накопленные человечеством.

Предметом культурологии выступает область культуры: ее генезис, функционирование и развитие как специфически человеческого способа жизни.

Задача культурологии – выяснить строение культуры, объяснить историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), прогнозировать его, а в перспективе – управлять им.

Главным полем исследования культурологии является образ мысли, образ жизни, образ деятельности этнических групп, народов как субъектов истории. Методы культурологии: структурно-функциональный, сравнительно-исторический, палеопсихологическая (греч. Palaios – древний) реконструция, семиотический, биографический, герменевтический и др. Таким образом, культурология – теоретическая наука.

В культурологи, как учебной дисциплине, выделяют два блока: теоретический и исторический. Теоретический блок включает основы теории культуры, такие как: предмет, основные понятия, структура и функции культурологии, а также главные школы, направления и концепции, существующие в культурологии.

Исторический блок предполагает исследование генезиса и исторических этапов развития культуры. Он включает два раздела: история мировой культуры и история культуры России.

Существует также прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология принадлежит одновременно области социального и гуманитарного знания, так как, с одной стороны, использует количественные методы сбора данных (социология), а с другой – строится на ценностях и качественных методах исследования (гуманитарные науки).

В числе функций культурологии следует назвать: аксиологическую (ценностную), онтологическую (исследование сущности культурного бытия), нарративную (адекватная реконструкция прошлого), объяснительную, прогностическую, собирательную (объединяет все знания о культуре), и организующую (систематизирует знания о культуре).

 

2. Первые культурологические концепции и теории появились задолго до самой науки культурологи в рамках культурной антропологии. К числу таких концепций относят эволюционизм и диффузионизм. Они рассматривали проблемы динамики культуры, механизмы её распространения.

Основоположниками концепции эволюционизма были Г. Клемм, опубликовавший в 1843 – 1847 гг. пятитомную «Общую историю культуры человечества»; И. Унгер («Брак и его всемирно-историческое развитие») и Г. Вайц («Антропология диких народов»). Окончательное оформление концепции эволюционизма в этнологии связывают с именами Э. Тайлора, («Первобытная культура», 1871 г.) Д. Мак-Леннана («Теория патриархата», 1871 г.) и Д. Лаббока (Происхождение цивилизаций», 1870 г.).

Эволюционисты открыли и обосновали общие закономерности развития человеческой культуры, разработали учение об её эволюции. Культура, предстала как целостность, была систематизирована и упорядочена. Этому способствовало также фундаментальное положение эволюционизма о прогрессе культуры и общества на основе единых для всего человечества универсальных исторических законов.

Эволюционная школа представляла собой первую довольно стройную концепцию развития человека и его культуры, исходившую из признания идеи прогресса в общественном развитии.

На основании этих принципов эволюционизма этнологи делали важные теоретические и практические заключения: если все народы идут по одному пути и если вершиной этого пути является европейская культура, то значит, все народы в конечном счете должны прийти к ценностям европейской культуры.

В дальнейшем все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступавшие в противоречие с фактами действительной жизни.

В конце XIX в. на смену эволюционизму пришел диффузионизм. Суть концепции культурной диффузии (заимствования, переноса), заключается в том, что культурные явления представлялись как результат взаимного влияния и заимствования. Взаимовлияние и заимствование рассматривалось как основная форма культурных изменений. Основная цель концепции культурной диффузии состояла в объяснении и описании пространственного распределения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей и способов их распространения.

Теоретические и методологические положения диффузионизма были разработаны профессором Мюнхенского университета Фридрихом Ратцелем. Его работы о распространении определенных видов копий, луков и доспехов в Тихоокеанском и Африканском регионах послужили основой для теории «культурных кругов», которая была сформулирована учениками Ратцеля – Лео Фробениусом и Фрицем Гребнером.

Учение о культурных кругах было попыткой реконструировать историю народов и их культур на основе распространения «вещественных продуктов культуры». К началу 20-х гг. XX в. был накоплен большой фактический материал, который диффузионизм не в состоянии был объяснить, поэтому на протяжении XX в. появлялись новые школы и концепции.

Другой важнейшей теоретической проблемой культурологи явилась проблема происхождения культуры. Были разработаны трудовая концепция К. Маркса и Ф. Энгельса, символическая концепция (Э. Кассирер), игровая концепция (Й. Хейзинга), психологическая (З. Фрейд), космологическая или пассионарная концепция Л.Н. Гумилёва, концепция «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский).

К числу культурологических теорий XX века относят теорию архетипов культуры швейцарского психолога и философа К. Г. Юнга (1875 – 1961), структурализм и постмодернизм.

Архетипы культуры, с точки зрения К. Юнга, это – универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и проявляемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Ценности и установки того или иного типа культуры освящаются в коллективном сознании, переносятся из бессознательного и воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике.

 

3. Первая культурологическая концепция в отечественной науке принадлежит Н. Я. Данилевскому (1822 – 1885), основоположнику теории культурно-исторических типов. В своей книге «Россия и Европа» (1869) он обосновал идею о том, что культура как живой организм находится в движении и развитии. Культуры рождаются, живут, дряхлеют и умирают, при этом можно четко выделить стадии развития культуры.

Н. Я. Данилевский утверждал, что Рим, Греция, Индия, Египет и другие культуры имели свой древний, средневековый и современный периоды, т. е. существует множество цивилизаций. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы и ценности и затем погибает вместе с ними. Русский философ разделял все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые не создали цивилизации, но способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций (гунны, монголы); и, наконец, народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии. Поэтому последние не стали ни созидательной, ни разрушительной силой.

По мнению, Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами», он насчитывает десять таких цивилизаций. Россию Данилевский относил к молодой славянской цивилизации, которая еще не достигла расцвета своих творческих сил.

Н.Я. Данилевский выделил некоторые закономерности развития цивилизаций:

1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.

2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.

3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди восточных народов потерпели крах; англичане потерпели аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако эта закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной к другой.

По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех областях деятельности, а только в одной. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Славянская цивилизация, по его мнению, будет трех или даже четырехсоставной, т. е. её творчество проявится в трех-четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и эстетической. Прогресс человечества, считал Данилевский, не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле исторической деятельности исходить в разных направлениях.

Другим выдающимся российским культурологом был Питирим Сорокин (1889 – 1968). Исторический процесс, по мнению П. А. Сорокина, есть циклические колебания культур, каждая из которых – самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих её тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (чувственное познание, преобразование и эксплуатация внешнего мира); идеациональный (преобладает рациональное мышление, развитие внутреннего мира человека); идеалистический (смешанный тип самосовершенствование и преобразование внешнего мира).

В русской философии исследования культуры развивались под влиянием как русской исторической школы (В. О. Ключевский, С. М. Соловьев и др.), так и оригинальных русских философов (Вл. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев и др.)

В XX в. свой вклад в развитие культурологии внесли Э. Маркарян, предложивший деятельностный подход в изучении культуры, и М. С. Каган, сторонник системного подхода. Основоположниками семиотики являются Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский. Культуру повседневности исследовал Г. С. Кнабе.

 

4. «Культура» как понятие имеет огромное число различных толкований. Оно пришло к нам из Древнего Рима, где под культурой понимали возделывание земли. Только в XVIII – XIX вв. для европейцев культура приобрела духовный оттенок.

В настоящее время ученые насчитывают более 500 определений культуры.

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется как минимум в трех значениях:

1. определенная сфера общества, имеющая институциональное закрепление.

2. совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, молодежная культура и т.д.)

3. высокий уровень качественного развития духовных достижений (культурный человек, культура общения, культура рабочего места и т.д.).

В XX в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. Под культурой стали понимать систему норм и ценностей, выраженную через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей.

Классическим считается определение культуры, данное в 1871 г. выдающимся английским этнографом Эдуардом Тэйлором (1832 – 1917):

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

В широком смысле в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками. Культура выполняет целый ряд функций: человекотворческая, функция накопления и трансляции социального опыта, информационная, адаптивная, коммуникативная, интегративная, аксиологическая, регулятивная (нормативная), функция социализации.

Культура как феномен имеет сложную структуру, исследованием которой занимается специальный раздел культурологии – морфология культуры. Она изучает типичные формы культуры, характеризующие её внутреннее строение. В рамках деятельностной концепции формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур.

В духовной культуре можно выделить четыре сферы: проективная деятельность, познавательная деятельность человека (выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире), ценностно-ориентационная деятельность (включает три подсистемы: мораль, искусство религия), духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.

Вторым структурным элементом морфологии культуры является материальная культура. В неё включают хозяйственную (экономическую) культуру, физическую культуру (культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений; физкультура и спорт; здоровый образ жизни; медицина), социальная культура (выделяют культуру политическую и правовую).

Таким образом, феномен культуры обязан своим происхождением, бытием и функционированием деятельности субъекта (человечества, народов, социальных групп, индивидов). При всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как некое целое, система. Существует диалектическая связь между материальной и духовной культурой. Они воздействуют друг на друга и не могут существовать в отрыве одна от другой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.