Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Идейно-художественное своеобразие повести «Очарованный странник».



Идейно-художественное своеобразие повести «Очарованный странник».

 

Название произведения «Очарованный странник» на первый взгляд кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, тоска и одиноче­ство, слышится в его звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши, героини повести.

А кто он странник?

(Странник - это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя).

А что же такое «очарованный странник»? (Может, это странник, на кото­рого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой противоречивой жизни).

-Очарованный странник в повести, кто он? Расскажите о нем. Ка­ков его жизненный путь?

(Флягин Иван Северьяныч, он же Иван Голован, отец Измаил, - господин Флягин - бывший конэсер, монах в «малом постриге», «очарованный стран­ник», путешествующий в Соловецкий монастырь).

Родился Флягин «в крепостном звании», «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии». Родитель его «кучер Северьян, и хотя приходился он не из самых первых, кучеров ... но, однако, шестериком правил ... родительница Ивана умерла после родов оттого, что он «произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что получил прозвище Голован. Она хотела, чтобы сы­на отдали в монахи.

От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном » и возлюбил коня. Иван в одиннадцать лет справлялся с должностью форейтеров: «как по тогдашнему приличию для дворянских форейтеров требовалось: самый пронзительный, звонкий и до того продолжительный, что ... мог ...завести и полчаса этак звенеть». Скоро он так освоился и стал «форейтерское озорство» выказывать: Какого-нибудь встречного мужика кнутом по ру­бахе вытянуть». От его озорства погибает под лошадьми монах, которого Фля­гин засек кнутом. Этот монах, с бабьим лицом часто приходит к нему во сне и предсказывает знамение. Однако в молодости Флягин беспечно относится к удивительному видению и знамению.

Теперь, когда Ивану Северьянычу идет пятьдесят третий год, он иначе относится к словам умершего монаха о том, что сын он «молитвенный», «обе­щанный». «Отец Измаил» понимает, что знамение сбылось и говорит об этом: «Всю свою жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть».

Флягин незаметно включается в разговор пассажиров о самоубийцах, и его первая «дивная история о «Пашке - прегорчающем пьянице», который «ведает и исправляет дела самоубийц после их смерти», заинтересовала их. На просьбу попутчиков рассказать историю своей жизни Флягин откликается охотно, но предупреждает их, что «всей моей обширной протекшей жизненно­сти даже обнять не могу».

Флягин исповедует «повествование своего минувше­го» открыто, старается говорить спокойно, обстоятельно без утайки. Он счита­ет себя человеком «не из начитанных», но все его рассказы глубоки и само­бытны. Речь его постоянно меняется, сохраняя колорит той среды, в которой ему приходится вращаться. Герой повествует о своих приключениях добро­душно и бесстрастно, порой с нотой сожаления. Слушатели долгое время вос­принимали его приключения как сказку, и только история Груши меняет их мнение. Лесков замечает, что путешественники «впервые заподозрили спра­ведливость его рассказа и хранили довольно долгое молчание».

Особую прелесть повести и необычность герою придают многочис­ленные мифологические эпизоды, элементы. Какие именно?(Явление мо­наха, дух цыганки, магнетизер, бесы в монастыре).

 «Изображение русского национального характера в повести Лескова «Очарованный странник» (со­ставить краткий конспект или тезисы).

Уже в названии произведения «Очарованный странник» зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество - важный элемент русского национального самосознания.

Безграничны просторы русской земли, и человек хочет их повидать. Странники, калеки, прохожие, бродячие, проповедники проходят эти про­странства, благославляя их. При этом у них нет на земле своего дома, ходят в поисках царства Божия.

Мечущаяся душа главного героя повести Ивана Северьяныча Флягина также ищет царства Божия. Для героя этот высший идеал открывается в одном из его видений: «... взмело песок тучею», и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звенит, и весь как алою зарею облитый большой белый монастырь по вершине показывается, а по стенам крылатые ангелы с золотыми кольями ходят...»

Монастырь — место, где собирается горстка праведников, отгородивших­ся от внешнего мира.

В конце повести Иван Флягин действительно приходит в монастырь. По­виновение, покой и послушание его жизнь теперь, и это ему нравится.

Но странствие героя в монастырь - случайная прихоть судьбы. Уже в са­мом начале герою известно, что он - «молитвенный сын», то есть выпрошен­ный у Бога и предназначенный по обету монастырю от рождения. Поэтому он «многое даже не своею волею делал», а «по родительскому обещанию».

Предначертание влияет на жизнь героя, а его исполнение превращается в сюжет произведения.

Причиной окончательного прихода героя в монастырь становится его за­мечательная русская душа. С первых же страниц повести Иван Северьяныч представлен как человек простодушный, откровенный, добрый и бесстраш­ный. Нет ничего, что бы не умел Иван Северьяныч, даже поляк, к которому он пошел работать нянькой говорит: «Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится».

Да, присмотреть за грудным ребенком, вылечить ли его, усмирить ли нрав дикой лошади, совершить ли побег из плена - нет ничего недоступного для русского человека Ивана Флягина.

Характеристика Ивана Северьяныча как человека истинно русского уси­ливается и в сравнении с русским былинным богатырем: «... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, русский бога­тырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...» Предназначение же былин­ного богатыря - совершение патриотического и христианского подвига. Од­ним из определений героя повести становится - «богатырь - черноризец», и это должно еще раз подчеркнуть его характеристику как национального героя. Но герой Лескова не просто странник и богатырь. Он «очарованный странник» и его «очарованный богатырь», то есть околдованный, находится во власти мифологических сил.

«Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая со­относится с его национальным характером, как соотносится в самой повести две линии - национальное и мифологическое.

Действие мифологического элемента в повести определяется заклятием, наложенным на Ивана Северьяныча призраком убитого монаха: «А вот, - го­ворит, - тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погиб­нешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы!..»

Иван Северьяныч в последующем не мог избавиться от этого заклятья, так как это наказание за совершенный грех убийства. Предсказанье стало судьбой героя: «... и оттого пошел он от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб ...»

Судьба идет по стопам: «какое-то событие, трагическая развязка (гибель), странствие и все повторяется, но только следующее испытание хуже, страшнее предыдущего. Например, состязание в избиении плетью друг друга с азиатом за  право получения скакуна - смерть азиата - плен в десять лет в степи, пьян­ство в трактире, встреча с цыганкой Грушей - ее смерть от рук Ивана Флягина - служба в армии на Кавказе пятнадцать лет.

Яркому, красочному, полусказочному миру в повести под стать и герой - человек цельной натуры, богато одаренный, щедрый души, настоящий бога­тырь, талантливый русский человек, беглый крепостник Иван Северьяныч, прошедший через страшные испытания, много раз находившийся на краю ги­бели, символизирует физическую и нравственную стойкость русского народа, постепенный рост его духовных сил и развитие самосознания.

У Флягина особое отношение к душе. Размышляя, он задается вопросом: почему «у меня самоничтожный дух и сколько я через него претерплю,  а ничего не усовершаюсь». Три ночи он просит у Бога «другой - более соответ­ственный дух» и ожидает иного в душе совершения. Наконец, обретая дар пророчества, он понимает, что прощен Богом, и теперь ему «за народ очень помереть хочется». Иван Северьяныч верит в свое дальнейшее предназначение - идти воевать, умереть за народ. Перед смертью он «на богомолье в Соловки к Зосиме Савватию благославился», поэтому и путешествует вместе с пасса­жирами, которым исповедуется.

Как и Левша, герой одноименной повести Лескова в последние минуты жизни думает об Отечестве (Англичане не чистят ружье кирпичом, а смазы­вают маслом), так и в конце повести в Иване Флягине открылся дар предвест­ника, пророка: Он постоянно говорит о новой и скорой войне, за что его снова наказывают. Флягин снова странствует. Теперь он верит прорицанию монаха «с бабьим лицом» и чувствует приближение смерти. Это замечают слушатели «... очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность».

Лесков заканчивает повествование многозначительным замечанием: «а просвещение его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Так Н.С. Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравст­венную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, родине, природе. Это основные черты русского национального характера.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.