|
|||
Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителяСтр 1 из 2Следующая ⇒
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Задачи: - познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями; - осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми; - содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения. - обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье. Подготовительная работа: анкетирование учащихся «Насилие и дети», подготовка памяток и мини - анкет для родителей. Уважаемые родители! У учителей школы, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика. И чувствуя своё бессилие, совершаете насилие в отношении собственного ребёнка. Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми». Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Например, в Древней Спарте слабых новорождённых малышей сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; детей хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали. К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия. По данным статистики ежегодно 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около миллиона детей избиваются родителями, для 10% детей побои заканчиваются смертью, многие из них становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Более 10 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей. Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: - со стороны мужа по отношению к жене; - со стороны жены по отношению к мужу; - со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; - со стороны старших детей по отношению к младшим; - со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам. В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Жестокое обращение с детьми -это любая форма плохого обращения. Это когда: - Ребёнка лишают родительской ласки - Ребёнка не слушают - Не заботятся о его здоровье - Манипулируют ребёнком - Не считают нужным отправлять его в школу - Ребёнку показывают порнографические материалы - Ребёнка оставляют без присмотра - Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют - Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен. Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются: - низкий уровень культуры, образования; - негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому; - нежелательный ребёнок; постоянные супружеские конфликты; - наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; - безработица, финансовые трудности; - критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого человека и пр. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, т.е., его избиение. Это: - удары по лицу; - тряски, толчки; - затрещины, - удушения, - пинки; - заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; - избиение ремнём, веревками; - нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода. Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. К психической форме насилия относятся: - открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - угрозы в адрес ребенка в открытой форме; - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; - преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; - ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний. Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощрённо родная бабушка издевается над любимым внуком. Следующий вид насилия - пренебрежение нуждами ребенка – Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке. Пренебрежение – это: - отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: - патриархально-авторитарный уклад; - конфликтные отношения между родителями; - мать ребенка чрезмерно занята на работе; - ребенок долгое время жил без родного отца; - вместо родного отца - отчим или сожитель матери; - мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; - родители (или один из них) имеют психические заболевания; - мать в детстве подвергалась сексуальному насилию. Без сомнений,любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Последствия жестокого обращения с детьми в семье: - развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости; -объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; - агрессивное, преступное поведение детей; - злоба и ненависть к старшим; - сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. Ребёнок, подвергшийся насилию: - накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения; - становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство; - подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению; - снижаются его способности /успеваемость/ - склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям; - у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня. Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения в семье, в частности. Назовём их. Это Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция ДНР, Гражданский кодекс ДНР, Уголовный кодек сДНР,, Семейный кодекс ДНР, Закон «Об образовании в ДНР», Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Вопрос родителям:Как вы считаете, кто несёт большую ответственность за воспитание детей – родители или образовательное учреждение? Ответ: «Об образовании в ДНР» сказано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. В статье Семейного кодекса ДНР говорится: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Уголовный кодекс ДНР предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми. Статья 156 определяет пять видов наказаний: штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы… обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов… исправительные работы на срок до двух лет… принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности… лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определённые должности… По статистике более 80% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а остальные предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как? Какие методы можно применить, чтобы защитить ребёнка от самого себя? Прислушаемся к советам психологов. Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя 1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие! 2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите. 3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
|
|||
|