Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политическое лидерство.



 

                                                                              Александр Борисович

 

Политология как наука

 

1.Понятие политологии и основные этапы ее становления

Политология – наука о политике

Политика – имеет в основе греческое название города государства Полис.

В эпоху античности политические теории и взгляды изучали философы, оставившие нам трактаты о политике.

Платон (5-4 в до н.э.)

Законы и государство. В последнем он вывел образец идеального государства.

Аристотель (4 в до н.э.)

Политика, где он определил лучший формы государственного устройства

В 13 веке в З. Европе вводится понятие «политическое учение».

16 век Никола Макиавелли первым выделил учение о политике в самостоятельную дисциплину и отрасль знания.

Главная его идея - проблема государственной власти, изложенная в работе «Государь».

19 век – политология становиться научной дисциплиной и возникают учреждения разрабатывающие политические доктрины и концепции:

1871 г. - Франция – 1 в мире школа политической науки

1880 г – такая же школа в при Колумбийском университете

1895 г. – Лондонская школа политической науки

1920 г. – Берлинская

Политологию ,как научную дисциплину стали изучать лишь на постсоветском пространстве.

 

 

2.Объект и предмет политологии

Объект – политическая сфера общества, т.е. область общественных отношений, где взаимодействуют между собой различные общности людей = социальные группы, классы, народы.

Также эта область включает в себя социальные институты и организации, которые определяют это взаимодействие.

Важнейшие из этих институтов – государство.

Предмет – феномен политической власти и комплексный его анализ – главная задача политологии. Такой феномен связан с политической культурой и поведения и с методом познания политической жизни и т.д.

 

 

3. Основные понятия и категория политологии

Они делятся на 2 группы:

1. категории общей теории политики

- политика

- политическая власть

- субъекты политики

- политическая система

- политическая норма

- государство

- политическая партия

- политическая культура

- политическая идеология

2. категории отражающие процессы развития и изменения политической действительности:

          - политическое действие

          - политический процесс

          - революция

          - политическая роль

          - политический конфликт

          - реформа

          - политическое участие

          - политическое согласие

          - политическая социализация

 

 

4. Методы политологии

Политология использует методы изучения политики:

1. Диалектический

2. Эмпирико - социологический

3. Сравнительный

4. Системный

5. Бихевиоральный (поведенческий)

Диалектический = все процессы рассматривает комплексно в их становлении и развитии во взаимосвязи с друг с другом,  опираясь на принцип историзма, где последний связан с анализом определённой исторической эпохи.

Эмпирико – социологический основан на использовании метода социологии направленных на сбор и обработку информации связанной с реальной жизнью.

Сравнительный предполагает сопоставление двух и более политических объектов, выявляет их сходные и различные стороны.

Системный предполагает политический анализ общества, рассматривая общество как сложную систему состоящую из ряда элементов.

Бихевиоральный – анализ политического поведения людей.

6. Количественный  – статистический  анализ политической деятельности.

7. Метод принятия решений в области политики

 

5.Функции политологии

1. Познавательная – решает задачи исследования политической действительности

2. Прикладная - связана с применением политических знаний в жизни

3. Методологическая – выработка методов и способов изучения политики

4. Теоритическая – объяснение и обогащение политологического знания о политических процессов и явлений

5. Описательная – описание политической действительности как совокупности политических действий и фактов

6. Объяснительная – поиск ответов на возникшие вопросы политической жизни

7. Прогностическая – выработка прогнозов относительно развития политических процессов

8. Инструментальная – поиск ответов на вопросы практической политики

9. Мировоззренческая – связана с формированием с системой взглядов и убеждений относительно политической жизни и своей роли в ней

10. Идеологическая – выработка, обоснование и защита определённого политического идеала, обеспечивающего устойчивость социальных отношений.

 

6. Место политологии в системе обществоведения

Политология напрямую связана с общественными дисциплинами:

- философия – даёт политологии универсальные методы познания политического мира

- полит - экономия – объясняет связь политики с экономикой

- теория государства – анализ государства – главное место в политологии

 - правовая наука - политика протекает в определённых правовых нормах при демократиях

 - политическая история – даёт политологии факты для объяснения политики

 - политическая социология – методы политических исследований

- социальная психология – связана и с политическим поведением людей

- география – помогает развитию геополитики

Политология связана с демографией, этнографией, логикой

 

Политика как наука и учебная дисциплина

 

1.Политика как социальное явление

Общество – сложная система, состоящая из сложных подсистем:

1. Производящая (экономическая)

2. Социальная – наличие различных классов и слоёв общества

3. Духовная – наука, образования, искусство и религия

4. Политическая – с её институтами власти, объектами и субъектами политики.

Главная цель полит системы в обществе обеспечение целостности его подсистем и взаимодействия между ними. Причем каждая из подсистем имеет только присущие ей:

- структуру

- функции

- ценности

- нормы

- цели

- целями

- действующими лицами

Политика представлена миром политическим состоящем из:

- государства и его институтов партий

- политических движений

- избирательной системы

- политических процессов

- политического сознания

- политической культуры

Главным в этом мире является власть.

Политическая власть означает реализацию власти, отношений в виде отношений подчинения руководства в реализации тех или иных политических идеалов и функций.

Сама политическая сфера формируется под воздействием различных факторов:

- экономических

- социальных

- культурных

- идеологических

- и др.

 

2.Политические отношения

Политическими называются отношения между субъектами и объектами политической власти, связанные с распределением и осуществлением властных полномочий.

Субъектами политических отношений являются государство, руководитель политической партии, располагающие властью.

Объектами являются зависимые от субъектов группы, организации, лица, слои, вынужденные восполнять волю решения субъектов политики.

Политические отношения реализуются в 2-х основных формах:

- сотрудничество или соперничество (конфликт – согласие)

Их реализация – это следующие виды политики государства:

- внутренняя

- внешняя

- международная

Внутренняя делится на:

- экономическая

- социальная

- культурная

В свою очередь они делятся на подвиды.

Экономическая:

- промышленная

- финансовая

- научно – техническая

- аграрная

Социальная:

- образование

- медицина

- жильё

Культурная:

- искусство

- идеология

- религия

 

 

Политическая власть

 

1.Понятие политической власти.

Власть определяется, как способность субъекта осуществлять свою волю, оказывая определённые воздействия на деятельность иных субъектов.

При помощи какого- либо средства, т.е. это волевые отношения между субъектами, где первый субъект власти подчиняет себе, а второй её объект подчиняются 1-му.

 Таким образом, это отношение господство и подчинения, которые вытекают из определённой причины: средства подчинения или влияния.

В качестве таковых выступают физические, материальные, психологические, социальные, моральные, по средствам которых властные полномочия принимают формы:

- силы

- принуждения

- побуждения

- убеждения

- манипулирующий

- авторитета

Сама власть обусловлена необходимостью исполнять главную функцию: обеспечение целостности , безопасности всего общества. Эту и иные функции власть обеспечивает путём воздействием на подвластных всеми средствами подчинения и влияния.

 

2.Существенные черты политической власти

Это:

- суверенитет

- воля

- авторитет

- принуждение

Суверенитет – независимые от каких либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Суверенитет политической власти означает:

- независимость – верховенство внутри данного общества и ее равенство к власти и иных политических сообществ.

- неделимость – означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, имеющими разные политические позиции.

В истории были примеры двоевластия, но такая комбинация была не устойчива и рушилась (1917 Россия и Беларусь).

Воля – наличие у социального субъекта осознания целей и готовность решительно ее добиваться. Она проявляется путём предъявления своих требований подвластным. При утрате такой воли утрачивается и сама власть.

Авторитет – общепризнанная в стране и за ее пределами влияние субъекта власти. Оно проявляется в том, что иные субъекты добровольно подчиняются приказом данной власти. Власть, основанная на авторитет ее носителя называют – легитимной (законно).

Принуждение – осуществление субъектом власти своей воли, методами вплоть до применения физического насилия, которое легитимно.

Утрата субъектом власти хотя бы одного из этих признаков неизбежно ведет к падению данной власти. Власть попадает в руки иной политической силы.

 

 

3.Господствующие социально – политические силы (носители власти).

Носителем власти может быть любой субъект политики:

- индивид

- социальный класс

- группа которые в процессе политической борьбы овладевают властью. Овладевшие властью являются господствующем классом, который по Марксу это тот класс господства, который имеет в руках средство производства. Потому он обладает не только экономической, но и политической, духовной и культурной властью.

Государство гарантирует право собственности. Здесь политическое господство производно от экономического и защищает экономические интересы индивидов.

Идеологическое господство – обоснование законности экономического контроля собственника за всем обществом. Все эти 3 главные формы господства в истории не всегда находятся в руках одного класса. Так политический класс теряет экономическое и духовное господство, уступая его более прогрессивному в переходные исторические эпохи (Новое время, буржуазия не у власти, а дворянство уже уступило им).

Такое господство всегда делит общество на 2 неравных класса (на западе):

- рабовладельцы и рабы

- помещики и крестьяне

- буржуазия и пролетариат

На востоке данная градация на 2 противоположных класса н верна, т.к. здесь всегда преобладала госсобственность на основные средства производства, и власть была авторитарной, вплоть д тирании.

В настоящее время вопрос о субъектах политической власти не столь однозначны, т.к. есть демократия и гражданское общество.

 

4.Механизм политической власти.

Механизмом политической власти называют совокупность различных форм внешнего ее выражения = госучреждения и организации, правительство, суды, гос. СМИ, Юридические нормы и права, законы и учреждения.

Этот механизм составная часть более общего механизма, т.е. политической системы общества.

Сама политическая система похожа на пирамиду власти, где основание - общество в целом, а вершина – структура власти.

Главные стороны механизма политической власти это руководство и управление, возникшие в процессе разделения труда и его специализации.

Руководство - выработка решений правящей элиты, что фиксируется в документах, указах и законов и является обязательным для всех членов общества.

Управление - деятельность по практической реализации данных решений. Управление проявляется при помощи различных средств от добровольного согласия до применением власти физического насилия.

Правящая группа частично автономна, независима от принятия решения, т.к. ее деятельность протекает в определенных условиях.

 

 

5.Источники власти.

Основными их них являются:

- физическая сила\- богатство

- знание

- занимаемое положение

- организация

Физическая сила – первичный источник власти, опирается на страх, как фактор желаемого поведении (роль армии решающая).

Богатство – здесь его собственники обеспечить другим людям средство к существованию, получая в замен повиновение своей воли.

Знание – всегда были источниками власти, но их роль резко возрастает в современных условиях.

Занимаемое положение особенно важно в традиционном обществе.

 

 

6.Основание и ресурсы власти.

Основания власти – совокупность важных для её субъектов факторов, на которые опирается правящая элита при осуществлении власти.

Ресурсы власти – потенциальные основания власти, т.е. средство воздействия на подвластных. Способны усилить власть, использовать ее для достижения определенных политических целей.

В качестве основных выделяют следующие ресурсы власти:

- экономический (промышленная база)

- социальный (качество населения)

- юридический

- административно – силовые

- культурно – информационные

Экономические основания – господствующие формы собственности, ВВП на душу населения, золотой запас, устойчивые финансы, природные ресурсы.

Социальные основания – те слои, на которые власть, прежде всего, опирается. Власть же поддерживают слои, в интересах которых власть и действует.

Юридические основания – совокупность законов и нормативных актов, которые сформулировала сама власть.

Административно – силовые – те учреждения государства, которые обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность страны.

Культурно – информационная – учреждения, сохраняющие культурные ценности и информационный потенциал страны.

Дополнительные ресурсы власти – средство убеждения, чувства, традиции и язык.

 

7.Проблема легитимности (законности) власти.

Легитимная власть - которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчинятся ее велениям.

Если же власть принимается не добровольно и опирается на насилие ,то она нелегитимна.

К основаниям легитимности относят те причины и обстоятельства, которыми правящая верхушка обосновывает свое право на власть.

Все эти причины и обстоятельства Макс Вебер разбил на 3 группы:

- традиции

- харизма

- легальность

Традиционное господство основано обычаями, нормы которого выступают как отношения господства и подчинения.

Харизматическое господство базируется на авторитете лидера, к которому приписывают исключительные качества и власть его оправдывается преклонением перед ним большинством людей которыми он воспринимается как вождь. Здесь между лидером и властью устанавливаются тесными эмоциональные отношении.

Легальное господство – рациональный тип легитимности. Основан на признании массами добровольно установленных юридических норм, регулирующих вопросы управления и подчинения. Основной формой такой легальности выступает конституционное государство, где конституция четка регламентирует функционирование и смену правящей группы.

И утрата легитимности - это гибель самой власти.

 

 

Политическая система общества

Политической системой называется совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, по средствам которых реализуется властные отношения.

Подсистема общества которая в отношении иных подсистем выступает ведущей, обеспечивая их единство и функционирование путём использования государственной власти.

 

 

1.Компоненты политической системы.

В качестве основных выступают:

- государство

- политические партии

- общественные организации и движения

Важным содержанием их деятельности является осуществление политической власти, борьба за неё или стремление повлиять на неё.

Политическая система связана с темы субъектами политических отношений, которые носят институциональный характер, т.е. отношения власти реализуются через политические институты.

Сама политическая система имеет 2 подсистемы:

1.Институциональная подсистема – состоит из комплекса политических институтов

2. нормативная (политические и правовые нормы)

 

 

2.Структура политической системы

В ней представлены:

- государство

- политические партии

- общественные организации и движения

- социальные нормы

- политические нормы.

Государство является ядром политической системы. Имеет особое право на применения физического насилия и оно имеет всеобщность влияния на своих граждан в виде обязательности исполнения его велений всеми гражданами общества.

Политическая партия не есть часть государственного аппарата, но участвуют в осуществлении политической власти через институты государственной власти. Их главная цель: борьба за овладение властью или её удержание.

Каждая партия является представителем определенных слоев и групп общества и выражает их интересы, используя рычаги политической власти.

Через демократию выборов или через революцию партия контролирует государственную структуру путем выдвижения в эти структуры своих лиц, т.е. государственный аппарат становиться партийным.

Примечание: и оппозиционная партия, не достигшая власти, оказывает влияние на государство через свой электорат, т.е. людей голосующих за нее на выборах.

Общественные движения и организации, не являясь партиями, имеют более широкую социальную базу. Они менее централизованы и едины чем партия, но выражают интересы социальных групп и слоев и оказывают давление на власть снизу, побуждая ее действовать в интересах этих слоев.

Пример: такие движения часто принимают форму Народный Фронтов (БНР)

Правовые и социальный нормы.

Социальная норма – исторически утвержденная форма регулирования взаимодействия людей в виде предписания в соответствии с которым, и должны совершаться определенные действия для достижения той или иной цели.

Правовая норма – предписание, обличенная в юридическую форму и являющаяся законом.

Политические нормы могут быть формальными и неформальными, устными и письменными, универсальными (для всех) и частного характера (закреплённые законом они становятся правовыми)

 

3.Функции и сущность политической системы

Функции пс являются жесткими и видоизменяются под влиянием исторической обстановки.

Вместе с тем у любой пс основными из них являются :

1. Интеграционная

2.Целеполагающая

3. Организаторская

4.Регулятивная

5. функция выражения и согласования интересов различных социальных субъектов

Интеграционная выражается в объединении в единое целое сообщества всех элементов социальной структуры путём использования государственной власти на базе социальных ценностей, норм и идеалов, как их понимают господствующие политические и экономические силы.

Эта функция направлена на преодоление возникших конфликтных ситуаций для достижений стабильности общества = главная функция.

Целеполагающая состоит в определении задач и целей политических, экономических, социальных слоёв общества с учетов интересов всех социальных слоев групп.

Организаторская выражается в организации людских, материальных и духовных ресурсов обществ для достижения целей. Без организаторских усилий любые цели недостижимы и обществу грозит распад.

Регулятивная (или функция легитимности власти) – это обеспечение общественного признания самой правящей элиты и проводимой ею политики, деятельности политических институтов в целом.

Она находит своё выражение в обеспечении политического участия граждан без принуждения. Также она обеспечивает выявление и согласование интересов различных социальных групп – артикуляция интересов (озвучивание).

 

 

4.Типы современной политической системы

При классификации политической системы используют следующие факторы или подходы:

1.формационная – исторический тип общества

2.институционный – степень развития политических институтов

3.социокультурный – уровни развития политической системы

4.функциональный – способы деятельности политических институтов, методы и средства осуществления политической власти

Формационный подход выделяет политические системы;

- рабовладение

- феодальная

- буржуазная

С точки зрения уровня развития экономики общества, разделяют политическую системы:

- традиционную

- индустриальную

- постиндустриальное общество

В зависимости от преобладающего типа легитимной власти политические системы делят:

- традиционные

- харизматическая

- рациональные

На основе преобладания в том или ином обществе определённых политических институтов и ценностей выделяют 4 типа современных политических систем:

- англо-американские

- континентально – европейский

- западные

- не западные.

 

5.Политические режимы и его критерии

Политический режим – есть совокупность наиболее типичный для этого общества способов организации и функционирования основных политических институтов, а так же используемых органами государственной власти методов и средств воздействия на подвластных, которым оформляют и структурируют процесс взаимодействия государства, общества и личности.

Критерии классификации политического режима:

1.Положение личности в обществе, определяемое реальным объемом прав граждан и наличием возможностей их выражения и реализации

2.Степень и характер вовлеченности граждан в политику в виде возможностей их свободного волеизъявления и добровольного участия в выборе органов власти снизу к доверху и объединение их в политические партии и организации.

3.Степень развитости политических институтов и способы и формирования и развития, которое выражается наличием самостоятельных ветвей власти(исполнительная, законодательная и судебная) + органов местного самоуправления + сеть общественных объединений и характера законодательства их регулирующий.

В зависимости от этих критериев политических режимов выделяют их следующие виды:

1.Демократический

2.Авторитарный

3.Тоталитарный политические режимы.

Примечание!

В реальной жизни возможно сочетание характеристик тех или иных 2 типов и переходных режимов .

 

 

6.Основные виды политических систем и политических режимов.

А)Демократические политические системы.

Они имеют:

- Широкий диапазон реальных прав и свобод граждан

- Свободная деятельность, правящей оппозиционной партией

- Наличие общегосударственных органов власти, формируемого на основе свободных выборов.

- Формирование правительства парламентскими партиями, в соответствии с долей мест той или иной партии

- Наличие свободных СМИ

- Наличие органов местного, имея эти функции и признаки, обеспечивают :

1.Устойчивую легальную легитимность правящей элиты

2.Прямое и косвенное участие граждан в его формировании

3.Контроль со стороны масс за деятельностью правящей группы.

Б)Авторитарные политические системы

Они характеризуются режимом личной власти , которая принадлежит либо одному человеку (Брежнев) или узкой группе лиц вместе с ним.

Признаки такой системы:

1.Ликвидация или ограничение демократических прав и свобод

2.Ограничение выборности органов государственной власти, а парламент – второстепенен.

3.Ограничение полномочий местных властей

4.Запрет на оппозиционные СМИ

5.Использование насилия в борьбе с противниками режима.

Вывод: таким образом, авторитарный режим полностью противоположен демократическому.

Здесь массы не вмешиваются в определение направления политики и их участие во власти ограничено.

Легитимность такого режима – это либо традиция монархия, либо харизма правителей (Сталин, Гитлер) но не легальная легитимность.

Авторитаризм является формой организации государственной власти свойственной доиндустриальному обществу. Сита такой власти в том, что у неё высокая способность обеспечивать быструю мобилизацию всех ресурсов общества в ходе решения жизненно важных проблемм.

Но в современных условиях 20-21 вв. она не эффективна – препятствует свободе личности. И эта власть движется либо к демократии сегодня , либо к тоталитаризму (политические режимы 30-50-х г. 20 в)

В)Тоталитарные политические системы

Термин тотальный – целый, всеобщий, весь и применительно к политической системе означая абсолютный, всеобщий контроль государства за всеми сторонами жизни общества и отдельной личности.

Такой режим имеет только отрицательные черты:

- полный контроль государства над обществом и личностью

- максимальное ущемление прав и свобод граждан

- формирование органов власти на всех уровнях, путём назначения, а не выборов

- отсутствие принципов разделения властей и господство исполнительной власти , по сравнению с законодательной и судебной.

- однопартийная политическая система и ликвидация любой оппозиции.

-одна государственная идеология, навязанная всем

- государственная организованная система террора.

 

Эти отрицательные характеристики связаны с тем, что:

1. Правящая партия здесь не обладает ни традиционной, ни легальной легитимностью, а ее харизма поддерживается лишь насилием.

2. Массы не имеют возможности принимать участие в формировании правовой элиты

3. Роль масс в формировании политики сводиться лишь к добродушному единодушному одобрения действий властей.

До 20 века становление тоталитаризма было невозможно, хотя истоки были в том, что каждый авторитетный правитель стремился, но не мог добиться полного контроля над обществом.

20 век позволил правящей элите навязать тоталитарные религии, благодаря наличию новых технических средств, массовой «промывке» мозгов (радио, телевидение, печать) + власть получала средства технического контроля над обществом.

Все тоталитарные системы возникли в тех странах, которые находились в условиях либо глубочайшего кризиса, либо в условиях радикальных перемен (СССР) с его индустриал. и коллективиз.

Сила таких режимов в том, что они были самой высокой степенью мобилизации ресурсов, общественно значимых целей=индустриализация, создание ВПК, освоение космоса, атома, и они эффективны в годы войны и конфронтации.

Однако они слабо приспособлены к революционному развитию и причина их гибели в том, что они подрывают мотивацию человека к творческому труду, особенно в условиях НТР и YNG/

Кризис таких систем приводит либо к авторитарному, либо к демократическому режимам. Эффективность в западной модели экономики снижается.

 

7.Проблема легитимности политической системы.

Легитимность по Веберу не учитывает всего объема оснований правомочности власти, поэтому политолог США Дэвид Истон называет 3 источника поддержки власти и режима:

1) Основные идеалистические принципы

2) Привязанность к структурам и нормам режима

3) Преданность власти по причине положительной оценки личных черт людей, которые ее представляют.

Вывод: этим источникам соответствуют 3 типа ПС:

1) Идеологический

2) Структурный

3) Личностный

Идеологическая легитимность – опора власти и режима на определенные ценности и принципы, которые власть декларирует, таким образом, остальные члены общества признают моральное право власти на управление и одобряют политические институты и нормы режима.

Структурная легитимность - связана с убеждением в том, что институты политической власти и нормы режима обладают ценностью для всего общества.

Личностная (персональная) – легитимность выражается в виде морального одобрения лиц, выполняющих властные полномочия. Она имеет психологические источники=отождествленность лидера с идеалом, рациональный выбор, действие харизмы и демагогии.

Лидер с персональной легитимностью испытывает симпатию масс. Его восприятие господствует и рациональный поход, и расчет.

Вывод: в стабильных политических системах обычно имеет место сочетание различных видов легитимности = идеология легитимности = укрепляет структурную и личностную, личностная легитимность влияет на структурную и идеологическую, структурная – на личности и идеологии.

 

 

 

Государство в политической системе общества

1.Государств: понятие, признаки и сущность.

2.Современное государство . Формы правления и территориальное устройство.

3.Гражданское общество и правовое государство.

 

1.Государств: понятие, признаки и сущность.

До 16 века в политической мысли отсутствует понятие государства и под ним понимались различные образования: полис, республика, империя.

По Аристотелю – государство это постоянное и независимо общество граждан, обитающих на одной территории и объединёнными с содружество , обменом культурой властью.

Впервые Макиавелли дал понятие государства в 16 веке, разделив общество и государство как различные категории.

В современной политологии понятие государство в узком смысле характеризуется как организация публичной власти располагающая статусом суверенитетом на определенной территории.

В качестве основных причин появления государства называют следующие факторы:

1. Антропологический, т.е. развитие семьи, государства, племени.

2. Общественное разделение труда

3. Возникновение частной собственности эксплуатации и классовой борьбы

4. Воины и завоевания

5. Рационально – эмоциональны, т.е страх и разум

Признаки государства:

- наличие особого слоя людей, занятых профессионально управлением и образующих организацию высшей публичной власти, отделенного от общества.

- Суверенитет – статус верховной и независимой власти = т.е. государственная власть:

.верховна

.едина

.неделима

Т.е. эта государственная власть не может допустить стоящей над ней другой власти (неприкосновенность границ и невмешательство иных сил во внутренние дела).

- монопольные права на взимание налогов и издание законов.

- монопольные права на легальные применения вооруженных сил для физического принуждения и подавления с цель сохранения конкретного политического порядка.

- исключительные права выражать, представлять и защищать интересы общества

Функции государства:

- интегрирует и сохраняет целостность общества

- оно управляет социальными экономическими процессами общества

- оно мобилизует материальные и людские ресурсы для достижения этих целей

- оно регулирует социальные отношения путем авторитарного распределения ценностей в обществе

- обеспечивает государственной безопасности определенный общественный порядок.

 

2.Современные государства. Формы правления территориально-политического устройства

Форма правления- характеризует способ образования и организации органов государственной власти, их источники и систему взаимодействия друг с другом и с населением.

2 основные формы:

- монархия

- республика

Власть монарха первична, осуществляется пожизненно и наследуется , не зависит от населения и ее источник – божественное происхождение.

Типы монархии:

- абсолютные

- конституционный

Абсолютные – власть монарха никем и ничем не ограничено (современные арабские режимы).

Конституционная – власть монарха ограничена конституцией. Такая монархия имеет 2 вида:

. дуалистическая

. парламентская

Дуалистическая – разделение власти между правительством и парламентом. Здесь парламент принимает законы, монарх имеет право отлагательного вето , право отпуска парламента и он главнокомандующий.

Парламентская отличается полным безвластием монарха. У него лишь представительские функции.

Реальная власть – у премьера, которой опирается на правящую парламентскую партию (страны западной Европы: Испания, Великобритания)

Республика – форма правления, где источником государственной власти является сам народ и она осуществляется выборными органами , персональный состав которого избирается

Республики:

- президентские

- парламентские

- полу – президентские

В зависимости от того, кто ( парламент или президент) формирует правительство и кому оно подконтрольно и подотчетно.

Признаки парламентской республики:

- правительство формирует парламент и выражения недоверия ему ведет либо к роспуску его , либо к роспуску парламента и досрочного парламентского выбора.

- главой государства – президент, имеющий лишь представительские функции, а не властные.

- первым лицом в государстве обладающий реальной власти является премьер- министр (до 1994 года РБ была парламентской республикой)

Признаки президентской республики :

- выборы и президента и парламента осуществляется всеобщим голосованием на определённый срок.

- президент здесь и глава государства и глава исполнительной власти и главком вооруженных сил.

- он сам формирует правительство и им управляет

- состав правительства утверждается с согласия парламента, но под отчет только президенту.

- президент имеет право на законодательную инициативу

Признаки полу-президентская:

Президент избирается населением, он глава государства и обладает широкими полномочиями.

- он отвечает за государственную безопасность, оборону и руководит внешней политикой.

- исполнительную власть возглавляет прем и правительство ответственно и перед президентом и перед парламентом.

- президент имеет право назначать и отстранять премьера

- парламент имеет право на импичмент – недоверие

Формы государственного устройства:

Форма государственного устройства – принцип деления территории государства на отдельные части. Конституционный статус этих частей и принцип взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

№ формы такого государственного устройства:

- унитарная (единая)

- федеративная

- конфедеративная

Унитарное государство – единое однородное государственное образование , состоит из административных единиц, подчиненных центру и не обладающие признаками государственного суверенитета – ОДНА конституция, законодательство, налоги, денежная структура и т.д.

Федерация – союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих определенную политическую самостоятельность именуемых субъектами федерации (США,ИНДИЯ)

Признаки федерации:

- Ее образуют территории отдельных субъектов федерации-штаты земли , провинции.

- в ряде федерации существуют как местные, так и обще федеративные зако



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.